В Самарском театре драмы Александр Кузин поставил по пьесе Джона Патрика "Странная миссис Сэвидж" уютный и почти терапевтический спектакль.
Из 1950-го в XXI век
Честно сказать, новость о постановке в 2016 году "Странной миссис Сэвидж" не вызывала энтузиазма. "Миссис Сэвидж" - это что-то давно забытое, из эпохи "критики буржуазного мира", Фаины Раневской и Веры Ершовой. Зачем?.. Но вот премьера прошла, и остается только восхититься профессионализмом Александра Кузина, сделавшего из американской мелодрамы 1950 года нежнейшую и актуальнейшую вещь.
Это тот нечастый у нас случай, когда спектакль появился в нужный момент и как раз не вызывает вопроса "зачем". Тема побега из реальности в свой маленький яркий мир на фоне сегодняшней повестки оказалась как нельзя кстати. И вроде бы эскапистского театра и без того столько, что не спрячешься, а от разговоров "у зрителей жизнь трудная, дайте отвлечься" - оскомина. Только вот чаще всего под этой формулой кроется театр низкопробный. Кузин же показывает мир, в который действительно хочется сбежать нормальному человеку. В 2016 году. И этот мир в итоге (как иначе?) окажется театром.
Клиника vs террариум
В средненькой "хорошо сделанной" пьесе Джона Патрика (напоминаю на всякий случай, хотя наверняка все смотрели телеверсию спектакля с Верой Марецкой) приемные дети помещают Этель Сэвидж в психиатрическую лечебницу, чтобы не допустить растраты состояния на благотворительность. Довольно скоро станет понятно, что миссис в здравом уме, а пациенты - гораздо приятнее, чем семейный террариум Сэвиджей. В финале эксцентричная Этель, не без помощи новых друзей, спасет состояние от алчных, бесчеловечных деток.
Драматург задается вечным вопросом: по какую сторону лечебницы сошли с ума больше? В спектакле Кузина пациенты "Тихой обители" одеты в яркое и цветное, как дети. Их появление на сцене радует глаз (художник по костюмам Янина Кремер). Они держатся вместе. Они оберегают друг друга, хотя странностей не замечают только каждый за собой, зато прекрасно видят, что Флоренс (Наталья Ионова), сошедшая с ума после смерти ребенка, нянчится с куклой-негритенком, как с живым; что у Джефри (Денис Евневич), прикрывающего рукой одну щеку, нет никакого шрама, а не встающий с инвалидного кресла и жестикулирующий Алекс (роль, введенная специально для Олега Белова) прекрасно ходит и говорит. Но здесь принято поддерживать игру и затевать свою (так юная Фэри Алены Шевцовой без конца сочиняет небылицы - "чтобы было веселее").
Полной противоположностью лечебнице, в которой даже доктор (Петр Жуйков) мил до невозможности, предстают похожие на банду налетчиков Сэвиджи-младшие (Елена Лазарева, Владимир Сапрыкин, Владимир Сухов), возникающие "в кадре", только чтобы трясти деньги. В общем, ответ на вечный вопрос очевиден. Тем более что сама Этель Сэвидж (Жанна Романенко), скорее, немного инфантильна и слишком хрупка, чем странна (и этим отличается от игравшей эксцентричную тетушку Веры Марецкой - других великих Сэвидж пленка, к сожалению, не сохранила). Да и что, в конце концов, ненормального можно увидеть в склонности к филантропии?..
Игра во спасение
Это спектакль из тех, в которых не хочется выделять чьи-то актерские успехи. "Странная миссис Сэвидж" - отличная ансамблевая работа, потому, наверное, и получается. Отдельно нужно отметить точный саундтрек (композитор Василий Тонковидов), сыгравший немалую роль в создании атмосферы.
Атмосфера же такая, что миссис Сэвидж сюда еще вернется. Если в "социальной" трактовке пьесы доктор с пафосом отправляет ее "в мир" служить людям, то здесь финал выглядит не очень-то убедительно. Потому что весь спектакль - о другом. О том, что спасение - в таких же сумасбродных, как ты сам; что гораздо лучше закрыться от этого страшного мира и играть свою игру... О том, что нормальные человеческие чувства(сочувствие и сострадание, преданность и благодарность) остались только среди единомышленников. (Иногда кажется, что это и вправду так).
Конечно, Александр Кузин ставит спектакль про театр. Про этих странных людей, с которыми так хорошо вместе строить свою Вселенную. Старую пьесу актуализирует даже не шикарная обстановка клиники (сценография Кирилла Данилова) и не "миллиарды долларов", в которые для вящей современности перевели в оригинале миллионное состояние героини. А тот манящий уютный мир, который создает на сцене режиссер. Немного похожий на сказку, в которой справедливость непременно торжествует, злодеи опозорены, а все, что пропало - нашлось. Похожий - но как в него не поверить, особенно если так верят постановщик и актеры.
И вот еще что. Александр Кузин - частый гость в Самаре, много поставил в "СамАрте", выпускает четвертый спектакль в Театре драмы, на гастроли привозили его ярославские и саратовские работы. Но пожалуй, это первый спектакль, который оставляет такое же послевкусие, как общение с самим режиссером. Если вы когда-нибудь разговаривали с Александром Сергеевичем, то знаете, о чем речь. Мало кто еще сегодня ставит такие спектакли, которые можно без стеснения описывать словами "человечный" и "уютный".
Последние комментарии
Ну что ж это хорошие новости для региона. Стоит пожелать творческих успехов!
Загадочные дела. И какова реакция на нарушения? Возмещение ущерба наконец?
Лучше бы прибавили зарплаты рядовым артистам, чем тратить деньги на собственный пиар, проплачивая подобного рода восхваляющие себя статьи.
Какой же он красавец!
Актёр должен уважать своё дело. Я думаю он подпортил отношение Самарцев к нему.