Репортаж из идеального мира для самарских колясочников
Кто-то считает этот уникальный поселок на 8-й просеке в Самаре инвалидным гетто, кто-то упрекает государство, дескать, извратили всю действительность. Почему же люди, которые здесь живут, в один голос говорят, что именно здесь у них появился шанс заново написать свою жизнь?
Настоящее и будущее
На берегу Волги уже восьмой год работает единственный в России пансионат для инвалидов-колясочников.
На территории - корпуса-квартиры стена к стене, есть еще медпункт, столовая и администрация. На улице стоит выделенная министерством социального развития "газель". По дороге спокойно трусит большая собака. Это местный охранник Рекс. "Добрейшей души человек", - говорят про него жители. В доказательство этой характеристики Рекс подходит к нам, дружелюбно виляя хвостом, и, увидев протянутую к нему руку, ласково подныривает под ладонь, дескать, погладь меня.
Директор пансионата Анатолий Хмелев водит нас по территории, рассказывая о настоящем и будущем.
"В каждой квартире при заселении был стандартный набор мебели и холодильник. Кроме того, в каждой квартире есть водонагреватель, так что мы не зависим от подачи горячей воды городскими сетями. Со временем жильцы покупают свою мебель, микроволновки, стиральные машинки, тем самым увеличивая расходы на электричество. Мы, конечно, считаем каждый киловатт, стремимся экономить, используем энергосберегающие лампочки. Но запрещать обустраивать быт не хотим. Все-таки если один раз разрешили, было бы неправильно вдруг сказать, что с этого дня нельзя включать, например, микроволновку", - делится он.
Построенные больше семи лет назад коттеджи уже требуют небольшого ремонта. У одних плитка треснула, у других крыша протекла, у третьих трещина на стене.
"Как заселились, капитальный ремонт не делали, - говорит Анатолий Хмелев. - Только крышу чинили в 2008 году. Сейчас включили в программу замену полов, покраску стен, замену плитки в туалете. Все делаем постепенно, как и ремонт в обычной квартире".
А планы на будущее грандиозны. Прямо на территории пансионата строится социально-бытовой комплекс с реабилитационной направленностью. Сюда по путевкам со всей губернии будут приезжать инвалиды, чтобы пройти курс реабилитации. 21 день процедур для восстановления к жизни.
Сделала свой сиреневый мир
Здесь все придумано и организовано так, чтобы эти люди жили как люди, а не тыкались беспомощно, ожидая сочувствия окружающих.
Между собой государственное учреждение называют коттеджным поселком для инвалидов. Здесь все так, как, собственно, должно быть везде, чтобы всем было удобно жить.
"Я плакала, когда смогла сама вымыть здесь посуду! - призналась жительница поселка Катя Сизова. - Успела забыть, когда я занималась обычными домашними делами, так как дома на коляске к мойке не подойдешь. Ни в туалет сама, ни в ванную. Я уж не говорю о том, что выйти на улицу с 11 этажа своего дома мне вообще было не под силу".
Здесь все жители могут гулять как вздумается. Открыл дверь, спустился на коляске по удобной покатой "горке", держась за перила, и попал на ровную дорогу, где не собьет автомобилист-лихач, где колесо коляски не застрянет в яме и не подпрыгнет на кочке. А решил отправиться куда-то в город, так прямо из квартиры есть вход в гараж, где стоит либо служебный, либо личный автомобиль. Сел в салон, пультом открыл ворота, выехал, закрыл ворота и порулил себе по делам в город.
Кате Сизовой 27 лет, живет в пансионате всего лишь 7 месяцев. На инвалидной коляске три года. Раньше была и фотомоделью, и преуспевающим работником коммерческой фирмы. Инсульт спинного мозга "скрутил" девушку за 15 минут по дороге на работу. Теперь девушка - незаменимый специалист по консультациям для инвалидов, ведет специальный сайт, пишет статьи. Кроме того, занимается продажами ортопедической продукции для инвалидов, сотрудничая с одним московским заводом ортопедических изделий.
