Последний электропоезд ушел, на контактных рельсах снято напряжение, в тоннелях зажегся свет, и на пути выходят «подземные жители». Тоннельщики, путейцы, обходчики, механики — те самые люди, которые не спят ночами, чтобы днем пассажиры Самарского метрополитена могли спокойно доехать до нужной станции. С бригадой путейцев в очередной обход по ночному метро вышли корреспонденты «ВК».
Подземный дом
Встреча с мастером путейцев Евгением Шубиным у нас состоялась ровно в полночь у самой глубокой станции Самарского метрополитена — «Гагаринской». Последние припозднившиеся пассажиры с удивлением глядели на нас, когда мы по неработающим эскалаторам спускались к железнодорожной платформе. Один из них предупредил: «Ребята, ваш поезд ушел, никого нет! Метро-то уже закрыто!» Но пассажир заблуждался - ведь именно ночью, когда на подземных перегонах зажигается свет, здесь кипит самая напряженная работа.
Евгений Шубин провел нас через всю станцию к неработающему выходу из метро. Здесь по узкому переходу мы сделали первые шаги внутри закрытого для пассажиров тоннеля. «На рельсы пока спускаться нельзя, - пояснил нам мастер, - напряжение не отключили. Сейчас последние поезда разъезжаются по местам отстоя: в депо или тупики между станциями. Поэтому зайдем к нам в кабинет». В эти предрабочие минуты у всех сотрудников метрополитена идут планерки, где мастер инструктирует бригадиров и работников о приоритетах в текущем ремонте.
Рядом с каждой станцией выстроен настоящий 4-этажный подземный дом — со множеством комнат, закрытых дверей, коридоров, в которых заблудиться — проще простого. И над самым нижним этажом находится свыше 20 м земли! Комнатка путейщиков находится на 3-м этаже. В ожидании уведомления диспетчера о том, что ток на рельсах снят, мы с бригадиром Алексеем Перезнатновым отправились в путешествие по этому подземному дому. Многие двери оказались закрыты — здесь установлены распределительные щиты, электропровода, трубопроводы, а также раздевалки, сушилки и прочие подсобные помещения. Возле некоторых дверей на стене располагались мощные железные клапаны. «В случае войны, когда метро будет использоваться как бомбоубежище, - рассказал нам Алексей, - эти клапаны позволят погасить энергию взрыва, распределив воздушные потоки».
Позже, уже на путях, Перезнатнов обещал нам подробнее рассказать о защитных свойствах метрополитена. А пока мы остановились возле одной из открытых дверей, за которой располагалась бригада тоннельных рабочих — тех ребят, которые устраняют подземные течи и чистят метро от пыли и грязи.
Подземный клининг
По словам тоннельного мастера Павла Камышева, в их работе главные враги - вода и пыль. «С ними и боремся каждую ночь, - рассказывает он. - С помощью специальных смесей, затвердевающих в течение 20 секунд, устраняем небольшие течи. А если течь большая, бежит струей, тогда забуриваемся в щель и отводим воду дренажной трубкой». Вообще, по словам мастера, какой бы силы ни было наводнение, угрозы короткого замыкания не существует. «У нас же по всему тоннелю проложены дренажные канавки, по которым вода стекает в лоток и специальную водоотливную. С рельсами вода практически не соприкасается», - пояснил он.
Одна из таких водоотливных расположена между станциями «Спортивной» и «Гагаринской». Здесь установлены мощные насосы, которые автоматически включаются, как только уровень воды достигнет критической отметки. Вообще, по словам мастера, этот год один из напряженных — из-за долгой зимы и большого количества снега весной в метро текли целые ручьи. Работы было невпроворот. Ведь вода в подземке создает опасность не только короткого замыкания каких-либо электроцепей, но и разрушает железнодорожное полотно. Как мы позже смогли убедиться своими глазами, в некоторых местах водные ручьи продолбили целые трещины в бетоне. По рассказам путейцев, из-за воды гниют шпалы, ржавеют рельсы. Поэтому в начале весны рабочие метрополитена объявили настоящую войну подземной воде. И на сегодня усилиями тоннельных работников практически все течи устранены. «Тем не менее, мы каждую ночь совершаем обход всех тоннелей, - рассказывает Павел, - и если видим течь, то оперативно, либо в эту же, либо на следующую ночь, устраняем ее».
Второй проблемой здесь является грязь. Пыль, по словам рабочих, служит отличным проводником и так же, как и вода, может стать причиной короткого замыкания. К тому же она легковоспламеняема, как пропитанный порохом фитиль. В борьбе с пылью у обходчиков, по словам Камышева, есть специальное оружие — мотовоз с 60-тонной цистерной. «По периметру этой плоской цистерны установлено 8-10 сопел, сходных по конструкции с соплом поливомоечной машины, - поясняет мастер. - Это позволяет полностью смывать всю пыль и грязь со стен и кабелей. А после мы берем резиновый шланг, подключаемся к тоннельному водопроводу и промываем уже сливной лоток». Водопровод, оказывается, проложен вдоль всего тоннеля подземки, и краны установлены через каждые 25 метров.
Разговор с мастером прервал неожиданный и пронзительный вой сирены, извещающий рабочих об отключении электроэнергии от контактного рельса. Мастеру стало не до нас — впереди всего 4 часа работы, а успеть нужно очень многое. Поэтому вместе с Перезнатновым мы поспешили обратно к путейцам, с которыми и должны были спуститься в тоннель.
