В галерее «Виктория» открылась выставка FQ-TEST, объединившая социально-критические высказывания десяти художников из пяти стран.
Название FQ-Test образовано по аналогии с IQ-test и означает «тест коэффициента свободы». «Померить» уровень свободы в пяти странах взялись художники, собранные вместе куратором Андреем Паршиковым и московской галереей GMG, которая, по его словам, ориентируется на «молодое прогрессивное искусство». «Я не претендую на то, что все это жутко ново, - объяснял Паршиков концепцию выставки, - но в России это первая международная выставка социально-критического искусства, проводимая в формате галереи». Нового на выставке, действительно, было немного — художники в основном играли с «дискурсами власти», то есть показывали возможность посмотреть с другой стороны на навязываемые обществу стереотипы, реализуя идеи, высказанные Мишелем Фуко еще в 1960-е.
Большая часть работ FQ-Test построена по принципу более-менее сложного парадокса. Из самых простых был иронический коллаж болгарского художника Викентия Комитски «Together again». Слепив вместе континенты, художник получил очертания архаического материка Гондваны, тем самым поиронизировав над мнением, что глобализация — это последнее достижение цивилизации. «Это вообще еще не цивилизация», - заострял его мысль куратор. Намного сложнее была работа «русского американца» Антона Гинзбурга, поигравшего со средневековыми символами, напечатанными на кружках, цветами Евросоюза и придуманным Фридрихом Ницше термином «Gesamtkunstwerk» («завершенное произведение искусства»). Итогом размышлений над сложной композицией должен, по словам куратора, стать вопрос о том, во что превращаются тиражируемые массовой культурой достижения художников и философов — в «сувенирную продукцию»? В материал для создания фашистской идеологии, как случилось с философией Ницше?
Яков Каждан из Москвы предъявил публике куски мыла, сделанные из мрамора, и видео, изображающее очень долгий процесс мытья рук, которые, однако, все больше и больше покрываются кровью. Знаменитое «я умываю руки» Понтия Пилата - ведь действительно очень распространенная стратегия поведения в обществе, которая часто и оказывается причиной самых кровавых событий. Это, наверное, была одна из самых сильных работ.
Некоторые работы на первый взгляд воспринимались как издевательство художника над идеями протеста. Такой поначалу показалась видеолекция Ксении Перетрухиной «Not to be barby». На экране девушка модельной внешности по-английски читает написанный художницей текст, в котором призывает женщин не подражать образцам из глянцевых журналов, прекратить уродовать себя бесконечными диетами и любить людей не за их внешность. То, что художница передоверила свой текст англоговорящей модели, по ее словам, должно означать иронию по отношению к обществу, которое всегда внимательнее слушает таких людей. Получалось, что художник призывает женщин начать думать о чем-то поважнее, чем диета, но разговор все равно вертится вокруг нее — то есть здесь «дискурс власти» как раз побеждает художника. Автор работы, с которой корреспондент газеты «Волжская Коммуна» поделился этими сомнениями, считает, что такая трактовка возможна, но все равно важно говорить на эту тему.
В общем, мы увидели грамотно собранную выставку социального искусства — для респектабельной галереи явление действительно новое. С другой стороны, было видно, как «галерейность», которую куратор считал достижением выставки, превращает социально-критические произведения в безобидные интеллектуальные игрушки для продажи. Это, наверное, неизбежный процесс, но все же удивила степень «безобидности» выставленных произведений. Остроумие — вот поле, в котором «работают» почти все выставленные работы, за исключением, может быть, работы Каждана. На этом поле они действительно свободны, но свобода эта не приносит с собой ни сильных эмоций, ни эстетических потрясений.
Источник: газета «Волжская Коммуна», 17 ноября.
Последние комментарии
А снести это, уродующее всю округу здание, может дешевле будет??
Полностью с Вами согласен. И про наших "чуднЫх" парламентариев и про "Самарика". Которого впервые слышу.
Это какой такой "известный персонаж Самарик"? Все свои 40 лет живу в Самаре и впервые слово то такое слышу! Да и звучит стрёмно... А шишиги действительно прикольные.
В Самаре в кои-то веки сделали что-то реально крутое. Что вызывает желание приехать в этот город и бродить по улицам в поисках шишиг. Сразу хочется и какую-то сувернирную карту города купить с нанесенными на нее точками, где этих шишиг искать. И потом в каком-то кафе посидеть, замерзнув или устав от поисков. И купить маленькую скульптурку шишиги на память.
А Матвеев с таким комментарием сам не идиот? Пора бы парламентарию уже научиться разговаривать нормально и уважительно. Кто такой Самарик? Ни разу не слышала. Согласна с Арменом Арутюновым. Дайте городу крутое новое развитие. И отстаньте уже от этого милого и интересного проекта!