Обеспечить продовольственную безопасность региона отдельно от всей страны невозможно. Но за пять-семь лет реально добиться того, чтобы на столах самарцев были преимущественно местные продукты. Для этого необходимо поддерживать производителей с наиболее конкурентоспособной продукцией, считает создатель и основной бенефициар группы «Аликор» Алексей Неустроев.
- Что такое продовольственная безопасность в вашем понимании и можно ли ее обеспечить в рамках одного региона - например, Самарской области?
- На мой взгляд, говорить о продовольственной безопасности в рамках одного региона не стоит. Хотя бы исходя из самого определения "продовольственная безопасность". У нас в стране разработана доктрина продовольственной безопасности РФ. Там четко указано, что это "состояние экономики, при котором обеспечивается продовольственная независимость Российской Федерации". А от кого мы можем обеспечить независимость Самарской области? От Российской Федерации? Тогда закройте границы области. А что? У нас есть нефть, есть своя энергетика, машиностроение. Получается, что региону вообще никто не нужен. Назначим своего президента. Тогда все это будет иметь смысл...
А если серьезно, то сама постановка вопроса мне кажется ошибочной. Не стоит забывать, что есть российский и мировой продовольственные рынки, и вряд ли мы сможем от них как-то отгородиться.
Более точно в этом плане говорить не о продовольственной безопасности, а о независимости региона относительно каких-то параметров.
- Губернатор говорил о том, что через 5-6 лет в регионе должны питаться преимущественно местными продуктами. Насколько это можно обеспечить?
- При развитой региональной экономике это произойдет само собой. Необходимо стимулировать те отрасли, от которых мы планируем добиться значительного результата. И это будет эффективно. Сработает рыночный механизм. Например, Пестравский молокозавод: там наладили производство, сделали локальный бренд и забрали у федералов часть рынка. Подобное сегодня происходит во многих регионах.
Если в области присутствует федеральный бренд, то всегда при появлении местного переработчика региональный товаропроизводитель забирает кусок рынка у федералов. Конечно, если у этого переработчика налажено производство качественной продукции. Нужно стремиться помогать таким локальным брендам, и тогда через 5-7 лет люди естественным путем, без активного пиара, будут потреблять местную продукцию. Так прямо и говорите: "из местных продуктов, местный товар, деньги внутри области" - и все, у вас будут этот товар покупать. И не нужно изобретать для этого "продовольственную безопасность" конкретного региона.
- А насколько это соотносится с европейской практикой, с мировой?
- Да везде это так. Поймите, одно дело - бороться за какие-то социальные вещи, которые, безусловно, должны волновать губернатора, депутатов, общественных деятелей, и совсем другое - выстраивать экономику предприятия. Эти векторы часто не совпадают. К примеру, понятно, что губернатор - за то, чтобы рабочих мест в регионе было как можно больше, в том числе на каждом конкретном предприятии. А собственнику всегда выгодно минимизировать расходы. А вот в чем интересы власти и бизнеса пересекаются, так это в том, чтобы создавать рабочие места на экономически выгодном, эффективно работающем предприятии.
- А что сейчас мешает создавать мощные местные предприятия?
- Во-первых, отсутствие финансового ресурса. В сельском хозяйстве мощные предприятия могут эффективно развиваться лишь при наличии "длинных" (5-10-летних) денег. Сейчас "длинные" кредиты банки не дают. А успешное предприятие на "коротких" деньгах не построить.
Во-вторых, отрасль испытывает катастрофический дефицит квалифицированных специалистов. Можно, к примеру, за относительно небольшой срок построить ферму, закупить новейшее технологичное оборудование, но специалиста за короткий срок не вырастишь, не воспитаешь. Нет механизаторов на новые комбайны, рабочих для перерабатывающих заводов, технологов... Дефицит специалистов касается практически любого сельскохозяйственного предприятия.