"Я долго взвешивала плюсы и минусы - переезжать сюда или нет, - признается Катя. - Все-таки это серьезное решение. Приехала, посмотрела. Стандартные квартиры, где живут по два человека. Одна спальня, совмещенные холл и кухня, туалет. Мебель, холодильник, гладильная доска - все, что нужно для жизни".
Кате все понравилось, кроме типового ремонта. Она устроила в квартире свой мир. Светло-зеленые стены стали сиреневыми, вместо стандартной кровати - своя, по индивидуальному дизайну, на стене часы, собственноручно выкрашенные в розовый цвет. Даже гимнастическая лестница для упражнений из обычной неокрашенной стала нежно-сиреневой.
Жить в одной комнате вдвоем - тоже не для такой неугомонной личности. По разрешению руководства общий холл с помощью встраиваемых шкафов превратился в отдельную комнатку. Даже инвалидную коляску Катя сделала "праздничной", налепив на колеса розовую пленку с бабочками и стразы.
"Я понимаю, что это государственное жилье, - говорит Катя. - Понимаю, что здесь идеальные условия, которых нет за забором. Но это не значит, что идея открытия такого пансионата плоха. Дома я жила на 11 этаже. Все время ждала, что кто-то из друзей освободится, чтобы вынести меня и коляску на улицу, а потом еще занесет меня обратно. Здесь все можешь сам, чувствуешь себя человеком. Многие просто не понимают, как это важно - не зависеть от других".
Гости - до 22.00
Чего не хватает, так это помещения, где можно было бы собрать сразу всех жильцов и возможных гостей. Негде провести шумный праздник, устроить соревнования. На праздники все, в основном, стремятся уехать домой. Некоторые зовут гостей к себе. Конечно, нужно спросить разрешения, написать заявление на имя директора.
Руководитель "идеального мира" Анатолий Хмелев относится к жителям поселка, как отец к детям. Он за каждого несет ответственность, он же следит, чтобы никак не нарушить права человека. А с правами у нас, сами знаете, сколько хлопот. Одна дама на фитнес собралась, несколько человек на сессию, кто-то решил съездить в гости к маме, а кто-то - позвать гостей к себе... Попробуй тут за всеми уследи.
"Я прошу всех писать записки, - улыбается Анатолий Хмелев. - Администрация должна знать, кто где находится. Уехали наши студенты на экзамен, значит, их не будет целый день, и им в квартиру принесут обед и ужин. Правилами предусмотрены официанты, которые могут по просьбе доставлять еду прямо к столу. Если кто-то хочет позвать гостей к себе - тоже пишут мне заявление. Я всегда стараюсь идти навстречу. До десяти вечера, как в пансионате, разрешаем посещение. У нас хороший коллектив, мы друг к другу с пониманием относимся".
Это для жителей тут идут обычные будни и выходные. А Анатолий Игнатьевич - на работе. Первого января в 9.00 как штык. Ждет, когда народ проснется, и идет поздравлять всех, кто празднует в поселке, с Новым годом.
Сам заработал на Volkswagen
Первый житель поселка Владимир Соломонов приехал сюда из Челно-Вершин. Там он 23 года работал фармацевтом, но с переходом экономики на рыночные рельсы лишился места. Как молодой специалист отстоял в очереди на жилье 7 лет, но квартиру так и не получил. Соломонов обивал пороги, но не тут-то было! В это время и узнал, что принята областная целевая программа, которая включает в себя строительство специализированного поселка для инвалидов.
"Я не верил, что смогу попасть сюда, - вспоминает Владимир. - Но все-таки решил приехать - посмотреть, что это за пансионат такой. Тогда, семь лет назад, тут вовсю еще шли строительные работы... Я увидел, и стало так радостно: жизнь кипит! Тут было шикарно! Не то, что в деревне, где я на инвалидной коляске был событием, если осмеливался выйти на улицу. Это настоящий аттракцион - инвалидная коляска на поселковой дороге".
