На дипломной декаде выпускников Самарского института культуры в последний раз сыграли спектакль "Слепые" по пьесе Мориса Метерлинка в постановке Татьяны Наумовой, с пластическим решением Павла Самохвалова.
Этот спектакль живет не первый год, у него есть свои поклонники, видевшие "Слепых" не единожды, его играли в Струковском саду на "Пластилиновом дожде", им открывали "Театромагию" - но все когда-нибудь заканчивается, и курс Виктора Гончарова выпускается. Это обстоятельство прибавило драматизма последнему показу и без того эмоционально непростого спектакля, как и летняя духота, особенно невыносимая в закрытых аудиториях.
"Слепые" - пьеса Мориса Метерлинка, в которой группа заблудившихся незрячих символизирует человечество. Татьяна Наумова (актриса "СамАрта", старший преподаватель СГАКИ) и Павел Самохвалов (старший преподаватель СГАКИ, востребованный театральный хореограф) ставят символистскую драму как пластическую историю. Обрывки текста лишь иногда вдруг врываются в тревожащие звуки спектакля. Вместо слов здесь - переживания тел.
Слепые выходят единым дышащим телом. Над ними обрезки труб (лес), под ними забеленный холст, покрывающий сцену. В ткани сделаны прорези для каждого, через них актеры надевают ее на себя, оказываясь как будто в юбках. В остальное время они почти раздеты, так что при движении видно каждую мышцу. На лицах белый грим. Они передвигаются настороженно, цепочкой, в одном ритме. Одинаково пугаются стука поводыря, одинаково защищаются от надвигающейся угрозы. Иногда "распадаются" на пары, тройки и соло.
Три молящиеся старухи, помешанная с ребенком (его "играет" пакет с водой), приблудившаяся собака, мертвый поводырь, пара с цветами - кто помнит текст, без труда узнает здесь почти все его эпизоды. Каждому символу (а в этой пьесе о безнадежном стремлении человечества к свету все образы "не просто так") найден свой танец, свое движение. Спектакль отлично вписывается в эстетическую программу Метерлинка: ничего лишнего, поменьше слов и поступков, больше звуков, ожидания и вслушивания в "музыку душ". Но главное - что это "Слепые" с атмосферой того самого мистического, тревожного метерлинковского мира.
Напряжение нарастает к финалу, когда группа незрячих пытается наскоком пробить стену зала. Текст Метерлинка заканчивается отчаянным криком ребенка и неизвестностью. Спектакль завершается смертью, но когда под музыку Моцарта в слепящем контровом свете актеры открывают глаза и руками "показывают" порхающих птиц - мы видим оборотную сторону этой смерти. Свет все-таки есть.
На дипломной декаде невозможно воспринимать такой спектакль без внешнего контекста. Выпускной актерский курс (на котором много по-настоящему интересных ребят) тоже выходит в неизвестность. Правда, и у этого финала есть другая сторона: сразу трем вчерашним студентам (Екатерине Кажаевой, Кириллу Стерликову и Василию Ярову) повезло попасть в труппу новокуйбышевского театра "Грань".
Последние комментарии
Ну что ж это хорошие новости для региона. Стоит пожелать творческих успехов!
Загадочные дела. И какова реакция на нарушения? Возмещение ущерба наконец?
Лучше бы прибавили зарплаты рядовым артистам, чем тратить деньги на собственный пиар, проплачивая подобного рода восхваляющие себя статьи.
Какой же он красавец!
Актёр должен уважать своё дело. Я думаю он подпортил отношение Самарцев к нему.