Легендарная российская теннисистка Анастасия Мыскина для нашего региона она не чужая. Жена сенатора от Самарской области Сергея Мамедова, коренная москвичка часто здесь бывает. В интервью Анастасия рассказала, почему не ушла в политику и почему в сегодняшнем теннисе зарабатывают деньги, а не сражаются за честь страны.
Любовь к победам
- Вы были мировым лидером по версии Международной федерации тенниса. Кто с детских лет "программировал" вас на победу?
- Не могу сказать, что в детстве у меня было огромное желание заниматься спортом. Я начала ходить на теннис в шесть лет, а хотела, как и все дети, целыми днями веселиться с друзьями. Но мой папа был серьезно настроен сделать из меня спортсменку, и поддержка мамы, и великолепные тренеры помогли мне многого добиться. Я считаю, что мне очень повезло с ними. Мне вообще в жизни везет на людей.
- Ваш папа был спортсменом?
- Он был непрофессиональным спортсменом. В свое время он хотел профессионально играть в футбол, но его родители настояли на учебе. И он решил воплотить свои мечты в ребенке. Когда на свет появилась девочка, стало понятно, что сделать это будет непросто. Как говорится, была одна альтернатива - теннис, потому что в футбол девочку не отдашь. Он посчитал, что этот спорт будет мне ближе. Так и получилось.
- Теннис считается элитарным видом спорта, он требует финансовых затрат. Испытывали ли вы материальные трудности, когда начали заниматься им профессионально?
- Когда я начинала заниматься теннисом, в стране была совершенно другая система подготовки спортсменов. Работала система отбора, спортивные секции, детские школы олимпийского резерва. Все понимали, ради чего работают. Тренеры получали зарплату и премии, потому что воспитывали чемпионов. У страны была цель - выигрывать, быть первой в спорте.
- Когда вы поняли, что у вас сформировался спортивный характер?
- Думаю, он был заложен изначально, иначе я не прошла бы жесткие конкурсные отборы. Ну, и конечно, родители воспитывали во мне стремление быть не позади, а впереди, не проигрывать, а обыгрывать соперников. Сейчас при воспитании спортсменов акценты делаются на другом - на том, какие призы можно заработать на том или ином турнире.
- Это уже не спортивно?
- Нет, не спортивно. Это уже какое-то приложение к спорту. Раньше воспитывали любовь к победам. А сейчас прививают любовь к заработку и говорят, что он приходит через победу. Вот такая мотивация.
- Получается, из спорта сделали бизнес?
- Это нормально. Сейчас из всего пытаются сделать бизнес. Мир меняется, люди хотят жить лучше. А раньше был заказ государства на воспитание спортсменов.
Существовала целая система подготовки. К сожалению, сегодня такого нет. Сейчас все сами по себе. В теннисе, например, мы еще держимся на старом советском запасе, на прежней системе подготовки.
Я не политик
- Что нужно сделать, для того чтобы изменить ситуацию к лучшему? В чем заключаются главные проблемы? В отсутствии кортов, недостаточном количестве школ или спонсоров для детей, делающих успехи в теннисе?..
- Не хватает всего по чуть-чуть. В Москве, например, как бы смешно это ни звучало, как и по всей стране, недостаточно теннисных кортов. В столице они, в основном, частные, а значит, их аренда и содержание требуют огромных вложений родителей. Конечно, есть школы, где продолжают готовить спортсменов (ЦСКА, "Динамо"), но они не могут охватить всех желающих. Вызывает вопросы и наш тренерский персонал. На самом деле, хороших тренеров очень мало, особенно детских. Ведь для того, чтобы поставить технику, заложить фундамент, нужны профессионалы.
- Почему таких людей мало?
- Потому что пришло новое время. Все хотят зарабатывать деньги, кормить свои семьи и детей. И потому многие тренеры делают акцент на детей, родители которых могут платить за занятия. Но платежеспособность родителей не всегда связана со способностями ребенка. Я уверена, что тренер, воспитывающий чемпионов, должен получать за это определенные дивиденды. А сейчас получается, что они делают чемпионов, но в их жизни ничего не меняется. Безусловно, есть спортсмены, которые, начиная зарабатывать деньги, помогают своему тренеру. Но это не носит обязательного характера.
