Несмотря на растущий спрос, конъюнктура мирового рынка каучуков крайне неблагоприятная. Тем не менее в декабре 2013 г. на своей тольяттинской площадке СИБУР закончил реконструкцию производства бутилкаучука и начал реконструкцию производства изопрена. Что дадут эти проекты "Тольяттикаучуку"? Почему в январе и феврале 2014 г. предприятие работало неполную неделю? Об этом в интервью нашему изданию рассказал управляющий директор (дирекция по синтетическим каучукам) ООО "СИБУР" Михаил Гордин.
Все по Марксу
- "Тольяттикаучук" - одно из ключевых предприятий СИБУРа. В декабре 2013 г. вы завершили там проект БК-53 с объемом инвестиций около 1,2 млрд рублей. Реконструкция увеличила мощность производства бутилкаучука с 48 до 53 тыс. тонн в год. А в январе-феврале предприятие уже работало неполную неделю. Почему? Будет ли продолжена эта практика?
- Да, в январе-феврале 2014 г. на "Тольяттикаучуке" мы уходили на сокращенную рабочую неделю. Это было связано с рыночной ситуацией. В тот момент особенно сильно "просели" цены на каучук, а цены на сырье выросли.
СИБУР поставляет на рынок и синтетические каучуки, и сырье для их производства. В какой-то момент нам стало выгоднее продавать сырье, не перерабатывая его в каучук. Мы решили временно снизить объемы производства и постарались за счет этого сократить условно-постоянные затраты.
С марта предприятие работает в обычном режиме, и сокращать объемы производства СИБУР в настоящий момент не планирует.
- Рынок цикличен. В кризисном 2009 г. был спад спроса в цепочке крупных потребителей каучуков - сильно упали продажи автомобилей, а значит, и автопокрышек. Потом спрос и цены опять ушли вверх. Каким был 2013 г. и какая ситуация сегодня?
- То, что сейчас происходит в отрасли производства каучуков, можно описать двумя словами: "все плохо". В мире, в России - везде. Это связано с тем, что очень сильно упали цены на конечную продукцию. Но при этом сохранились все затраты на сырье.
В результате маржа производителей каучуков очень сильно сжалась, и всем приходится работать в сложных условиях. Очень сложных. От года к году идет снижение цен на каучуки. По разным их типам - от 10 до 25%. На некоторые даже на 30%.
- Опять падение спроса, как в 2009 году?
- Все происходит вовсе не на фоне падения или отсутствия спроса. Спрос в 2013 г. был, и во втором полугодии он стал расширяться. Это расширение продолжается сейчас.
Со спросом на каучуки в мире все в порядке, по крайней мере в западном - в Америке, в Европе. Определенные проблемы со спросом есть у Китая, и его влияние на рынок каучуков очень велико. Но в целом ситуацию можно охарактеризовать как классический кризис перепроизводства.
"Лишние" мощности
- Откуда берется на рынке "лишний" каучук, ведь буквально два-три года назад взяться ему было просто неоткуда?
- Если посмотреть на натуральный каучук, то плантации гевеи, которые были заложены семь-восемь лет назад, сейчас начали плодоносить. В результате производство выросло быстрее, чем вырос спрос.
То же самое произошло и с синтетическим каучуком. На фоне достаточно высоких цен 2010-2011 гг. инвесторы вложили средства и построили мощности, которые как раз сейчас вошли в строй. И здесь тоже производство выросло быстрее, чем вырос спрос. А следом произошла серьезная коррекция цен на каучуки.
Но цены на сырье остались на том же уровне, потому что они не "привязаны" к ценам на каучуки. К сожалению или к счастью - сказать трудно. Иногда - к счастью, как в "хорошие" годы. Иногда - к сожалению, как в "плохие" годы. Сейчас как раз "плохие".
- Кому хуже всех? России? Западу? Китаю?
- Плохо всем. Абсолютно всем. Заводы закрываются в разных странах. В Англии, в США, в Европе. Сокращают или вообще прекращают производство. Кто-то показывает убытки, кто-то - очень низкую прибыль в сравнении с инвестированным капиталом. Были уже и отставки руководителей, и большие сокращения персонала. Например, немецкая Lanxess на своих производствах по всему миру сократила не меньше тысячи человек.
Я думаю, что никто не станет отрицать: 2013 г. точно был одним из самых худших в промышленности синтетических каучуков. И 2014-й, наверное, тоже может быть таким, хотя время покажет, как будут развиваться события.
Мне кажется, что те новые мощности, которые были введены в строй в 2011-м и особенно в 2012 г., вряд ли сегодня показывают себя как высокоэффективные инвестиции. Потому что деньги на строительство потрачены, а доходы по итогам 2013 г. получаются очень низкие. Особенно это касается инвестиций в производство изопренового и эмульсионного каучука.
Плюсы и минусы СИБУРа
- Как на этом фоне обстоят дела у СИБУРа?
