Чемпионат Европы по вейкбордингу в небольшом шведском городке Фагерста вписан золотыми буквами в историю развития этого экстремального вида спорта в России. Впервые за все годы участия россиян в официальных турнирах наша сборная, составленная из семи питерцев и самарца Сергея Климова, завоевала медаль в общекомандном зачете, став бронзовым призером чемпионата. И самарец внес свой вклад в эту «бронзу».
Август для Климова получился «горячим». Сначала самарец выиграл две медали чемпионата России в Калуге. На акватории Яченского водохранилища он второй год подряд стал чемпионом страны в категории «мастерс», где соревнуются те, кому перевалило за тридцать. И занял второе место в самой престижной и многочисленной, так называемой «Открытой» категории, уступив только своему коллеге по национальной сборной, питерскому райдеру Гоше Худницкому. А неделю назад из Швеции, где сборная России поднялась на третью строчку пьедестала почета, Климов вернулся с бронзовой медалью – пока самой дорогой в его коллекции наград, став четвертым в личном зачете. Но своей «деревянной» медалью, как часто сами спортсмены называют четвертое, наш герой вполне удовлетворен.
- Если все было по делу, то зачем возмущаться? Впереди меня известный швейцарский прорайдер Сирил Корнаро и итальянец Риккардо Сантори, который тоже величина в мире вейкбординга. Между ними вклинился еще какой-то француз – фамилию я его не запомнил (Кристоф Маестри. – Прим. автора). И вот, в такой компании я, дебютируя на чемпионате Европы, и до этого лишь раз выступая на чемпионате мира 2005 года, четвертый. Не дали мне выше подняться перила и трамплин.
- В смысле?
- Организаторы чемпионата Европы прямо на дистанции установили пластиковые перила и трамплин. И обязательной частью программы – здесь зарабатывается четверть от общего количества баллов - было выполнение упражнений на этих снарядах. Тот же Корнаро, скользя по перилам, одновременно исполнил вращение на 360 градусов, а с трамплина ушел с еще одним вращением - уже на 540 градусов. И все это – держа фал, соединяющий спортсмена с катером, в руках.
- А ты?
- А я впервые увидел эти препятствия как раз на акватории в Фагерсте. Просто на чемпионате России от нас не требуют исполнения элементов на подобных снарядах. Остальную программу откатал на уровне призеров. Справился со всеми сложными элементами, хотя во время финала дул очень сильный ветер. Перед стартом следующего сезона подобные приспособления будут стоять на акватории самарского клуба. И к очередному чемпионату Европы я уже буду выполнять на них элементы.
- Россия только-только начинает заявлять о себе на международной вейкбордической арене. Как старожилы этой тусовки воспринимают дерзкого новичка?
- Ясно, что никому не нравится, когда их начинают двигать. И тут же происходят всякие странности. До определенного момента судили нормально. Даже несмотря на то, что среди арбитров чемпионата, которые располагаются в катере, видя спортсмена на расстоянии длины фала, не было ни одного россиянина. Но потом дело дошло до дележа мест в «открытой» (open men) категории.
- И тут вмешались судьи?
- Судьи не смогли допустить, что без медали останется звезда европейского вейкбординга, один из лидеров мирового катания – британский прорайдер Дэн Нотт. И поставили его на первое место. Никита Мартьянов откатал серьезную программу, но из-за падения в конце первого прохода стал вторым. Если бы бронзовым призером в этой категории стал Гоша Худницкий, сборная России в общекомандном зачете поднялась бы на второе место, опередив сборную Великобритании, и уступили бы только признанным лидерам – итальянцам. Никогда еще такого не было. Но на третье место арбитры вывели ирландца (Питера Стюарта. – Прим. автора) с отрывом всего в три балла. Худницкий – четвертый, Россия – третья, пропустив вперед сборную Англии.
Элемент нужно в себе «выносить»
- Программу к выступлению в Фагерсте готовил специально?
- Нет, как начал катать в мае, так и протянул до чемпионата Европы. На каждой тренировке – сначала готовился в Самаре, затем ездил со сборной России тренироваться на Украину, на каждом турнире, будь то чемпионат России в Калуге или чемпионат области в Самаре, лишь оттачивал элементы.