- Как вы полагаете, когда определенным видом спорта занимаются первые лица страны - это влияет на его развитие?
- Не могу сказать про всех, расскажу про Бориса Николаевича Ельцина. Он сильно помог теннису. Благодаря ему в этом виде спорта появились деньги, начали строиться корты, клубы, появился большой московский теннисный турнир. У нас, спортсменов, появилась возможность больше ездить, мы стали популярными. В общем, теннис при Ельцине был на слуху. Сейчас про нас, конечно, сложно забыть: девочки хорошо играют, выигрывают медали.
- А вам заняться политикой никогда не предлагали?
- Предлагали, но это не мое. Естественно, я слежу за тем, что происходит в стране, могу обсудить это с друзьями, знакомыми. Но я не политический деятель и, конечно же, не оппозиционер, я спортсменка и телеведущая - это мне ближе.
Не хотелось ложиться под нож
- Почему вы решили уйти из спорта?
- Когда с раннего возраста занимаешься одним и тем же (сборы, тренировки, определенный, неизменный круг людей) - от этого сильно устаешь. Но я ушла из спорта не поэтому. У меня появились серьезные травмы, и мне не хотелось ложиться под нож хирурга в третий раз. Мне было уже 26, и я понимала, что надо думать о том, как жить дальше.
Да, теннис был определенным этапом в моей жизни - самым большим и, наверное, самым значимым. Но я всегда хотела семью, детей, просто не думала, что обрету их так быстро. Я однозначно хотела играть до 30 лет , не думала, что закончу раньше.
- Спортивная карьера всегда была для вас приоритетом? Все-таки в России с малых лет девушкам внушают, что главная ценность - это семья.
- Сейчас все меняется. Многие девушки хотят сделать карьеру. Это выбор каждого человека. В 18 лет, конечно, все мечтают о белом платье, свадьбе человек на 500... Потом ты понимаешь, что можно обойтись 100 гостями, а потом - что можно обойтись и без этого. По моему мнению, работа должна быть - независимо от того, есть дети или нет. Должна быть цель, развитие. А если будешь сидеть все время дома - мужчина, с которым ты живешь, потеряет к тебе интерес.
- С уходом из спорта ваше окружение изменилось?
- Нет, окружение не изменилось. Но если раньше определенные люди были для меня соперниками, то сейчас перешли в категорию друзей. Конечно, появились и новые лица. Но круг людей, с которыми я иду по жизни на протяжении многих лет, остался неизменным. Мне интересны сами отношения с людьми, а не их социальный статус. И дружу я только с теми людьми, которых люблю. Могу, например, сказать, что у меня всего три близких подруги.
- А у вас никогда не возникало желания сменить амплуа и заняться другим видом спорта?
- Знаете, я никогда об этом не задумывалась, у меня попросту никогда не было на это времени. А вообще мне очень нравятся командные виды спорта. Я хожу на хоккей, мы играем с друзьями в футбол.
- Вы на воротах или нападающий?
- Я и там, и там.
- А такие элитарные виды спорта, как, например, верховая езда, вас не привлекают?
- Лошади - это, точно, не мое. Безусловно, это прекрасные животные, очень красивые, на них можно смотреть, детей покатать. Мне же нравятся виды спорта, в которых есть конкуренция, где можно показать, что ты сильнее, или понять, где твои слабые места, и поработать над ними А вот так абстрактно просто прыгать (не хочу никого обидеть) я не люблю.
Это круто, когда много детей
- Вы многодетная мама. Всегда ли вы хотели иметь большую семью?
- Честно говоря, всегда планировала одного ребенка. Как-то не видела себя мамой троих сыновей. Конечно же, я их безумно люблю и сейчас уже не представляю жизни без них. Это очень круто и здорово, когда много детей! Но я бы на троих остановилась.
