Запрет на вылов водных биоресурсов сетями в реках Самарской области продлится до 15 июня. До этого времени любители отдыха на природе могут довольствоваться лишь рыбалкой с берега. И все же, несмотря на опасность быть пойманным, следовать букве закона спешат далеко не все самарские рыбаки. Журналисты "ВК" попытались в очередной раз нарушить их преступно-браконьерские планы.
Попытка №2
Две недели назад мы уже провели целый день со специалистами областного департамента охоты и рыболовства и сотрудниками водной милиции, помогая им отлавливать рыбаков, сбившихся с пути истинного и решивших заработать себе на хлеб незаконными орудиями лова. Тогда в результате рейда по водам реки Самары было поймано за руку несколько браконьеров, изъяты километры сетей, из которых было выпущено несчетное количество раков и рыбы. К сожалению, огромное ее количество было выброшено на берег и вместе с браконьерскими снастями предано огню – ведь выжить удается далеко не каждой рыбе, побывавшей в сетях. В этот раз было решено проверить, насколько изменилась ситуация на заливных лугах Самарки и стало ли меньше несознательных элементов, нарушающих хрупкое равновесие самарской водной экосистемы.
Временем для начала рейда было выбрано раннее субботнее утро. Выйдя на фарватер реки, мы пришвартовались к катеру нашего старого знакомого – Рината Ахметшина, специалиста управления контроля оперативного надзора департамента охоты и рыболовства Самарской области.
Сопровождать нас также любезно согласились представители водной милиции Юрий, Евгений и Сергей. Без них проведение подобных рейдов – пустая трата времени, так как именно на представителей власти возложена обязанность составления протоколов о браконьерстве, а также изъятия запрещенных орудий лова и если потребуется - транспортных средств.
Ход нашего катера был прерван уже через несколько минут, в районе поселка Чкаловка. На воде была замечена резиновая лодка, хозяин которой ловко орудовал веслами, пробираясь сквозь кусты вдоль подтопленного берега. Погони не случилось – человек в надувной "посудине" решил не сопротивляться и первым протянул руку. Как оказалось, нашим утренним гостем оказался старый знакомый рыбинспекторов, уже имеющий судимость за браконьерство. После недолгих уговоров он сознался в рецидиве и показал место, где спрятал сеть и добытую рыбу.
- Вы только новый протокол не пишите, а то я еще по предыдущему в суд не явился, - говорит нарушитель.
- Не нарыбачил ты еще сегодня на протокол, - отвечаем ему. - Видимо, рано мы тебя спугнули. - И провожая взглядом отдаляющийся силуэт озадаченного браконьера, начинаем прочесывать близлежащую акваторию кошкой — на предмет установленных в толще воды сетей. В прошлый рейд их тут было наставлено буквально друг на дружку. Сегодня же наш "улов" намного скромнее - всего три сетки и несколько килограмм запутавшейся в них некрупной рыбы.
Выходят раньше времени
Идем дальше вдоль русла, изредка замечая по пути и вытаскивая на борт все новые сети с трепыхающейся в них рыбой. Через несколько километров видим рыбачий стан - ветхая покосившаяся халупа, мостки и развешенные на сваях рыбацкие сети. Причем не какие-то китайские, сплетеные из лески, а капитальные, вязаные, из нервущейся капроновой нити.
Подходим ближе к берегу - и очередная радостная встреча. Рыбак Василий, уже изрядно загоревший на весеннем солнышке, видно уже не в первый раз попадается в поле зрения самарских рыбинспекторов, хоть и рыбачит, по собственному признанию, по справке от Волжского рыбколхоза. Вот только делать этого до середины июня законом запрещено, даже для рыбопромысловиков. А о том, что этот запрет грубо нарушен, говорит стоящая у берега моторка с двумя садками, полными рыбы и раков. Но при этом Василий, похоже, даже не пытается хоть как-то загладить свою вину:
- Да я тут каждый день на своем участке, от кого мне прятаться! - говорит рыбак.- И врать я не буду - мы тут работаем уже не первый год. Сетки мы тут стираем, к сезону готовим. А Самарку чистим от старых сетей, вот в них раки с рыбой и попадаются. Не выбрасывать же! Да к тому же до начала сезона-то совсем немного осталось, чего уж там...
- Таких убеждать без толку, - объясняет Ринат Гарифович. - Он и завтра отсюда никуда не денется, а сети у него действительно промысловые. Изымешь - потом чем он будет на жизнь зарабатывать. Приходится описывать рыбу и прощать до следующего раза.
Ежедневный контроль
Впрочем, как оказалось, в это утро нам суждено было принять участие не только в "водных процедурах". Проходя мимо аэропорта Смышляевка, видим еще одну землянку. Поровнявшись с ней, выбираемся на берег и знакомимся с ее обитателями. Две клетки с кроликами, сторожевые собаки и заросший, небритый и прилично помятый мужчина неопределенного возраста. На столе перед домиком - початая бутылка водки, рюмка и недочитанный томик с заголовком "Любовник в законе". Сотрудники милиции словно чувствуют, что здесь не все ладно, и обнаруживают на берегу садок, полный раков. А среди гор старых сетей и раколовок в каморке сторожа находят двустволку и три патрона к ней.
- А почему не в сейфе? И где разрешение?
- Так, у начальника. Ружье не мое, я и не знал, что оно здесь спрятано, - оправдывается сторож. - Вы позвоните, вот телефон. Там вам все расскажут.
Как выяснилось, владельцем ружья является сын хозяина базы, полковника внутренних дел в отставке. Но так как после долгих выяснений отношений ни он, ни его отпрыск приезжать на место не согласились, то ружье было описано и конфисковано, а его владельцу было предложено заехать за ним лично - в отделение. Ну а местному сторожу пришлось устно внушать, что ответственность за хранение незарегистрированного огнестрельного оружия - это уже не шутки. Но, видимо, поняв, что дело это неблагодарное, оставляем бедолагу дочитывать свой роман на берегу, а сами отправляемся обратно, в сторону города.
Полчаса спустя, выйдя на берег, мы уже подводили итоги нашего рейда. Штук двадцать сетей - от 50 до 100 метров каждая, 6 кг раков, которых сотрудники водной милиции при нас выпустили в воду, и около 10 кг рыбы. Вся она запутана в сваленных в кучу сетях и уже не подает признаков жизни. Жалко, конечно, но в такие моменты думаешь не о ней, а о той, что миновала этой печальной участи.
В любом случае, мы на собственном примере убедились, что за две недели активной работы общественных и государственных инспекторов Самарка стала значительно чище. Надеемся, что от сетей порасчистили и другие реки губернии. Кроме того, регулярные рейды наверняка должны заставить задуматься и самих браконьеров. Ведь зная, что за водными просторами ведется ежедневный и чуткий контроль, мало кто захочет быть пойманным с поличным.
Последние комментарии
Сейчас канализация льëтся в речку Орловку, а потом в Самарку.
Таки не вздумайте летом кондиционеры включить! В трубу вылетите!
Озвучьте стоимость проекта? Может хватит уже тратить деньги в пустую. Каждый год новый проект и даже в планах на ближайшие 5 лет нет реализации этих картинок.
Ничего ни вижу, а когда увидят нечего не знаю. Угадать за минуту, Время пошло.
Какое отношение минсельхоз имеет к мусору???