Сотрудники сервисного центра ПАО "Кузнецов" уже 85 лет помогают обеспечить ту самую высшую надежность, которой славятся самарские двигатели, поднимающие в небо бомбардировщики и выводящие на орбиту ракеты-носители. У этих людей особые задачи и особая ответственность. От их знаний и инженерной интуиции нередко зависит общий успех десятков тысяч людей, участвующих в подготовке очередного космического старта. Именно они принимают на себя ответственность за то, что двигатели ракеты не подведут.
Руки на пульсе
В космической отрасли особое отношение к надежности. Ракета-носитель - сложная система, и нередко отказ какого-нибудь небольшого и на первый взгляд не особо важного агрегата может поставить под удар всю пусковую кампанию. Что же говорить о двигателях!
"В середине 1960 года на завод поступило распоряжение: из наших уже очень надежных двигателей отобрать партию сверхнадежных, - вспоминает 87-летний ветеран ПАО "Кузнецов" Я.Н.Вольпин (в 1961 году заместитель начальника производства завода). - Для чего подбирается такая партия - не говорили. Только потом стало ясно: их готовили для первого пилотируемого полета. Для Гагарина". Прежде чем попасть на космодром, ракетный двигатель проходит несколько этапов испытаний, поясняет советник главного конструктора серийного конструкторского бюро ПАО "Кузнецов" И.В.Папсуев. Перед отправкой к соседям-"ракетчикам" в Ракетно-космический центр "Прогресс" готовый двигатель обязательно "прожгут" на испытательном стенде. После этого - тщательный контроль всех узлов двигателя, побывавшего на испытании.
Казалось бы, все многократно проверено-перепроверено. Тем не менее, когда блоки ракеты в специальных контейнерах прибывают в монтажно-испытательный корпус (МИК) космодрома, вместе с коллегами-"прогрессовцами" ее встречает бригада сервисного центра ПАО "Кузнецов". Этому подразделению, которое раньше именовалось "эксплуатационно-ремонтный отдел", в 2016 году исполняется 85 лет.
Обычно двигателисты приезжают на космодром за две недели до даты запуска и отправляются домой через неделю после того, как ракета-носитель выполнит свою миссию.
"Проверки начинаются еще в МИКе. А когда ракета вывозится на старт - это так называемый "сухой вывоз", - там идет уже следующий этап детальных проверок всех систем, в том числе и двигателей, - рассказывает И.В.Папсуев. - В это время наша бригада проверяет большое количество параметров - срабатывание клапанов, прохождение электрических сигналов, контроль установки пирозажигательных устройств и многое другое".
Но и это только часть огромной работы по подготовке двигателей к пуску. Все рабочие параметры регистрируются на лентах, и их детально анализируют. Специалисты видят все нюансы работы агрегатов двигателя и его системы управления. И здесь наступает ключевой момент: если что-то вызывает сомнение или замечено явное отклонение от нормы, необходимо тут же распознать неисправность, выявить ее причину. И принять решение: что и как нужно сделать, чтобы привести в нормальное состояние.
Надежность - "три девятки"
"За время моей работы в космической отрасли и военной службы до прихода на завод приходилось видеть всякое, - вступает в разговор директор сервисного центра ПАО "Кузнецов" В.А.Коротков. - Были ситуации, когда, например, меняли кислородный клапан, прокладки, датчики. Если чего-то не было в ремонтном фонде, доставляли с предприятия в течение нескольких часов. В 1968 году был случай, когда отстыковывали турбонасосный агрегат. Представляете? Фактически двигатель разбирали! И не на заводе, а на космодроме, в МИКе. Но надежность - превыше всего, для того и работаем".
Дело давнее, работы тогда вела специальная бригада, срочно прилетевшая с завода. Неисправность устранили, "машина" штатно ушла со старта, а двигателестроители получили очень важную информацию, которая позволила впоследствии избегать подобных ситуаций.
