Главным событием Всероссийского фестиваля "Русская классика. Страницы прозы" в Самаре стали гастроли Московского ТЮЗа со спектаклем Камы Гинкаса "По дороге в…".
Московский ТЮЗ — театр, который очень редко бывает в Самаре, а со спектаклями Камы Гинкаса не был уже, кажется, несколько десятилетий. Чтобы сыграть постановку Гинкаса "По дороге в…" (Русские сны по Достоевскому)", в "Камерной сцене" выстроили белую комнату (в Москве этот спектакль идет именно в таком белом пространстве флигеля).
В очередном обращении Камы Гинкаса к роману "Преступление и наказание" главным героем стал Свидригайлов в исполнении Игоря Гордина. Гинкас уже ставил сцены с Порфирием Петровичем ("Играем "Преступление", 1991) и Катериной Ивановной ("К. И. Из "Преступления", 1994). Новый спектакль — это напряженное противостояние Свидригайлова с Раскольниковым (иногда — и с его сестрой Дуней).
В центре, конечно, Свидригайлов — его играет один из главных актеров Гинкаса и один из самых интересных артистов в современном театре Игорь Гордин. В нем — нерв и смысл спектакля. Свидригайлов Гордина — флегматик, невозмутимый развратник, на самом деле мучимый страшными противоречиями.
Его спор с Раскольниковым (Эльдар Калимулин) — спор о границах дозволенного и допустимого, с недоуменным " у дверей нельзя подслушивать, а старушонок можно лущить чем попало?" Свидригайлов обращается к Раскольникову как к себе подобному и то и дело натыкается на главный вопрос: есть ли что-то ТАМ? И если есть, то как возможно все произошедшее? (вопрос, так или иначе звучащий во многих спектаклях Гинкаса) Как возможен сам Свидригайлов?
Герой Эльдара Калимулина — борзый, молодой, ершистый. Он видит кошмары (откуда в спектакле "двое артистов погорелого театра" — трагикомические персонажи с топорами в головах), но никогда не признает, что подобен Свидригайлову. Он обвиняет и нападает, ему противен Свидригайлов, но излишняя нервозность выдает его настоящее состояние. Так ли уж он не верит? И так ли уверен, что между ним и Свидригайловым никакой "общей точки"?
Действие происходит в свежеотремонтированной белой комнате, на актерах неопределенного времени одежда (большое черное пальто на Раскольникове, белый плащ на Свидригайлове), и они то и дело берут в руки книгу Достоевского — то спросят у кого-нибудь: "не читал?", то кусок оттуда вслух прочитают, а то Свидригайлов порывается уточнить в первоисточнике, как бишь фамилия у этого Лужина, за которого хотят выдать Дуню. Действительно, трудно сделать вид, что зритель в 21 веке идет на "Преступление и наказание", не помня в подробностях текста. И что текст так уж укоренен в каком-то пространстве или времени, кроме условно-литературного.
Последние комментарии
Ну что ж это хорошие новости для региона. Стоит пожелать творческих успехов!
Загадочные дела. И какова реакция на нарушения? Возмещение ущерба наконец?
Лучше бы прибавили зарплаты рядовым артистам, чем тратить деньги на собственный пиар, проплачивая подобного рода восхваляющие себя статьи.
Какой же он красавец!
Актёр должен уважать своё дело. Я думаю он подпортил отношение Самарцев к нему.