Выиграв десять дней назад чемпионат Европы, самарский шпажист Павел Сухов изрядно поднапряг зарубежных соперников: кто его знает, чего теперь ждать от этого непредсказуемого русского. То еле-еле попадает на Олимпиаду в Лондон, выиграв лицензию на последнем отборочном турнире и даже не будучи сильнейшим по рейтингу русским шпажистом, а то вдруг разделывает всех под орех «на Европе». Причем соперники–то были сплошь чемпионы Европы и мира двух последних лет. Короче – очередная загадочная русская душа.
Счастливый билет
Еще полтора месяца назад, наверное, сложно было отыскать в российском фехтовании человека несчастнее. Тогда Сухов скатился с первой строчки рейтинга в России, проиграл два подряд отборочных олимпийских турнира. Его эмоциональное и физическое состояние находилось в такой глубокой яме, что надежд на окончание черной полосы было мало. На последний отборочный турнир в Братиславу должен был ехать Антон Авдеев. И тут Сухов вдруг узнает, что ему выпал счастливый билет – возможность заменить Авдеева на последнем предолимпийского турнира, по итогам которого четверка лучших получала лицензии в Лондон. Интересно, что думает спортсмен, узнав о таком шансе?
- Представь себе: Киев. Утро. Аэропорт. Собираюсь лететь в Самару. Жутко расстроен. Мысль одна: «Побыстрее домой. И отдохнуть, чтобы забыть события последних месяцев». И вдруг звонок от главного тренера сборной Александра Глазунова: «Ты едешь вместо травмированного Авдеева на отбор в Братиславу».
- И?
- Сумбур в голове. Неопределенность, неразбериха. «Что делать? Как готовиться?» Мысли в кучу помог собрать звонок тренера Виктора Вдовина: «Тебе выпал шанс. Им нужно воспользоваться». И я как-то определился: никто не виноват, что так получилось с Авдеевым. Но у меня появилась еще одна возможность, и нужно постараться ее реализовать на сто процентов. У меня не было времени все это осознать. Поэтому, отбросив мысли и сомнения, на тренировках я выжимал из себя все по максимуму.
О Братиславе и Лондоне
- Говорят, перед смертью не надышишься. Ты смог?
- Получается. Готовил себя сам. Чувствовал, что начинаю уставать, все надоедает - уходил из зала. Но приходил вечером, если чувствовал, что нужно еще поработать. И так пять дней до отъезда. Понимал: ничего уже не натренирую. Но и терять мне уже нечего.
- И вдруг, после серии обидных поражений, ты здорово фехтуешь. Что произошло?
- Я показал на турнире в Братиславе все, что наработал за год. Был мандраж, проигрывал – 5:8. А я выплеснул все, что наработал. И когда на ключевой бой за попадание в Лондон выходил, то просто делал все, что умею, даже не задумываясь.
- На турнире в Братиславе собрались такие же «неудачники»?
- Те, кто не попал напрямую в Лондон. Состав: победители и призеры Олимпийских игр, этапов Кубка мира, чемпионы мира. И для всех - последний шанс. На Олимпиаде в Лондоне не будет командной мужской шпаги. Поэтому конкуренция сумасшедшая. Со всего мира в Лондон едут 32 шпажиста. Но всем ясно, что уровень шпажистов Европы выше, чем на других континентах. Италия, Польша, Россия, Венгрия, Франция, Швейцария могут выставить по 5-6 шпажистов мирового уровня. Но по квоте могут на Олимпиаду попасть максимум двое от страны. Зато будут шпажисты из Африки, Америки, Азии.
- И вот ты – участник Олимпиады. Не расслабляют такие мысли?
- Нет. Очень хочется медаль, хочется бороться за победу. А не просто приехать и побывать в такой элитной компании.
- Интересовался у бывалых – как там, на Олимпиадах?
- Было дело. Я готовлю себя к тому, что Олимпиада для зрителей больше шоу, а для каждого спортсмена - борьба с самим собой. Олимпийские игры - раз в четыре года. И это особый старт. Мысли об этом могут так «зажать», что человек не сможет фехтовать. А могут, наоборот, помочь раскрыться. В Лондоне многое будут решать настрой, эмоции и борьба нервов.
- Почему именно так?
- На любом другом турнире собирается 250 бойцов. Сначала серия отборочных поединков - два дня соревнований. И только потом поединки на выбывание. Олимпийский турнир: 32 бойца, первый поединок - за попадание в 16 лучших. Проиграл – вылетел, выиграл – за попадание в восьмерку лучших. Ну, и так дальше, до финала. Пять боев, пять побед - и все, ты олимпийский чемпион. Просто и сложно одновременно.
- Ты в одиночку будешь представлять всю российскую шпагу на олимпийском турнире. Голову от этих мыслей «не сносит»?
- Нет. Слишком сложным выдалось четырехлетие. Поначалу было тяжело - проигрыш за проигрышем, не мог найти себя. Мысли дурацкие в голову лезли: «По силам ли мне вообще?» А потом начал показывать результаты, и стало - легко. Стал постоянно в восьмерку лучших попадать, в финале фехтовать. И начал думать: «Как я вообще проигрывал? И кому?» А потом были и падения, и взлеты... И стало вдвойне тяжело - не знал, чего ждать от себя. Вроде можешь выиграть, а - проигрываешь. А уже и спрос с тебя другой. До этого было: приехал на турнир, никто тебя не знает, никому ничем не обязан. Выиграл - молодец, проиграл – ну, бывает. Сейчас – иначе: от мыслей, что ты сильный, должен переигрывать соперников, все внутри начинает бродить. А нужно равновесие.