В пансионате у Володи и его соседа по квартире Сергея - все, как дома. На кухонном столе вазочка с вареньем, рядом у мойки микроволновка. На подконниках и на полу в зале - цветы. В гараже - банки с солеными огурцами: сельские гостинцы. В пансионате можно покупать свою мебель, посуду и что еще душа пожелает. Главное - согласовать с директором.
Чтобы не мешать друг другу, рабочие места установили в разных комнатах. В холле компютерный столик Володи. В спальне - музыкальный центр и гитара Сергея. Первый разводит цветы, которые буйно зеленеют в холле рядом с диваном. Второй, как видно по тренажерам, занимается фитнесом.
В мини-прачечной водонагреватель, у каждого своя стиральная машинка, общая гладильная доска и утюг. В пансионате, кстати, есть общая прачечная. Хочешь, тебе там белье постирают и принесут. Но каждый из них купил свою "стиралку". Они не хотят зависеть от кого-либо, кроме себя.
В комфортных условиях Соломонов скучать не стал. Сначала окончил компьютерные курсы, потом начал вести сайт пансионата, снял социальный ролик. Теперь как веб-дизайнер выполняет частные заказы.
"Здесь моя жизнь круто изменилась. Я понял: мир так многообразен! Раньше думал: моя профессия - это все, я без нее не смогу. А здесь через год поступил в университет, получил специальность "документовед". Разве пошел бы я за высшим образованием, сидя в селе... Тут появились новые стимулы в поиске себя в жизни", - говорит Владимир.
Не секрет, что работу инвалиду днем с огнем не сыскать. А уж колясочников тем более никто не ждет с рспростертыми объятиями. Соломонов как-то состоял на учете на бирже труда. Так и не взяли на работу. В позапрошлом году по социальной программе открыл индивидуальное предприятие в сфере информационных технологий. Оказывает услуги по видеомонтажу и веб-дизайну. Своими руками уже заработал на новенький Volkswagen, который местный "левша" "перековал" под ручное управление. Теперь в планах - работать и путешествовать. Очень хочется съездить в Прагу и в Питер.
В поселке есть папарацци
Есть тут и семейные пары. Пенсионеры Татьяна и Алексей Бубновы вроде бы не вписываются в концепцию "молодых и активных", но Хмелев с радостью четыре года назад принял эту приятную супружескую пару.
"Они являют собой пример достойных отношений, - говорит Анатолий Игнатьевич. - При случае могут сказать верное слово молодым, поделиться опытом, ведь порой очень важно, чтобы кто-то такой же, как ты, был мудрее тебя. В молодости не сразу поймешь, что жизнь надо ценить, что хорошие отношения надо беречь, что подарки с неба не падают и надо уметь рискнуть - разумно, по-хорошему, но рискнуть".
Алексей Бубнов - настоящий поселковый папарации. В молодости увлекался фотографией. Приехал сюда, предложил вести фотолетопись жизни пансионата. Получил Nikon и теперь именно его фото - яркие свидетельства насыщенной и интересной жизни местных обителей.
Их квартира совсем не похожа на жилище молодых. Привычные советские серванты и комоды, в которых стоит хрусталь, фарфор, книги... Все это привезли с собой из квартиры. А если хочется купить что-то новенькое, то к услугам хозяйки интернет-магазин.
"Это такое счастье - бродить по виртуальным прилавкам, - улыбается Татьяна Бубнова. - Ни очередей, ни толкотни".
"И я нервы не трачу, ожидая в машине по два часа", - улыбаясь, соглашается супруг.
Пока мы расспрашиваем Бубновых о житье-бытье, с дивана на диван скачет здоровенный сибирский кот. Надо же, тут и животных держат!
"Нам его подарили, - говорят Бубновы. - Мы написали расписку, что обязуемся за ним ухаживать, Анатолий Игнатьич разрешил. Так что у нас свой охотник за мышами есть. Все-таки мы живем на земле, мало ли что".
"Я обрела семейное счастье"
А еще пансионат дает возможность находить здесь свое личное счастье. Первая семейная пара из местных жителей официально зарегистрирована 8 августа 2008 года. Татьяна Репина и Петр Мячин приехали сюда, не зная друг о друге. А скоро отметят пятилетие совместной жизни.
