О заоблачной карьере он не мечтал. А на борьбу с огнем шел первым. И летом 2002-го, без согласования с высоким руководством, бросился тушить загоревшиеся артиллерийские склады, где летали и рвались, угрожая разрушить всю Сызрань, реактивные снаряды. Увлек за собой весь пожарный гарнизон. И склады потушили. А Матиевский потом построил храм. Он называет себя верующим человеком и говорит, что абсолютно ни о чем в жизни не жалеет.
Так распорядилась судьба
Сейчас Виктор Матиевский - известный и уважаемый в Сызрани человек. Он руководит отделом надзорной деятельности (бывший Госпожнадзор) по городам Сызрани, Октябрьску, Шигонскому и Сызранскому районам. А до этого много лет возглавлял пожарный гарнизон. За 32 года службы Матиевский удостоился множества наград, которые только могут быть у пожарного. Но мало кто знает, что в эту профессию он пришел случайно. Просто так распорядилась судьба…
Виктор Матиевский родился в Сызрани 31 мая 1957 года. И в трехлетнем возрасте, после развода родителей, его забрали на воспитание дедушка с бабушкой. «А когда я учился в 7-м классе, - вспоминал полковник, - мой дедушка умер, и 24 рублей бабушкиной пенсии нам на жизнь не хватало». Поэтому, окончив 8 классов, круглый отличник Витя Матиевский, несмотря на уговоры педагогов продолжить обучение в школе, поступил в сызранский политехнический техникум, на отделение противопожарной техники и безопасности. «Там учащимся бесплатно выдавали обмундирование, - говорит Матиевский, - и обеспечивали питанием. Кормили обедом, а вместо завтрака и ужина выдавали сухой паек: тушенку, крупы, сахар, сгущенное молоко. И я приносил все это домой, на радость бабушке. И если бы я жил в достатке с мамой и папой, я бы не стал пожарным, так как эта профессия не была престижной».
Закончив техникум со средним баллом «5», Виктор Матиевский, как и все советские отличники, получил комсомольскую путевку в вуз. «Мне дали направление в МГУ, - говорил полковник, - но это Москва. Там тоже деньги нужны. А у меня их не было. И мне пришлось пойти в армию». Первые полгода Виктор служил пожарным в Сызранском высшем военном училище летчиков. Потом полтора года в Безенчуке.
Работать на совесть
После армии Матиевский поступил на заочное отделение юридического института, год преподавал в сызранском техникуме, который прежде заканчивал. А 27 декабря 1979 года устроился в отделение пожарной охраны при городском отделе внутренних дел Сызрани инспектором пожарного надзора. И в 1983 году, когда ему исполнилось 26 лет, его назначили начальником одной из трех пожарных частей вновь созданного отряда военизированной пожарной охраны по тушению пожаров в Сызрани.
В первые годы службы амбициозный офицер Матиевский поставил перед собой цель сделать часть лучшей. «Дедушка с бабушкой с малых лет приучили меня делать хорошо все, за что бы ни брался, - говорит он, - добросовестно и надолго. И я всегда ставлю перед собой цели и добиваюсь их выполнения. Например, еще в школе я не мог быть удовлетворен учебой за неделю, если кто-то получил больше меня пятерок. И если я стал начальником пожарной части, она у меня должна была стать лучшей в отряде и лучшей в области. Но когда новая пожарная часть комплектовалась, туда брали всех подряд. Когда я часть принял, у меня было около 80 человек. И за три года от них осталось человек 15, а 65 я набрал новых. Из членов партии остался я и начальник караула, а троих членов КПСС я просто уволил. И мне по партийной линии чуть выговор не вкатили. Но со временем наша часть стала лучшей».
Боевые сводки
За годы службы в пожарной охране Виктор Матиевский участвовал в тушении всех крупных пожаров. В начале карьеры, в сентябре 1980-го, будучи дознавателем, расследовал причины пожара в поселке Машинистов, где сгорело 44 дома и погибли 42 человека. А в 1992-м руководил тушением пожара на мазутовых ямах на Сызранском нефтеперерабатывающем заводе. «Там у нас погибли 2 человека: командир части Михаил Луценко и командир отделения Сергей Вотрин, - вспоминал Матиевский, - и все пожарные видели, как их коллегу Вотрина накрыло выбросом горящего нефтепродукта. И от него нашли одну пряжку. А когда начальник части Луценко факелом горел, его обгоревшего положили в «скорую помощь» еще живого. Но до больницы не довезли. Скончался от шока.
И коллеги это видели. Никто из них не отступил. И их профессионализм тогда сыграл ключевую роль. На тушение у нас ушло несколько часов. А аналогичные пожары в Астраханской области тушили четверо суток».
Под угрозой весь город
Пожалуй, самое жуткое для Сызрани ЧП последних лет произошло в 2002 году. 10 июля в результате попадания шаровой молнии загорелись артиллерийские склады с реактивными снарядами в поселке Сердовино.