Жестокий спорт
- Испытывал неловкость перед Авдеевым за то, что занял его место?
- Да. Я даже с главным тренером сборной по шпаге Глазуновым говорил на эту тему – Авдеев является его учеником. Он сказал, что это спорт. И порой жесток: Антон получил травму, я - поехал.
- Ты знал про его травму?
- На чемпионате в Киеве это было заметно, он даже с командной встречи уехал в больницу. Но я подумал, что он восстановится и поедет в Братиславу. Но сложилась по-другому.
- Потом с ним общались?
- Виделись на сборе, играли в футбол.
- Он обижен на тебя?
- Расстроен, но не обижен. И, как мне кажется, лично ко мне у него нет негатива. Он больше зол на себя.
- А ты можешь искренне порадоваться за своего соперника?
- Честно? Тяжело. Ты вылетел, проиграл. А надо найти силы пожать руку и пожелать удачи. И еще порадоваться искренне?! Не знаю... Бывает, правда, такое чувство, когда болеешь за конкретного человека, радуешься хорошим уколам в его исполнении. Но когда смотришь, как люди поднимаются на пьедестал, а ты нет, то появляется горечь от этой обиды. И сказать, что я искренне хлопаю, улыбаясь в 32 зуба и счастлив за них в тот момент, я не могу. Но всегда поздравлю и скажу: «Молодец!»
- Фехтование - это личный или командный вид спорта?
- Лично-командный. И это две совершенные разные вещи. Разные ипостаси. В команде добавляется тактика ведения боя, дополнительные эмоции, потому что фехтуешь не за себя, а за команду.
- Тебе что ближе?
- Мне больше нравится в команде. Биться друг за друга.
Домашняя реабилитация
- За полгода, с января по июнь, ты был дома 16 дней, остальное время – на сборах и на турнирах. Каково это - практически круглогодично тренироваться вне родных стен?
- Тяжело эмоционально. Да, были выходные, когда мы могли и в Москву к друзьям съездить. Но не отдых дома. Когда приезжаешь домой - отдыхаешь и на следующий сбор едешь не только с мыслью, что нужно хорошо потренироваться, а с особым настроем, «искоркой». А когда ты годами живешь на сборах, то они постепенно превращаются в повседневную жизнь. На мой взгляд, здесь немного пропадает сама их суть. Исчезает запал, который должен присутствовать в работе. Все перерастает в серую массу. Новый день начинается, нужно идти в зал на тренировку, а ты идешь, не испытывая никаких эмоций. Сегодня, завтра, и послезавтра, и послепослезавтра - будет то же самое, что и вчера.
- После турнира в Братиславе тебя отпустили домой на пять дней. Это того стоило?
- Да. Хотя я даже не успел понять, что я дома, а уже уезжать нужно. Поверьте, 5 дней - это очень мало. Хотя бы недели две! Но я был и этому рад.
- А сколько тебе нужно времени, чтобы соскучиться по оружию?
- По- разному получается. Когда есть цель и ты знаешь, как ее добиться, то время сокращается. Может хватить недели или две, а то и 3-4 дней. А бывает, что действительно надоело, да еще когда проиграл. Тогда думаешь: «Забыть бы все на месяц!» Организму для восстановления нужно 2-3 дня. А вот собрать себя эмоционально, захотеть фехтовать - здесь другая история. Нужно же не просто прийти в зал, работать для галочки. А именно работать, чтобы стать завтра лучше и сильнее.
Личное дело
Павел Сухов. Родился 7 мая 1988 года в Самаре. Рост – 179, вес – 76. Студент ПСГА. Выступает за клуб «Локомотив» (Самара). Начал заниматься фехтованием с 1997 года. Первый тренер – Олег Копёнкин. Сейчас тренируется у Виктора Вдовина. Лучшие результаты: победитель молодежного первенства мира (не старше 23 лет), победитель этапа КМ-2010, чемпион Европы-2012. Место в рейтинге мира/Европы - 47/29.
Источник: www.vkonline.ru
Последние комментарии
Хорошая новость.
ЗАЧЕМ??? Тупик в новосадовую где кроме мегасити ничего нет. пробки станут ещё больше потому что разъезжаться придется на сразу четыре направления. Дублёр и так широкого московского шоссе?? Может лучше просто трамвайные рельсы отреставрировать и поднять ему скорость по всему городу?
А товарищи газелисты исключительно брюнеты? Так?
Ну хорошо, подъехали вы по новой дороге с тремя полосами к Ново-Садовой у Оврага и? Там стоит пробка, как вы будете поворачивать в город? Или там можно будет повернуть только направо? Тогда зачем нам такая дорога?
Всё хорошо, но почему развязка только в виде тоннеля? И почему только у Московского шоссе? Вы что не видите, как работают тоннели на Кирова? Это что решение? Денег нет - ищите, это ваша работа! Но делать нужно чтобы проблему решить, а не бюджет освоить.