Архитектурное наследие Самары, собранное за полтора века, включает в себя произведения практически всех основных стилей российского зодчества этого периода. «ВК» начинает серию публикаций, посвященных стилевому разнообразию в самарской архитектуре, основным тенденциям прошлого и настоящего, а также истории развития города на Волге.
С момента основания крепости Самара можно выделить четыре основных этапа развития города. Первый этап начинается с основания князем Григорием Засекиным крепости и заканчивается в 1851 году, когда город обрел статус губернского центра. Этому предшествовал один из крупнейших пожаров за всю историю Самары, который практически полностью уничтожил все постройки, которые были в уездном городе. Осталось совсем немного зданий, относящихся к тому периоду. Зато новый этап стал одним из самых богатых в архитектурном отношении.
С 1851 года и до революции 1917 года Самара активно развивалась, шагая в ногу со столичной модой, которая, в свою очередь, ориентировалась на передовые тенденции в европейской архитектуре. Классицизм успел проявиться здесь лишь в виде нескольких зданий, зато довольно широко представлен историзм, свойственный второй половине XIX века: неорусский стиль, псевдомавританский, неоготика. Особенно ярко заявил о себе стиль модерн, как губка впитавший традиции прошлого. Несмотря на то, что большая часть зданий, естественно, по уровню соответствует провинциальному городу, здесь встречаются и постройки, вполне достойные столиц. Связано это, в первую очередь, с тем, что для Самары проектировали такие именитые архитекторы, как Федор Шехтель, Александр Зеленко, Александр Фон Гоген, а так же самарцы: Дмитрий Вернер, Александр Щербачев, Зельман Клейнерман и другие.
Революция на несколько лет приостановила процесс развития российской и самарской архитектуры, вырвав ее из общемирового контекста. Первое крупное сооружение в городе появилось лишь в 1923 году. Им стало здание управления Самара-Златоустовской железной дороги на нынешней Комсомольской площади. Через несколько лет появились и первые жилые дома. Самара активно строилась в первые пятилетки. Причем если в первой четверти ХХ века мы можем отметить постройки столичного уровня, то в 1930-х смело можно сказать о появлении первых шедевров, не имеющих аналогов в мировой архитектуре. Таковым, в частности, является здание фабрики-кухни завода им. Масленникова, построенное по проекту Екатерины Максимовой. Это не единственный в мире дом в форме серпа и молота, но однозначно лучший по исполнению. Конструктивизм довольно быстро сменился «сталинским ампиром». Смена эта отчетливо видна на многих зданиях. Конструктивистские объемы и свойственная этому стилю расстекловка часто сопровождается рустованным фасадом и иными декоративными элементами сталинской классики.
Следующая яркая страница самарской архитектуры приходится на 1960-1980 годы. Появляется новый генеральный план развития города, а такие архитекторы, как Ваган Каркарьян, Алексей Моргун, Юрий Храмов и другие, украшают город своими индивидуальными проектами.
В 1990-х начинается кризис. Сначала это сказывается на количестве строящихся в городе зданий, а затем и на их качестве. Тем не менее, 90-е, в отличие от начала XXI века, запомнились яркими стилизациями и сравнительно бережным градостроительным подходом к городскому пространству.
Совсем иначе обстояло дело в 2000-х годах, когда высотность, количество квадратных метров жилья и дешевизна стройматериалов стали главными критериями, отодвинув на второй, а то и третий план архитектурную ценность проектируемых и строящихся зданий. Бум точечного строительства, варварское уничтожение объектов культурного наследия и отсутствие какой-либо градостроительной политики — основные тенденции этого периода. Несмотря на это, в Самаре продолжают появляться качественные проекты, в том числе и в историческом центре города.
В целом, такое многообразие архитектурных стилей, как в Самаре, встречается во многих губернских центрах, однако по плотности и сравнительной сохранности застройки разных периодов наш город качественно отличается от многих соседей. Чтобы убедиться в этом, достаточно выйти на Театральную площадь и оглянуться по сторонам: неорусский театр Михаила Чичагова, неоклассика Шаманского, перестроенная в конструктивизм Петром Щербачевым. Щербачевский же штаб ПриВО, особняк Александра Щербачева, построенный в традициях деревянного зодчества, украшенный фасадной плиткой модерновый музей ПриВО архитектора Дмитрия Вернера и особняк Фон Вакано его же постройки. Каждый из этих стилей в Самаре заслуживает отдельного рассмотрения, чем мы и займемся в будущих номерах «ВК».
Источник: www.vkonline.ru
Последние комментарии
Совершенно справедливо.
Виляют и друг на друга кивают...
Осмелел при Рыбаковой ручной был...Гефест на себя перевел или все жонушкой прикрывается
великолепные книги супер
Какое вранье и лицемерие. Предательница, сбежавшая через месяц в Израиль. Волга ньюс, Вам не кажется, что эту статью нужно убрать, а если хотите упоминать имя этой продажной , ненавидящей Россию, детке своей мамы, то пишите о ней правду!