- Если говорить о СИБУРе и даже более узко - о нашей тольяттинской площадке, то мы, как и другие производители, работаем в условиях сжавшейся маржи. Цены на синтетические каучуки снижаются, а наши затраты не изменяются. Потому что цены на сырье, то есть на сжиженные углеводородные газы (СУГ), такие как изобутан, бутан, привязаны к ценам на нефть.
- Но СУГи достаточно эффективно продаются как сырье и в России, и за ее пределами.
- Мы их тоже продаем, в том числе на экспорт. И если у дирекции синтетических каучуков СИБУРа сложности, то с точки зрения всего СИБУРа - все в порядке. Потому что у нас своя газопереработка, фракционирование, а производства синтетических каучуков полностью внутри технологической цепочки.
Тем не менее и в 2013 г., и сейчас мы находимся под жестоким давлением ценовой конъюнктуры на синтетические каучуки. И единственное, что мы можем делать, - это всеми возможными силами сокращать затраты, чтобы продолжать работать. Потому что 2013 г. пусть был и тяжелым, и 2014-й тоже будет непростым, но были же и 2010 г., и 2011-й, когда было все хорошо. А рынок цикличен.
Мы уверены: через два-три года снова наступят "хорошие" времена. СИБУР стратегически присутствует в каучуковом бизнесе, компания намерена сохранять и развивать свои мощности. Кроме того, у нас достаточно большое количество каучука поставляется по долгосрочным контрактам, и мы должны выполнять свои обязательства.
- Даже если маржа уйдет к нулю или вовсе станет отрицательной?
- Да. Мы обязаны это делать в любом случае. И будем делать. Это вопрос о репутации, о нахождении в конкурентном рынке, о доверии покупателей нашей продукции. Для нас важно сохранить клиентов, и об этом можно не говорить, это само собой разумеется. Именно поэтому мы даже не рассматривали тему закрытия производства. Вместо этого мы рассматриваем варианты сокращения затрат.
БК-53 запустили вовремя
- На тольяттинской площадке СИБУР производит три вида синтетических каучуков: бутиловый (БК), изопреновый (СКИ) и эмульсионный. Какой из них сейчас "вытягивает" экономику площадки?
- Нет проблем с бутилкаучуком. Сейчас экономику площадки поддерживает именно БК. Сложнее всего с экономикой производства изопренового каучука, который на "Тольяттикаучуке" производится из изобутана. Причина в том, что СКИ - аналог натурального и цены на них двигаются "в связке". Кризис перепроизводства натурального каучука, а он достаточно серьезный, бьет в первую очередь по СКИ.
Ситуация с эмульсионным каучуком лучше, потому что сырьем для него являются фракция С4 и бутадиен-дивиниловая фракция (БДФ). Эта сырьевая часть в какой-то степени "привязана" к цене каучука, а потому маржа более стабильная. Хотя эмульсионный каучук не столь "продвинутый" продукт, как СКИ.
- То есть тольяттинскую площадку сейчас "вытягивает" бутилкаучук. А СИБУР как раз под новый год завершил проект БК-53 по реконструкции этого производства. Что с ним сейчас?
- Производство бутилкаучука с точки зрения экономики - лучшее на тольяттинской площадке. Мы продолжаем эксплуатировать его со 100%-ной загрузкой. Проект БК-53 был проектом расширения мощности через ликвидацию "узких мест". Но по мере освоения нового оборудования мы с каждым месяцем находим все новые скрытые возможности для оптимизации производственного процесса. И в итоге можем производить сейчас несколько больше, чем проектные 53 тыс. тонн в год.
Естественно, все это происходит без нарушения норм и правил промышленной безопасности. Просто проектное значение не бывает равно фактическому, так было на всех нефтехимических предприятиях СССР, современные производства не исключение.
- То есть на БК-53 все гладко?
- При пуске нового оборудования технические сложности появляются у всех. Например, в БК-53 мы были очень довольны работой полимеризаторов, пока не вышел из строя один из заново спроектированных узлов. Ошибка проектировщиков - ее исправили, узел заменили. Сейчас все работает.
От проектных ошибок никто не застрахован. Главное, чтобы они были небольшими и исправимыми.
В противофазе
- Вы сказали, что инвесторам, вложившимся в расширение производств синтетического каучука на пике цен в 2011-2012 гг., быстрого возврата инвестиций не видать. Сейчас цены внизу, а хуже всех дела с экономикой - у СКИ. И как раз в этот момент СИБУР начал проект реконструкции производства изопрена. Рассчитываете успеть к росту цен на каучуки?
- Решение о реконструкции было принято в конце прошлого года. Мы завершили предварительный этап, и сейчас идет активная работа по завершению рабочего проектирования, в том числе комплектация.
