В минувшее воскресенье народный артист России Константин Хабенский, известный по своим ролям в кино и во МХАТе имени А.П.Чехова, посетил Тольятти. Приехал он сюда в качестве руководителя благотворительного фонда "Студия творческого развития".
Детские студии под крылом этого фонда действуют уже в нескольких российских городах, а 1 октября прошлого года студия открылась и в Тольятти, во Дворце детского и юношеского творчества.
Сейчас в тольяттинской студии занимается около 200 детей от 9 до 16 лет. Правда, скорее всего, со временем здесь произойдет частичный отсев, появятся свободные места и будет проведен кастинг.
Во время предыдущего приезда в волжский город мастер предложил студийцам домашнее задание: поставить этюды по двум темам - "Легенды и мифы" и "Я могу быть неправ, но…". Как и положено, подготовке этюдов предшествовали тренинги, помогающие не только приобрести сценические навыки, но и сплотить коллектив.
Один из педагогов студии, актер и режиссер Дмитрий Марфин отметил: "Во время подготовки этюдов мы отталкивались, прежде всего, от детской фантазии, от того, что предложат сами студийцы, а потом уже подсказывали, что правильно, интересно, а что - не совсем. Мне кажется, замечательные темы предложены мастером. В ходе работы ребята расширили свой кругозор, научились по-новому смотреть на окружающий мир. И многие, я почувствовал, задавались вопросом: "А как сделать так, чтобы это было оригинально, необычно?"
Это перекликается с позицией и самого Хабенского, который, напутствуя тольяттинских детей, сказал: "Студия создана для того, чтобы реализовывать ваши фантазии. Поэтому не бойтесь предлагать свои идеи".
И вот в воскресенье, 28 февраля, 10 групп из тольяттинской студии "Дыхание" показали этюды, подготовленные к VI всероссийскому фестивалю студий творческого развития "Оперение", который в этом году пройдет в Челябинске.
Спектр мифов, к которым обратились воспитанники "Дыхания", был велик. Тут был и библейский миф о сотворении мира, представленный самыми юными, девятилетними актерами, и японские мифы, и волжская легенда о белом колуне, которому надо было передать кому-то свои знания, и аллегории о человеческих пороках, и авторские притчи, придуманные самими детьми. Из всего этого широкого спектра, как выяснилось в обсуждении в ходе мастер-класса, Хабенскому более всего легла на душу театральная история "Мифы и легенды летнего лагеря". Были в этом этюде и пластические упражнения на тему всем знакомой лагерной жизни, и страшилки на ночь, которыми так любят пугать друг друга дети после отбоя, и парадоксальное появление невесть откуда взявшейся Пиковой дамы в конце.
Оценивая спектакль, мастер отметил: "Молодцы ребята. Чувствуется, что все показанное вам близко. Тут и фантазия, и самоирония. Ясно, что вы валяете дурака, но делаете это классно".
Для Хабенского важно, чтобы ребята говорили со сцены не по подсказке педагогов, а только о том, что близко им самим, что ими прочувствовано. В ходе мастер-класса он долго допытывался у ребят, показавших этюд по мотивам японских легенд, чем они им интересны, а потом предложил повернуть их так, чтоб возникли ассоциации с нашей жизнью. "А в общем, - считает российский актер, - легенды у разных народов - одни и те же. Только разные одежды, разный язык, разный колорит".
Что касается разговора со сцены о серьезных вещах, тут позиция Хабенского принципиальна: "Или делайте это с полной самоотдачей, искренне, небанально, или не делайте вовсе. Дежурные эмоции нашей студии не нужны".
По этой причине мастер предложил ребятам и их педагогу переработать тот этюд, где затрагивается проблема брошенных детей. Этот был один из этюдов по теме "Я могу ошибаться, но…".
"Можно сделать такую трехминутную историю о брошенных детях, - заметил мастер, - что весь город в течение года будет об этом говорить. А иначе зачем и браться за эту тему?"
Надо сказать, что сама эта тема - "Я могу ошибаться, но…" - была поставлена так, что открывала большое поле для творческой фантазии. На театральной сцене - прежде всего, с помощью языка пластики - ребята попытались поговорить о понятиях "я" и "ты", о том, что многое зависит от нас самих, а не только от окружающих обстоятельств, о том, что нужно уметь прощать. Хабенский, сидя за столиком, освещенным лампой, в это время постоянно что-то записывал. А в какой-то момент, когда из-за кулис зазвучал красивый голос юной певицы, не выдержал, встал из-за столика, прошел вперед и вывел девушку на сцену.
Разговор в ходе мастер-класса получился достаточно откровенным. Когда некоторые ребята, оценивая свои выступления, честно признали: "Нам не хватило энергии, перегорели", - мастер заметил: "Я вас прекрасно понимаю. У меня такое тоже бывает. На репетициях все прекрасно, а потом перегорел".
Позже актер резюмировал свои впечатления от увиденного в пятницу в Тольятти: "Ребята отработали замечательно. Студия развивается в правильном направлении. Но каким именно будет ее лицо в дальнейшем, говорить пока еще рано. На мастер-классе у нас не было задачи напугать кого-то своими оценками. Я и мои коллеги говорим так, как есть, и стараемся делать это корректно. У тольяттинской студии - те же ошибки, что и у других студий нашего благотворительного фонда в первые месяцы их существования. Но есть и прекрасные находки. Главное - ребята поняли, для чего студия существует. Вообще, мне кажется, что нет детей, которые были бы далеки от творчества. Просто некоторые имеют возможность показать его одному-двум друзьям, а другие - многим людям".
В тот же день, в воскресенье, тольяттинских зрителей ждали два театральных сюрприза от благотворительного фонда "Студия творческого развития". Днем во Дворце детского и юношеского творчества был показан детский спектакль "А и Б", а вечером в драматическом театре им. Г.Б.Дроздова "Колесо" - ироническая сказка для взрослых "ХА-ХА-ЧУ". Оба спектакля - благотворительные. Все собранные средства будут перечислены в благотворительный фонд К.Ю.Хабенского и пойдут на лечение детей и развитие студий.
Последние комментарии
Ну что ж это хорошие новости для региона. Стоит пожелать творческих успехов!
Загадочные дела. И какова реакция на нарушения? Возмещение ущерба наконец?
Лучше бы прибавили зарплаты рядовым артистам, чем тратить деньги на собственный пиар, проплачивая подобного рода восхваляющие себя статьи.
Какой же он красавец!
Актёр должен уважать своё дело. Я думаю он подпортил отношение Самарцев к нему.