Настоящим живым деревом (а не пластиком и клеем) пахнет сейчас в цехах самарского оперного театра. Здесь строят царство берендеев. Из веток и стволов липы, осины, березы художники плетут кружево зимнего леса. Выкраивают костюмы из мешковины и меха. Идет подготовка оперы "Снегурочка". По замыслу режиссера и сценографа нового спектакля Михаила Панджавидзе, все в этой истории должно быть максимально натуральным.
По мысли режиссера, здесь не должно быть никаких кокошников и сарафанов и даже намеков на них. Более того - ничего славянского. Потому что не были берендеи славянами, хотя и проживали на южных окраинах Киевской Руси. "Берендеи - кочевое племя тюркского происхождения", - подсказывает энциклопедия. В костюмах же нашли отражение и финно-угорские, и скандинавские, и половецкие темы.
"Во время создания головных уборов, - рассказывает художник Ирина Комарова, - появились и северные мотивы. Но, в любом случае, "Снегурочка" - это сказка, и костюмы наши в большей степени фантазийные".
В одном из цехов Оперного уже можно увидеть на столах и на пластиковых головах манекенов лохматые, "ушастые", с кистями и меховыми хвостами шапки, женские головные уборы, словно сплетенные из платков.
"Все материалы очень простые - это лен, бязь, грубая мешковина и, конечно же, мех", - говорит художница.
Впервые за много лет мастерам театра пришлось вручную расписывать ткани. Костюм Леля на эскизе словно горит пламенем. "По замыслу режиссера, Лель выпрыгивает из костра, на котором сжигали Масленицу", - рассказывает художница Наталья Наумова и кисточкой, почти так же, как и сорок лет назад, покрывает "всполохами огня" легкую ткань со сложным названием эксельсиор.
Запах дерева - липы, березы, ольхи, принесенной с мороза и начавшей оттаивать в одном из цехов, разносится по всему закулисью. Цех художников-декораторов напоминает сейчас базу по заготовке хвороста. Художник встречает журналиста и фотографа, весело из руки в руку перекидывая топорик. Аккуратно стесывает сучки и мелкие веточки со стволов и сортирует по кучкам. Уже готовы изгороди, фрагменты будущего леса.
"Сколько я здесь работаю - мы впервые делаем такие декорации, - признается художник-декоратор Григорий Акимов. - Конечно, выглядеть это будет гораздо интереснее, нежели бутафория, хотя работать сложнее, приходится подстраиваться под материал".
Ну а столяры, пристраивая ветки к каркасам и мастеря сами каркасы, удивленно разводят руками и пока смутно представляют, что из этого может получиться.
По словам режиссера-постановщика, сценографа, художника по костюмам и свету Михаила Панджавидзе, природность материалов даст ощущение реальности. "Надоели уже эти картонные мечи...", - сетует режиссер.
Натуральность в декорациях и костюмах должна помочь и оперным исполнителям проникнуться новой, довольно трагичной историей о Снегурочке.
"На самом деле Снегурочку в большей степени воспринимают как подъелочный персонаж, который ходит с Дедом Морозом, - говорит режиссер, - и потому все ждут, что Снегурочка появится в голубой шубке и в кокошнике. И ничего с этим поделать нельзя. На сознание одних повлиял мультфильм Иванова-Вано, а есть другая ипостась людей, которые исповедуют фильм 1968 года.
Это произведение обросло огромным количеством штампов, и добраться до истории, которая там происходит, очень тяжело. Все забывают о том, что племя берендеев, каким его описывает Островский, - вымирающее. На момент появления Снегурочки 15 лет, как в этом народе не рождались дети, не было урожая. Люди голодные, опустившиеся... И в итоге перед нами разворачивается история о том, как среди людей появляется непорочное, чистое существо, но ради еды и комфорта ее убивают... История-то на самом деле очень трагичная.
У Снегурочки очень много общего с Русалочкой, Ундиной, Сильфидой. Она - мифологическое существо, не обладающее человеческой душой, но страстно желающее любить. Поэтому она погибает, как и все подобные героини, попавшие в мир людей, где обманывают, где не держат слово, где все покупается и продается, где силой берут то, чего не могут взять добром. Обратите внимание: все персонажи, приходящие в этот мир, инфантильны, по-детски доверчивы. И они все говорят: "Вы только нас не обманывайте. Мы вытерпим все, любую боль, но не вытерпим предательства..."
Словом, известная сказка о Снегурочке, воплощенная в опере Римского-Корсакова, вскоре предстанет перед зрителями в несколько непривычных глазу декорациях, очищенная от штампов, предстанет историей языческой, отчасти пугающей, но с глубоко христианской моралью.
Что касается оформления, то вместе с деревьями, натуральными тканями, лаптями и онучами в спектакле будет использована и видеопроекция. Таким образом, по словам режиссера, и через визуальный ряд будет передан конфликт между бытовым, приземленным и чем-то виртуальным, очень красивым, но неживым.
Последние комментарии
Ну что ж это хорошие новости для региона. Стоит пожелать творческих успехов!
Загадочные дела. И какова реакция на нарушения? Возмещение ущерба наконец?
Лучше бы прибавили зарплаты рядовым артистам, чем тратить деньги на собственный пиар, проплачивая подобного рода восхваляющие себя статьи.
Какой же он красавец!
Актёр должен уважать своё дело. Я думаю он подпортил отношение Самарцев к нему.