В Москве в Музыкальном театре им. Станиславского и Немировича-Данченко вручили "Золотые Маски" 2016 года, ни одна из которых не досталась самарским театрам, номинированным по 11 позициям. Еще год назад только в очень смелых фантазиях можно было написать что-то подобное.
Тенденции
"Масок" никогда не хватает на всех, кто их заслужил, а уж при таком числе претендентов (в конкурсе участвовало 68 спектаклей, 54 театра и 212 номинантов) - тем более. При любом раскладе будут недовольные, всегда кто-нибудь напишет "судью на мыло", а особо буйные начнут плести интриги в надежде, что уж "правильное"-то жюри точно разглядит, кто здесь лучший.
Тем не менее некоторые тенденции в нынешнем вердикте жюри просматриваются. Например, из него следует, что тренд на классическое и консервативное выходит не в пользу провинции. Напротив - чем сильнее "охранительные" настроения в воздухе и чем больше "консерваторов" в жюри, тем более именитых "классиков" они выбирают. Давно так мало "Масок" не уезжало за пределы столиц, и давно жюри так явно не игнорировало новации (парадоксальным образом экспериментаторы и регионы оказались тут "в одной лодке"). Решения жюри всегда бывают компромисснее выбора экспертного совета, судьям приходится лавировать между вкусами и пристрастиями разных театральных профессий, но когда в номинантах так много новых имен и географических точек, это особенно заметно. Речь, конечно, не о конкретных победителях, а только о тенденциях. "Маски" достались безусловно заслужившим награду, и номинированные самарцы тоже уступили достойнейшим соперникам.
Победители
В драматическом театре "Маска" за спектакль большой формы ожидаемо ушла в "Мастерскую Петра Фоменко", чей "Сон в летнюю ночь" негласно признан первым настоящим успехом театра после ухода из жизни его основателя. В малой форме награду получил один из давних фаворитов премии Дмитрий Крымов со спектаклем "О-й. Первая любовь". "Маски" за роль второго плана так же предсказуемо удостоен один из корифеев Александринского театра Николай Мартон, сыгравший Неизвестного в антикварном "Маскараде" Валерия Фокина со всем блеском "старой школы". К слову, если бы эту номинацию успели разделить на "мужскую" и "женскую" уже в этом году, шансы Алины Костюк (Зина в "Тане-Тане" театра "Грань") могли бы существенно возрасти.
За "новые имена" неожиданно ответили актерские номинации. Хотя мало кто сомневался в наградах Олега Табакова и Натальи Теняковой, сыгравших в "Юбилее ювелира" МХТ так, как давно нигде не играли, - жюри отдало "Маски" молодым: Сергею Волкову - интересному Брехту в "Кабаре Брехт" Юрия Бутусова и очаровательной крымовской актрисе Марии Смольниковой, знакомой массовому зрителю по фильму "Сталинград". Сыграло тут свою роль имя Константина Богомолова (режиссера "Юбилея ювелира") или нет - неизвестно, но этот выбор судей, пожалуй, оказался самым неожиданным для театральной общественности. Хотя никто не сулил и смело отданную Андрею Могучему режиссерскую "Маску" - у питерского авангардиста, худрука БДТ немало наград, но эта вручена как нельзя вовремя (совсем недавно еще были сомнения, оставят ли ему Большой драматический). Прогрессивного худрука голосующее тайно и до последнего не осведомленное о результатах жюри поддержало еще и спецпризом за актерский ансамбль.
А провинции достались костюмы ("Черноликие" Башкирского театра драмы) и второй спецприз жюри ("Алиsа" Красноярского ТЮЗа).
В опере при восьми номинированных театрах все "Маски" оказались поделены между москвичами - Музыкальным театром им. Станиславского и Немировича-Данченко и "Новой оперой". Лучшей женской ролью признали Медею Хиблы Герзмавы, мужской - Ромео Алексея Татаринцева. В регионы, опять же, отправились только спецпризы: здесь отметили грандиозный екатеринбургский проект по постановке "Сатьяграхи" Филипа Гласса и пермскую бродилку для самых маленьких "Путешествие в страну Джамблей".