Таня приехала сюда одной из первых. Приехала не одна - с собачкой Диной.
"Это была моя первая головная боль, - шутит Хмелев. - Прижала к себе собачонку и бубнит: "Я без нее не могу, это смысл моей жизни". Вот так у нас появилось первое домашнее животное".
Петр приехал в пансионат из Кротовки через пару лет после Тани. Скромный парень даже не думал, что девушка из дома напротив сразу возьмет его в оборот.
"Мне подружка на него показала, дескать, смотри, какой мальчик, - рассказала Татьяна. - И симпатичный, и работящий - ездит к маме в деревню помогать".
Как настоящая женщина, Таня начала искать поводы для общения. То в одном попросит помочь, то в другом. То ее маму подвезти, то саму прокатить.
"Долго я его добивалась, - смеется Таня. - Уж очень он скромный. Зато очень сильный и надежный. Я рада, что обрела семейное счастье".
Таня и Петр стали первыми жильцами, которые решили пожениться и остаться жить здесь. После свадьбы им выделили квартиру, с тех пор они вместе. Занимаются фитнесом. На видном месте в квартире - грамоты, кубки и медали. Таня два раза становилась чемпионкой области по фитнесу. Петр - чемпион области по мини-гольфу, дартсу, гребле и гонках на инвалидных колясках.
"Жизнь в пансионате, конечно, намного разнообразней и удобней, чем дома, - признается Татьяна. - Дома я жила на пятом этаже, лифта нет. Чтобы выйти погулять с собакой, мне надо было кого-то просить помочь спуститься. Еще ходила на кружок бисероплетения - тоже вечная проблема, как выйти на улицу. Ни в гости, ни в кино. А у Пети в деревне дороги такие, что и ногами-то не всегда пройдешь... Здесь мы в любое время сели и поехали хоть в спортзал, хоть на выставку, хоть в магазин, хоть в гости. Да и пространство приспособлено для передвижения на колясках. У меня дома мы как-то отмечали Новый год. Ко мне приходили мои друзья-колясочники. Так нам пришлось выносить холодильник, тумбочку, чуть ли не полную перестановку делать".
Берут не всех
Сейчас в пансионате проживают 34 человека. Первый вопрос, который задают почти все, кто впервые слышит о коттеджном поселке: "Туда всех инвалидов берут?". Не всех. Это не больница и не спецучреждение по уходу за беспомощными людьми. Это пансионат, где люди живут как в доме отдыха, имея минимальный набор для жизни. А остальное - сами. Бывают времена, когда жильцов в поселок Анатолий Хмелев ищет.
"Наше главное условие: человек должен быть активным, чувствовать себя молодым, - объясняет он критерии отбора. - Здесь колясочник получает возможности реализовать себя, потому что тут его не тормозят внешние преграды. У нас даже есть специальная служба, которая занимается "отбором кадров", потому что тут нужны люди, которые хотят в чем-то совершенствоваться, а не лежать на диване, получая еду 4 раза в день. Здесь в штате даже нет сотрудников для ухода за больными. Здесь живут здоровые, просто не умеющие ходить. Да, здесь комфортные условия: спецавтомобили, пандусы, пульты управления, гаражи в соседнем помещении с квартирой. Это называется "создать безбарьерную среду", чтобы помочь приспособиться к полноценной жизни в обществе и не чувствовать себя изгоем".
Последние комментарии
Прекрасные предложения министра! Очень будем надеяться, что примут законы по всем предложенным мерам поддержки матерей!
Этих горе работников которые издеваются над военнослужащим, привлечь, к уголовной ответственности. А затем отправить на СВО. Чтобы прочувствовали через свои шкуры почем понюшка пороха.
Вот где должна себя проявить власть , за жизнь детей бороться а не лапшу с обещаниями вешать !
С таких поступков надо брать пример! Надеюсь другие организации начнут действовать так же.
Доброе время суток!Скажите пожалуйста, А моим детям полагается выплата пособие к Пасхи ?,(у меня трое детей мы малоимущая семья,полноценная семья и пособия детских получаю 380 р