Нежданные гости
В кабинете путейцев бригада в полном составе собиралась спуститься на рельсы. Среди опытных мастеров заметно выделялся 21-летний Сергей Норенко, пришедший работать в метро всего год назад. Днем он учится на 4-м курсе Самарского государственного университета путей сообщения по специальности «Строительство железных дорог», а каждую ночь спускается в метро применять полученные знания на практике. Конечно, с таким режимом работы и учебы времени на развлечения у молодого парня не остается, но он доволен и своим распорядком дня, и своей профессией. «У меня и отец, и дед работали на железной дороге, целая семейная династия, - рассказал Сергей. - Поэтому проблемы выбора профессии для меня не было».
Общаясь с молодым путейцем, мы наконец-то вышли в тоннель. Перво-наперво Евгений Шубин показал нам объекты ответственности своей бригады: рельсы и шпалы. Оказалось, рельсов в метро не два, как на обычной железной дороге, а три. Третий, скрытый за защитным желтым кожухом, со станции разглядеть невозможно, разве что наклониться далеко вперед. Именно по этому контактному рельсу в подземную электричку и поступает электроэнергия. «Напряжение здесь составляет 825 В, - рассказал мастер. - Сам рельс сделан из мягкого токопроводящего металла. И действительно, если одной рукой схватить контактный, а другой рукой — ходовой рельс, тогда человек получит смертельное поражение электрическим током».
Таких случаев, конечно, в Самарском метрополитене не было. Нежданных гостей здесь практически не бывает — на входах в тоннели установлены видеокамеры и сигнализации. По словам Перезнатнова, в тоннелях сейчас даже собак не встретишь. Тем не менее, года четыре назад он поймал подростков-экстремалов, забравшихся в тоннель через вентиляционную шахту.
«Представляете, электричка утром выходит с места отстоя на рейс, - вспоминает он, - и вся разукрашена графитти. Ребята забрались через воздухозаборник рядом с тупиковой веткой, где стоял состав. Разрисовали его и часть тоннеля краской из баллончиков и спокойно вылезли обратно. На следующую ночь мне удалось задержать двоих из них, третий все-таки убежал». За эту поимку бригадиру даже выплатили премию, а ребят пожурили и отпустили домой. С тех пор меры безопасности значительно усилили — сейчас в ночное метро не проникнет ни злоумышленник, ни хулиган.
Если завтра война
Тем временем путейцы молча делали свою работу. Единственная женщина в бригаде, Валентина Шубина, супруга мастера Евгения, с помощью зеркала и фонаря проверяла состояние контактного рельса. По ее словам, необходимо обращать первоочередное внимание на стыки и узлы — чтобы не было трещин, пыли, повреждений. Один из рабочих прилаживал к рельсам специальный шаблон. С его помощью путейцы измеряют уровень одного рельса над другим, расстояние между ними, а также высоту контактного рельса относительно железнодорожного полотна. «Все расстояния должны быть в установленных допусках, - пояснил нам Перезнатнов. - Если отклонение значительное, мы регулируем рельсы, вплоть до полной замены железнодорожного полотна». Однако из-за постоянства температуры внутри тоннелей, в пределах 0-5 градусов тепла, деформация рельсов минимальна.
Следуя по освещенному тоннелю вместе с рабочими, мы дошли до того самого тупика, в котором подростки забавлялись с краской. В эту ночь в нем также стоял состав, дожидаясь нового рабочего дня. «Наверху есть служебное помещенеие, - рассказал Шубин, - квартира, куда машинист идет отдыхать, чтобы с утра в срок запустить поезд. Делает несколько кругов, а уж затем идет домой».
В это время наше внимание привлекли несколько темных дверей на стенах тоннеля. В голове крутились истории про подземные ходы, связывающие метро с бункером Сталина, тоннели, выводящие на тот берег Волги. Реальность оказалась намного прозаичнее — это были обычные туалеты, расположенные через определенное расстояние. На настоящий момент они законсервированы, их откроют лишь во время войны. «Ведь метро может служить бомбоубежищем, - пояснил мастер, - должно выдержать даже прямое попадание мощной бомбы. А еще в тоннелях установлены специальные ворота, которые достаточно герметично перекрывают коридор. Их работоспособность проверяют не реже раза в месяц».
Источник: www.vkonline.ru
Последние комментарии
Что подорожало осмотр новой плиты колонки счётчика ???? Или глаза того кто смотреть будет ????
«Михаил Смирнов назвал сложности с получением данных о количестве проживающих в квартире…» Эти «сложности» не так уж и сложны. Есть два основных источника информации: подразделения МВД (т.н. «паспортные столы»), где есть база данных о прописанных гражданах. И есть выписки ЕГРН Росреестра, где есть данные о собственниках жилья. А также есть и ФНС, где каждый гражданин закодирован под своим ИНН. Предполагаю, что для Администрации области вполне возможно воспользоваться этими базами данных, чтобы выяснить искомую информацию. Далее определяем, сколько гражданин генерирует отходов. За основу возьмём т.н. «рациональные нормы потребления». Например, для пищевых продуктов они рекомендуются Минздравом. Выясняем, сколько желательно съесть куриных яиц в год. Переводим это количество в количество картонных/пенопластовых упаковок. И по сплющенным перед отправкой в контейнер упаковкам вычисляем объём этого отхода. Точно также и для бутилированной воды, и для сахара, для макарон, и так далее. Вроде бы просто. Или, всё-таки, сложно?
У родителей нет информации ввели ли карантин в школе или нет, завтра 3 урока. И сегодня тоже уроки были, вот всё что мы знаем. Кто-то кого-то обманывает.
Готовьте карманы, самарцы...
И? А те кто один живёт в трешке или двушке, но платит за тех, кто впятером живут в таких же условиях, это справедливо???