И самое важное
На этой "Золотой Маске" многие утешали проигравших: кто-то замечал, что общественное сочувствие всегда не на стороне победителей, кто-то призывал номинантов ставить выше всего свой собственный суд. Но для Самарской области, от которой долгие годы в номинантах ходил один "СамАрт", две новые труппы ("Грань" и Опера) в шорт-листе - уже большой прорыв. Тем более в условиях такого мощного конкурса, когда одних режиссеров драмы в номинантах 22 человека, а уж перечислять интересные спектакли, оставшиеся без единой награды, устанешь.
Ничего не получили, к примеру, ярославский "Месяц в деревне" Евгения Марчелли и новосибирские "Элементарные частицы" Семена Александровского, поставленные по тексту тольяттинского драматурга Вячеслава Дурненкова. Не отмечен европейский режиссер Ромео Кастелуччи, впервые выпустивший спектакль в России, прошли незамеченными небанальная "Земля" Александринского театра и не вписывающийся ни в какие канонические театральные рамки Remote Moscow немецкой команды Rimini Protokoll, без наград классики Кама Гинкас и Сергей Женовач...
Этот список можно продолжать и продолжать - наград всегда меньше, чем достойных спектаклей, и это как раз обнадеживает. Главное, что "Золотая Маска"-2016 показала сильнейший фестиваль длиной в два с половиной месяца, на котором благодаря выбору экспертных советов смогли выступить многие региональные труппы. Моя театральная лента в Фейсбуке то и дело "вскипала" отзывами и спорами на очередной привезенный в Москву спектакль - это ли не признание для нестоличных театров.
Прямая речь
Сергей Филиппов, министр культуры Самарской области:
- Одиннадцать номинаций на "Золотую Маску" - это большой шаг вперед для региона. Самарский театр оперы и балета открывал этот фестиваль, труппа вышла на прославленную сцену Музыкального театра имени Станиславского и Немировича-Данченко, на не менее прославленной сцене Театра наций играла труппа "Грани" из Новокуйбышевска. Шесть номинаций в шорт-листе "Золотой Маски" для маленького театра из небольшого города - это безусловная победа. "Золотая Маска" в этом году для Самарской области была успешной, и все, кто в ней участвовал, - большие мастера.
Денис Бокурадзе, художественный руководитель театра-студии "Грань":
- Участие в "Золотой Маске" - заявка на дальнейший рост и перспективу. Искусство ведь вещь неоднозначная, здесь нет точного арифметического решения - "сделай так, и все получится". Спектакль "Таня-Таня" получил то, что должен был получить. Оказаться в одном списке со столь известными режиссерами и такими сильными спектаклями - это уже большая победа. Перед церемонией я волновался, но как только началось награждение, волнение как рукой сняло. Наконец-то закончилось ожидание, и теперь можно заняться делом - созданием нового спектакля".
Михаил Панджавидзе, главный режиссер Самарского театра оперы и балета:
- Нашей задачей в этом году было не столько получить "Маску", сколько оказаться в номинантах. Если учесть, что мы получили сразу пять номинаций, - это очень многообещающий дебют. От нас теперь зависит, станет ли он тенденцией. На самом деле не так просто пообещать: "Мы продолжим". Нужно каждый год проводить огромную работу по созданию спектаклей, потом заявлять их на премию и так далее. На церемонии мы слышали, с каким пиететом относятся к "Золотой Маске" и корифеи, и молодые артисты. Я сам достаточно много общался с "Маской": делал церемонии награждения и уже в третий раз попал в число номинантов – я знаю, какой труд за этим стоит. Я могу согласиться или не согласиться с результатами, но это никакого значения не имеет".
Последние комментарии
Ну что ж это хорошие новости для региона. Стоит пожелать творческих успехов!
Загадочные дела. И какова реакция на нарушения? Возмещение ущерба наконец?
Лучше бы прибавили зарплаты рядовым артистам, чем тратить деньги на собственный пиар, проплачивая подобного рода восхваляющие себя статьи.
Какой же он красавец!
Актёр должен уважать своё дело. Я думаю он подпортил отношение Самарцев к нему.