- Трюки сам придумываешь?
- Зачем? Все уже придумано до меня. Требуется только разучить, вписать его в программу и стабильно катать. Последнее самое сложное. Можешь выучить трюк и даже его раз исполнить. А потом еще полгода он у тебя не будет получаться. Отсюда вывод – элемент нужно в себе «выносить».
– И сколько времени ты его обычно «вынашиваешь»?
- По-разному. Все зависит от степени сложности элемента, от моего понимания техники выполнения. Сначала теория, просмотр будущего элемента на компьютере. Потом тренировки на батуте. И только затем я выхожу на воду.
- Гимнастическое прошлое помогает?
- Конечно. Начав заниматься спортивной гимнастикой в шесть лет, успел дорасти до кандидата в мастера спорта. И все то, что во мне было заложено с детства тренерами по гимнастике, помогает мне сейчас в вейкбординге. У меня другая координация, чем у тех, кто не занимался гимнастикой, есть четкое понимание работы тела при выполнении сальто, вращений, других элементов.
- Есть элементы, которые ты очень долго вынашивал, зато теперь сделаешь в любом состоянии - хоть ночью тебя разбуди?
- Есть. Полно таких элементов. Над их выполнением вообще не задумываешься. Но есть и те, которые постоянно прокручиваешь в голове даже на дистанции, во время выполнения программы.
- Знаю, что самое обидное для вейкбордиста – попасть под «мухобойку», словив плоский удар лицом о воду. Больно и обидно…
- Обычно такое частенько происходит с новичками, хотя и опытный райдер от этого не застрахован. Я – тьфу, тьфу, тьфу, давно уже избегаю этого сомнительного удовольствия. Сейчас порой случается нечто другое… «Мухобойка» – ерунда по сравнению с тем, как бывает, приложишься о воду при разучивании сложнейших элементов. Падаешь же не в стоячую воду, а летишь с приличной высоты. И тут даже умение группироваться выручает не всегда. Бывает, так навернешься…
Дома лучше, но тяжелее
- Три года подряд - с 2007 по 2009 - чемпионаты России по вейкбордингу проходили в Самаре. В этом году лучших райдеров страны принимала Калуга. В гостях выступать тяжелее?
- Мне – легче. Дома, помимо собственно выступлений, на меня ложилась масса организационных проблем. А на выезде никто тебя не дергает пред стартом, не просит срочно решить очередной вопрос, не кричит что-то вслед, когда ты собираешься выполнить элемент. Но вместе с тем не хватало поддержки своих болельщиков, к которой уже успел привыкнуть. Поэтому точнее будет сказать – результат зависит не столько от того, где ты выступаешь – дома или в гостях. Намного сильнее влияют твой настрой и твоя подготовка. Если с этим порядок, то, как показал чемпионат Европы в Швеции, можем бороться даже с «буржуями».
- Нет желания взять чемпионат России-2011 по вейкбордингу в Самару?
- На party после чемпионата в Калуге райдеры обращались ко мне с этим предложением. Пока взял паузу на раздумье, ведь домашний чемпионат страны – затратный финансово и непростой в организационном плане турнир. Ответ дам.
Источник: газета "Волжская коммуна", 28 августа.
Последние комментарии
Стоило загубить Дворец Спорта на ул. Физкультурной, чтобы строить новый.
Говорят про доступность объектов, и про повышения доли занимающихся до 70%, а в Тольятти не попасть бесплатно на ЕДИНСТВЕННЫЙ в городе стадион Труд. И не попасть бесплатно в манеж 😊 Так что, всё это профанация.
Вы про пиво серьёзно? Попробуйте действительно хорошее и не задавайте глупых вопросов.
Проведение фестиваля скейтбординга в Самаре, особенно на таких специальных площадках, как Струковский сад, демонстрирует важность создания условий для активного отдыха молодежи. Скейтбординг требует не только физической подготовки, но и творческого подхода к исполнению трюков.
Дорогущий стадион должен работать по назначению. И хорошо, что на нём будет в 2 раза больше игр. А то, что у нас Самара и Тольятти никак не связаны быстрым транспортом, это вопрос к бывшим и будущим губернаторам.