На сегодня коллеги "кузнецовцев" из РКЦ "Прогресс" запустили уже 1858 ракет-носителей. В этих пусках отработали более 9 тысяч самарских двигателей РД-107/РД-108 и их модификаций. Надежность изделий подтверждена огромной статистикой - их коэффициент безопасности 99,9%. Аналогов в мировой космонавтике нет, и в этом высоком достижении самарцев немалая заслуга специалистов сервис-центра ПАО "Кузнецов".
Особая закалка
Да, специалисты сервисного центра принимают на себя тяжелейший груз ответственности за все предприятие. "На космодроме - строгий, отработанный годами регламент, - рассказывает В.А.Коротков. - Когда во время заседания Госкомиссии наступает твоя очередь встать и объявить: "Изделие готово к дальнейшему испытанию", когда твои слова заносят в протокол и ты ставишь на нем свою подпись - чувствуешь какой-то сгусток энергии внутри себя".
Как особый дух, который всегда царил в эксплуатационно-ремонтном отделе - нынешнем сервисном центре ПАО "Кузнецов", складывался годами, десятилетиями, передавался от отцов сыновьям, приходившим работать в это подразделение.
"Пожалуй, больше ни в одном подразделении не было такой самостоятельности, такого, если хотите, духа ответственности, как у нас в ЭРО, в сервисном центре, - рассказывает В.А.Коротков. - На космодроме время сжато до предела. В случае трудностей все зависит только от тебя".
Да, сервисный центр - это не только космические старты, это и обслуживание двигателей стратегических бомбардировщиков, и поддержание в исправности газоперекачивающих агрегатов - всей продукции ПАО "Кузнецов". И выполняют эту работу действительно лучшие из лучших.
И.В.ПАПСУЕВ, советник главного конструктора СКБ ПАО "Кузнецов":
- На специалистах сервисного центра лежит ответственная миссия: если во время проверки двигателей появляются замечания, их необходимо устранить. И сделать это точно, в кратчайший срок. Запуск ракеты с космическим аппаратом или пилотируемым кораблем - слишком дорогостоящее дело. Срывов здесь допускать нельзя. Поэтому ответственность очень велика. После пуска нужно тщательно проанализировать всю телеметрию, чтобы убедиться в отсутствии каких-либо отклонений в процессе работы двигателей.
В.А.КОРОТКОВ, директор сервисного центра ПАО "Кузнецов":
- Люди, которые работают в сервисном центре, - это специалисты экстра-класса. Прежде всего, у всех высшее образование (без него не потянуть). Отличное знание техники, инженерная интуиция, если хотите. Умение быстро анализировать ситуацию и принимать единственно верное решение. И, конечно, ответственность. Нигде не было такой самостоятельности, как в ЭРО, в сервисном центре. "Все зависит от тебя" - кому такое по душе, тот сможет у нас работать. А те, кому этот груз не под силу - постепенно уходят. Остаются лучшие из лучших.
Последние комментарии
Для выполнения авиасельхозработ необходим поршневой двигатель как наиболее приёмистый по сравнению с газотурбинным. Если конструкторы с "Прогресса" посмотрят самолёт Копейкина , который заменил двигатель М601 на поршневой отечественный двигатель М-14 на крыле от Л-410, то вариант "Рысачка" с М-14 будет отвечать политике импортозамещения.
Врать не хорошо. Никто никого не заставлял. И ничем не угрожали. Подписи ставят по собственному желанию.
я работаю на прогрессе и знаю какой там беспредел. вот только сегодня 20.02.18 г. приходили во все цеха и заставляли подписать бумагу в поддержку Кирилина. кто отказывался грозили сокращением или лишением премии. В заводе одни коррупционеры начиная с мастера и выше. как захотят так и зарплату закроют. блатным много не блатным кукиш!!!! а вы говорите что деньги начальство тырит. ВАГОНАМИ!!!!! Кидайте тапками. я сказал не всю правду.
Ему ж скоро 70. А по фотке не скажешь....
"В отчете говорится, что взрыв произошел в турбонасосе для жидкого водорода E15, вследствие чего был поврежден ракетный двигатель." Эту фразу перепечатали все агентства. Вопрос знатокам: откуда в кислород-керосиновом двигателе "турбонасос для жидкого водорода Е15"? Или это скрытая от общественности доработка Aerojet Rocketdyne?