- Вашему младшему сыну - полгода, старшему - 4, тяжело за ними уследить, воспитывать их?
- Скажем так, это не легко, но мне это в кайф, это огромное удовольствие. Понятно, что маленькие дети - это и бессонные ночи, но я отсыпаюсь в командировках. Недавно, например, я месяц была на Олимпиаде в Лондоне - помогала старшему тренеру сборной по теннису и работала комментатором для НТВ+. За это время я очень соскучилась по детям, а они по мне.
- В одном из интервью вы сказали, что поступили на факультет журналистики МГУ, чтобы воплотить мечту своей мамы. Ее мечта совпала с вашим желанием?
- Нет, но я действительно сделала этот шаг ради нее. У меня есть техническое и спортивное образование, но ей хотелось какого-то другого. Я честно отсидела полгода за партой в МГУ, но, как вы знаете, теоретическая журналистика никогда не сравнится с практической. Поэтому я пошла на телевидение. Работая с людьми, с телеведущими, я получила бесценный опыт.
- Ваш муж - сенатор Сергей Мамедов - достаточно известный человек...
- Честно говоря, я не люблю повышенного внимания к себе и к своей семье, если это не касается работы. Сергей тоже изначально не очень публичный человек. Но постепенно привыкает к новому статусу.
- Публичность вас раздражает?
- Не могу сказать, что мне неприятно, когда меня узнают. Наоборот, это очень здорово, тем более, что я работаю ради людей. Но вот когда окружающие переходят определенную черту, это не очень приятно.
- Вы были во многих странах мира. Никогда не задумывались о смене места жительства?
- В разных странах мира я видела только аэропорты, гостиницы и корты. Свободного времени на осмотр достопримечательностей не было. Но я никогда не думала переехать. Хотя были предложения жить и в Германии, и в Америке, и в Австрии, но это не мое. Мне ближе по духу Москва. Я, как и все москвичи, всегда куда-то бегу, тороплюсь, этот ритм, наверное, в крови у всех, кто родился в столице. Здесь живут мои друзья, здесь мне спокойней.
- А где вам нравится отдыхать?
- В Дубае, потому что там солнце, которого нет у нас.
- К числу ваших хобби вы относите чтение. Почему?
- Я постоянно читала на сборах и турнирах, больше ни на что не оставалось времени. А сейчас, в основном, читаю детскую литературу - про кротика и т.д., причем вслух. К сожалению, более "взрослую" литературу пока получается читать лишь урывками.
Последние комментарии
А что она там могла поймать? НеуДачница.
Затея хорошая, а организации никакой! В гардеробной сотрудницы не принимают верхнюю одежду, одни говорят, что им за это не платят, а другие говорят нет места. Грубят и хамят гостям и участникам. В итого гардероб пустой на треть, а гости из других регионов прутся с сумками и куртками на трибуны. Там тоже места нет, все завалено верхней одеждой. Балкон откуда можно наблюдать соревнования не функционирует, ГБР оттуда вежливо всех выпроваживает во главе с пожилой дамой. Не понятно для кого они берегутся и держатся пустыми. Которая сообщает(дама), что не знает откуда смотреть соревнования. Вот такое гостеприимство и организация в Тольятти!Организаторы сделайте выводы! Поучитесь у Казани, Новосибирска и Нижнего новгорода. Съездийте туда и посмотрите! Модераторы, пожалуйста пропустите комментарий для улучшения качества и повышения уровня мероприятия
И где это всё?????!!?????
детско-юношевской спортивной школы где будут тренироваться?они сейчас тренируются?когда откроют керлинг в самаре?мы уже 3-ий год тренеруемся и участвовали в турнире кубок и чемпионат россии среди глухих проводили по керлинг,и я,тренер и совместитель игрока,очень хотел открыть керлинг в Самаре,хотя можно тренироваться в крытых помещен.на хоккеийных площадок.кто то известо о керлинг сообши нам,буду очень благодарны
Самарский ходок не может ни на чем попасться—бабы не выдадут!