И в-третьих, колхозный метод мышления. Колхозный подход выглядит так. Например, у нас есть 10 тыс. га земли. Есть растениеводство, есть свинарничек, коровник, мельница, маслобойка для изготовления растительного масла, стадо баранов. Все как у людей. А что в итоге? Все есть - и все самого низкого качества. Все делается абы как, по старинке, как получится, с нарушениями технологий, а иногда и вообще не используя никаких современных технологий. В итоге - плохая свинина, молоко не самого высокого качества, мука с низким содержанием клейковины. Это, повторюсь, колхозный подход.
А есть промышленный, где предприятие специализируется на чем-то одном и производит продукцию высокого качества. И регион, на мой взгляд, должен ориентироваться на современные высокотехнологичные предприятия, иначе не будет у нас никакой экономики.
- И на какой отрасли лучше всего специализировать губернский АПК?
- Мы можем отлично работать в растениеводстве, экспортируя сельхозпродукцию напрямую речным транспортом. При выгодных ценах на внутреннем рынке можно отправлять растениеводческую продукцию не на экспорт, а продавать внутри страны. Специализироваться на растениеводстве нам удобно, ведь у нас большие площади - более 3 млн га. Соответственно, нужно работать над увеличением урожайности и экономической эффективностью.
- Если сравнить ситуацию с другими регионами - с Татарстаном, Белгородом, - там та же тенденция к специализации?
- Конечно. Генеральная линия эффективного развития экономики региона формируется из крупных предприятий, использующих современные технологии производства и производящих конкурентную продукцию. Тогда, к слову, и беспокоиться о продовольственной безопасности не придется.
Последние комментарии
Жаль конечно! Банкротство можно избежать и тем более избежать запросто, если показатели рентабельности повысить раз в десяток, т.е. выйти на уровень 30-40%. Нужно снизить издержки на микроклимат, электроэнергию, а для этого нужно поставить на территории птицефабрики оборудование по безотходной переработке безопасным экологическим способом углеродсодержащих отходов требуемой производительностью. Например переработка 25 тонн ТБО, подстилочного помета по сухому веществу выдаст электроэнергии 80 Мвт, это не считая тепловой энергии в том же количестве. Можно сделать птицефабрику абсолютно экологически безопасной для окружающей среды, не будет даже6 запаха.
А про пальмовое масло в этой шоколадной продукции эти потребители в курсе?
Веселый дядя. -Я, говорит, дольку купил за 350. -А отдал сколько? -100 отдал. - А почему так? -А началось - что началось? - денег потребовали.))) Я, говорит, трлько благо для завода делал. Взял свои 2,5 ярда и через завод отдал своим же конторам. Я- молодец. А на хуанхэ так делать, почему не напрямую? - вы ничего не понимаете, я эффективный менеджер. Вывод. Хотел кинуть самарских лохов, которые оказались не лохами. Я не прав?
Там нечего восстанавливать, "всё украдено до нас". Недаром Волков над входом птицефабрики огромный транспарант с десятью заповедями повесил: "не укради..." Всё советское выжато донельзя. "Обшарповскую" не восстанавливать надо, а полностью с нуля строить современное предприятие, и не обязательно в Обшаровке: ну сколько можно на передовом в 1970-е годы советском оборудовании пытаться задарма в 2030 год въехать: технология выращивания и переработки птицы совсем другая. В Обшаровке ни здания, ни оборудование совершенно не пригодны для современного рентабельного производства. Там можно только продолжать воровать: у рабочих – труд, у государства – налоги, у поставщиков – сырьё и услуги, и у всех нас – здоровье и безопасность (там, между прочим, аммиачная холодильная установка), не считая биологического заражения отходами и использования всяких консервантов-ароматизаторов в производстве изделий из мяса птицы.
чтобы цены в рознице были нормальные - уберите кавказцев-перекупщиков и ваших коррумпированных менеджеров по продажам с их откатами