Проект крупный, он рассчитан не на один год. Вся реконструкция пройдет на действующем производстве. Многие работы будут вестись предварительно, а подключение и переключения будут осуществляться во время остановки на плановые ремонты.
- В чем суть проекта?
- В первую очередь будут решены проблемы эффективности и промышленной безопасности. Мы приведем производство к современному уровню, к современным требованиям. А попутно создадим возможности для увеличения объемов производства.
В Тольятти работают очень грамотные инженеры - химики, технологи, механики, проектировщики. Как я уже говорил, если посмотреть на любое нефтехимическое предприятие, то через несколько лет эксплуатации его производственная мощность оказывается выше проектной. Потому что эксплуатация выявляет тонкости, возможности, которые не могли быть учтены проектировщиками. Через небольшие улучшения, через расшивку "узких мест" удается без существенных затрат повысить объемы производства. Эту цель мы перед собой тоже ставим.
- Кто делает проект?
- Самарский институт "Технопроектсинтез".
- О каких объемах инвестиций идет речь?
- Это 2,4 млрд рублей. Крупный проект с серьезным бюджетом, большая работа. В проектной команде более 30 человек, включая проектировщиков, специалистов по МТО и строительным работам.
В основном речь идет о замене оборудования на более современное, более энергоэффективное. Будут заменены сосуды и трубопроводы, которые близки к ограничению по срокам эксплуатации. Это снизит риск выхода оборудования из строя и сократит время ремонтов, то есть повысит надежность. Плюс есть мероприятия технологического плана. Например, замена тарелок в колоннах, это будет способствовать росту энергоэффективности.
Полная интеграция
- Что для вас предпочтительнее: продавать каучуки в России или на экспорт? И каковы здесь экспортные возможности СИБУРа?
- Мы полностью интегрированы в мировой рынок, и каждый месяц фиксируем цену исходя из складывающихся рыночных цен в мире. Российский рынок мы хотели бы видеть основным, но российские мощности по каучукам исторически превышают внутренний спрос.
В России более 50% каучуков экспортируются, и экспортная альтернатива существует всегда. Рынки уже давно и стабильно связаны друг с другом. Сложился определенный баланс и понимание: что и сколько стоит в России и за ее пределами. С развитием в России автопрома, рынка РТИ, надеюсь, мы будем больше продавать внутри страны.
- Если говорить о развитии в 2014 г., то каковы перспективы развития спроса на каучуки в мире?
- Экспортные рынки вели себя по-разному. Начала "просыпаться" Европа, а лидер развития сейчас Америка. Шинная отрасль активно растет, начиная с третьего-четвертого кварталов 2013 года. Увеличиваются программы производства шинных компаний, хорошо развивается производство автомобилей. По данным за январь 2014 г., к январю 2013-го - по продажам новых автомобилей двузначный рост в процентах, а у каждого автомобиля как минимум четыре колеса и "запаска". И главное - растет уверенность потребителя в завтрашнем дне, поэтому много говорят о накопившемся отложенном спросе на шины, которые обычно не меняют до последнего.
Не все хорошо в Китае. Промышленность лихорадит. К тому же Китай активно развивал программу строительства собственных мощностей, чему в немалой степени помогли и наши научно-исследовательские институты. Разрабатывали проекты, помогали построить мощности.
Потенциал Китая как импортера и для России, и для СИБУРа значительно сократился. Во всяком случае, в обычных каучуках - в регулярных, в эмульсионном каучуке. Построено много, и, скорее всего, этот процесс будет продолжаться. Сегодня по не наукоемким каучукам там уже очень жесткая конкуренция с местными производителями.
При этом сегодня Китай, безусловно, очень важный и самый большой рынок, который определяет рынок каучука в мире. У СИБУРа есть инвестидеи в Китае, другие компании тоже пытаются там работать. Это неизбежно, потому что Китай поставил перед собой задачу самообеспечения, там ее решают, и выигрывает тот, кто первым присоединится к этому процессу.
Как поставщик каучуков Россия расположена неплохо. СИБУР может работать как на внутренний рынок, так и на Юго-Восточную Азию, на европейский и американский рынки. И в этом смысле снижение возможностей экспорта в Китай не является глобальной проблемой. Два-три года назад производители каучуков, что называется, "снимали сливки", а теперь надо просто активно работать.
Последние комментарии
Спасибо за поправку. Исправили
Годовое собрание акционеров состоялось 25.04.2014. Будьте грамотными—22.09.2014 состоится внеочередное собрание акционеров.
"Роснефть" в августе 2014 начнет подготовку к строительству нефтехимического комплекса Восточной нефтехимической компании (ВНХК) в Приморье. Планируется, что САНОРС будет филиалом ВНХК
Приморский НПЗ??? Интересно, а почему не Новокуйбышевский НПЗ, например? Или это такая специальная программа поддержки Дальнего Востока?
Роснефти "впихнули" "мыльный пузырь". Браво Соглаев!