В Самарской губернской думе прошел круглый стол "Соблюдение правовых и этических норм в медиапространстве". Авторитетные журналисты, депутаты, представители правоохранительных органов обсудили самые острые проблемы современного информационного поля.
Нарушение журналисткой этики - одна из самых острых проблем современного медиапространства. О недопустимости "чернухи", подмены фактов, информационного прессинга говорили многие, от первых лиц страны до рядовых читателей.
Задумываются о проблеме и в Самарской области. "На СМИ лежит огромная ответственность. Именно они обеспечивают информационную открытость общества и реализуют право граждан на информацию. Тем не менее нарушения этики встречаются в материалах любой направленности", - считает председатель думской комиссии по вопросам депутатской этики и информационной политики Елена Крылова.
По мнению руководителя областного управления Роскомнадзора Светланы Ждановой, вина за возникающие конфликты лежит на обеих сторонах. "СМИ существуют не в безвоздушном пространстве. На них напрямую влияет социально-политическая обстановка в области. Поэтому взаимодействие власти, общества и журналистов должно регулироваться не только законом, но и моралью", - говорит эксперт.
Ежегодно в управление поступает масса сигналов о нарушении норм права и этики. Особенно это актуально при освещении антикоррупционной тематики. "Многие СМИ при отсутствии судебного решения уже используют формулировки обвинительного характера, при этом вынесение обвинительного приговора не ставится под сомнение", - говорит Жданова.
Еще одна проблема - злоупотребление свободой СМИ. За защитой чести и достоинства в управление обращались представители банков, главврачи, главы районов. По их мнению, СМИ распространяли о них недостоверную информацию, а в некоторых случаях и откровенную клевету.
"Сначала нужно обратиться в само СМИ и договориться о публикации опровержения. Если издание или канал на это не идут, тогда подавать в суд", - пояснила Жданова.
Она подчеркнула, что источники информации должны плотнее взаимодействовать с журналистами.
"Крупным чиновникам и бизнесменам нужно понимать, что они на свою должность пришли не за аплодисментами. Их профессии всегда были и будут под "обстрелом" и пристальным вниманием СМИ", - считает Жданова.
Чаще всего от медийных атак страдают представители власти. "Понятно, что рынок СМИ сжимается, на нем остается все меньше денег, поэтому коллеги используют все доступные им инструменты", - считает руководитель департамента информационной политики администрации губернатора - руководитель пресс-службы губернатора Илья Чернышев.
По его словам, официальные запросы часто поступают уже после публикации материала, при этом вышедшая информация оказывается провокационной и недостоверной. "До людей доходят искаженные сигналы, в итоге о власти формируется неправильное мнение", - отметил Чернышев.
По его мнению, запрос - самый эффективный способ получения информации. "В среднем к нам приходит по 10-15 запросов в день. Большинство, по закону о СМИ, отрабатываются в рамках семи дней. Но есть ситуации, когда мы отвечаем в течение одного-двух дней или даже нескольких часов. Мы сами заинтересованы в том, чтобы информация были достоверной и черпалась из первоисточника".
Тема журналистских запросов вызвала среди участников бурную дискуссию. В поддержку коллег высказался директор средневолжского представительства "Российской газеты" Владимир Бабенков.
"Темп подготовки материалов у нас бешеный. Утром корреспондент получает задание из Москвы, а уже к трем часам нужно отдать текст. Он сразу запрашивает информацию в пресс-службе, но ответ может задержаться", - говорит журналист.
Бывает, что на конкретные вопросы ньюсмейкеры отвечают пространно, без фактов и цифр. "Журналист поставлен перед выбором: либо не выполнить задание и получить выговор, либо выполнить его любыми средствами", - говорит Бабенков.
Схожую точку зрения высказал исполнительный директор информационного агентства "Волга Ньюс" Владимир Силантьев. "Мир сильно изменился. Сегодня СМИ соревнуются с соцсетями, где информация распространяется как лесной пожар. Часто происходит так, что, не имея качественного ответа, частично "недослышав" и "недопоняв", "журналист выдает непроверенный продукт".
Власти уверяют, что готовы работать максимально оперативно. "Мы всегда стараемся подготовить ответ в сжатые сроки. Но иногда вопросы бывают настолько серьезными, что мы вынуждены сами отправлять запросы в различные министерства и ведомства, - рассказал руководитель пресс-службы Самарской губернской думы Валерий Мокштадт. - К тому же у многих журналистов есть мобильные телефоны министров и депутатов, вплоть до председателя думы. Так что получить оперативную информацию не составляет труда".
Еще одной проблемой современного медиапространства являются так называемые фейковые новости, которые буквально переворачивают информационную повестку дня. Об этом недавно высказалась официальный представитель МИД РФ Мария Захарова.
"Сегодня медиаресурсы всего мира переживают кризис доверия к ним со стороны аудитории. Возникшая ситуация спровоцирована прежде всего резким падением профессиональных стандартов, что нашло свое отражение в массовом производстве так называемых фейковых новостей. Их распространение сопоставимо с пандемией опасного заболевания", - заявила Захарова.