«Особенность этих складов в том, - объясняет Матиевский, - что они находятся на территории города. А все склады, которые горели в последние годы в России, находились за пределами городов. И особенность тушения загородного склада в том, что пожарные машины располагают за периметром разлета снарядов. Выжидается время, когда все снаряды разлетятся и взорвутся. И их уже потом тушат. А в нашем случае, если бы мною не было принято решение тушить склады сразу, у нас большей части города просто не стало бы. Дальность разлета реактивных снарядов - несколько километров. И в этот радиус у нас попадал спальный район Монгора, центральная часть города, железнодорожный узел, нефтеперерабатывающий завод СНПЗ... Я был тогда в отпуске. Но дабы спасти город, людей, без согласования с руководством принял решение».
Матиевский облачился в спецобмундирование и первым шагнул на горящую территорию. Подчиненные устремились за командиром. «В тот момент у нас в отряде было 680 человек, - вспоминал полковник, - мы ввели в расчет всю технику. Подняли и собрали весь личный состав. Поразила тогда самоотдача всех пожарных, которые не думали о себе, о своей жизни. У нас под ногами был трубчатый порох от артснарядов. Мы по нему ходили. Мы были в самом периметре этих складов, где снаряды летали и рвались. Воду качали с ближайшего пожарного водоема.
А когда она кончилась, мы вытаскивали из горящей ямы снаряды баграми. До нового подключения к воде мы работали около 10 минут. Все могли сгореть в любую секунду. И люди, понимая это, трудились с полной отдачей. Все понимали, что если отступят, погибнет город, погибнут родные и близкие».
Благодаря быстрому вмешательству пожарных на тушение складов ушло тогда всего 4 часа. Причем в огненном котле никто не погиб. И это единственный случай в России, когда склад боеприпасов удалось потушить.
«Честно говоря, - признался Матиевский, - у меня было тогда вариантов немного. Я осознавал: либо погибну, либо мы потушим пожар. Если не потушим, а я живой останусь - меня посадят. А посадить могли потому, что я на свой страх и риск принял решение войти на склады и тушить».
Виктор Матиевский не скрывает, что, находясь тогда в огненном кольце под осколками рвущихся снарядов, решил, что если выживет, обязательно построит храм в честь иконы Божьей Матери «Неопалимая Купина». И построил. Финансировала проект супруга Матиевского, предприниматель Татьяна. Участие в строительстве принимали и другие бизнесмены. «Храм мы заложили в 2003 году, - говорил полковник, - а в следующем уже возвели. Рядом с храмом по инициативе моей супруги мы построили православный детский сад. А сейчас строим храм на улице Декабристов в честь великомученицы Татьяны».
Самое дорогое
Вклад Виктора Матиевского в строительство богоугодных заведений был отмечен российским духовенством. Партриарх Алексий Второй наградил его орденом Сергия Радонежского 3-й степени, а патриарх Кирилл - орденом Андрея Рублева 3-й степени.
Сам Матиевский является глубоко верующим человеком. Он побывал в святых местах и уже три года подряд привозит в Сызрань к пасхальному богослужению благодатный огонь со Святой земли. «У меня есть духовник, отец Марк – монах Раивского монастыря, что под Казанью, - говорил полковник Матиевский, - и если меня тревожат какие-то вопросы, я обращаюсь за советом к нему.
А главной гордостью Матиевского является его семья. У него четыре сына. Старшие, Павел и Алексей, закончив училище, сейчас работают в пожарной охране. Уже майоры. Средний сын Виталий трудится на железной дороге. А 15-летний Федор пока учится в школе. От старших сыновей у Виктора Матиевского четверо внуков.
«Меня в моей жизни устраивает все, - подчеркнул полковник, - и я ничего не хотел бы менять».
Последние комментарии
... и почему с проектами;... транспорт по ПОЛУСФЕРАМ, ... по ЧЕТЫРЁХ-РЕЛЬСОВОМУ ПУТИ и ... ПРОЛЁТНЫЙ транспорт - ни кого не интересует ( последний в Яндекс Университет 2035 ) - НЕ ВЕРА ЧТО ЭТО ВОЗМОЖНО ... ДА, я требую вначале ПАТЕНТОВАНИЕ, а потом ТЕХНИЧЕСКОЕ РЕШЕНИЕ - ДЛЯ обсуждения.
02.07.2025 Волга, Балаково был пойман такой же судак, за ГЭС, в в конце пустынного, был отпущен обратно
Всё просто. Сделайте АО и продайте акции жителям Самары, а жителям этого населённого пункта подарите. Всё. Не благодарите.
Нет крематорию возле села Кривое озеро! Все жители села и близ лежащих мест отдыха против! Оставьте нам чистый уголок природы! Найдите более подходящее место в промышленной зоне!
Что подорожало осмотр новой плиты колонки счётчика ???? Или глаза того кто смотреть будет ????