"Фейки процветают и в Самарской области, - отметила исполнительный директор "Социальной газеты" Татьяна Мельникова. - В СМИ постоянно появляются сообщения со ссылкой на "источник из Кремля", "некого политолога", "аналитика-экперта". По этому поводу необходимо бить тревогу".
По мнению Мельниковой, бороться с фейками можно разными способами, в том числе оказывать давление на социальные сети и интернет-компании, чтобы они принимали ответственность как издатели и мониторили содержание публикуемых новостей.
Другие эксперты считают давление извне бесполезным: проблему нужно решить внутри журналистского сообщества. "Если СМИ создают фейковые новости - это проблема СМИ. Это вопрос корпоративной этики всей медиасреды и того средства массовой информацией, которое производит фейк", - считает Светлана Жданова.
С ней согласна председатель региональной организации Союза журналистов России Ирина Цветкова.
"Сегодня СМИ не хватает культуры и ответственности. Ответственности перед законом, аудиторией, перед коллегами и корпорацией", - считает Цветкова.
Для решения профессиональных вопросов при Союзе образовано большое жюри. Оно действует в каждом региональном отделении.
"Жюри рассматривает конфликтные ситуации этического характера, возникающие в сообществе в связи с исполнением журналистских обязанностей", - рассказала Цветкова.
За время работы жюри выносило разные решения, принимая сторону как журналистов, так и героев их публикаций.
Нормы поведения журналистов закреплены в Кодексе профессиональной этики, утвержденном в 1994 году. "К сожалению, выполнение Кодекса является обязательным только для членов Союза", - сказала Цветкова.
По ее мнению, данные нормы должны распространяться на все журналистское сообщество.
Эксперты сходятся в одном: о засилии фейков нужно говорить на ведущих дискуссионных площадках страны. Член Общественной палаты области Павел Покровский привел практику Общероссийского народного фронта.
"На платформе ОНФ неоднократно говорили о том, что информационная картина нуждается в корректировке с переносом акцента на внутрироссийские вопросы - состояние людей, историю, экономику и социальную сферу", - рассказал общественник.
Тема этики стала одной из ключевых на медиафоруме ОНФ "Правда и справедливость", прошедшем в апреле при участии президента страны Владимира Путина.
Отдельное внимание участники семинара уделили работе с правоохранителями. Акулы пера признались, что получить информацию об уголовных делах по запросу практически невозможно - ее не раскрывают, ссылаясь на тайну следствия.
"Согласно статье 161 УПК, информацией о преступлении распоряжается следователь. Именно он решает, рассказывать ли о деле, и если да, то когда и в каком объеме, - напомнил начальник отдела информации и общественных связей областного ГУ МВД РФ Сергей Гольдштейн. - Иногда мы даже не можем сказать, что преступление было совершено, - это навредит поимке подозреваемого и раскрытию дела".
Елена Крылова подняла проблему обесценивания информации. "Помимо общественного резонанса, должна быть реакция на публикацию со стороны правоохранительных органов. Сейчас получается, что крепкие и достоверные журналистские расследования остаются без внимания органов власти и силовиков", - сказала депутат.
"Зачастую мы лишь подтверждаем факт преступления. Больше никакой публичной реакции от нас не поступает в связи с тем, что ведутся оперативно-розыскные мероприятия. Прокомментировать дело можно только после вступления в законную силу приговора. Но тогда журналистам это уже не интересно, информповод "протух", - посетовал Гольдштейн.
По итогам круглого стола участники сформировали список рекомендаций. Среди них - увеличение числа семинаров для областных и муниципальных СМИ, учреждение новых журналистских конкурсов и внесение поправок в закон "О средствах массовой информации".
Последние комментарии
Что подорожало осмотр новой плиты колонки счётчика ???? Или глаза того кто смотреть будет ????
«Михаил Смирнов назвал сложности с получением данных о количестве проживающих в квартире…» Эти «сложности» не так уж и сложны. Есть два основных источника информации: подразделения МВД (т.н. «паспортные столы»), где есть база данных о прописанных гражданах. И есть выписки ЕГРН Росреестра, где есть данные о собственниках жилья. А также есть и ФНС, где каждый гражданин закодирован под своим ИНН. Предполагаю, что для Администрации области вполне возможно воспользоваться этими базами данных, чтобы выяснить искомую информацию. Далее определяем, сколько гражданин генерирует отходов. За основу возьмём т.н. «рациональные нормы потребления». Например, для пищевых продуктов они рекомендуются Минздравом. Выясняем, сколько желательно съесть куриных яиц в год. Переводим это количество в количество картонных/пенопластовых упаковок. И по сплющенным перед отправкой в контейнер упаковкам вычисляем объём этого отхода. Точно также и для бутилированной воды, и для сахара, для макарон, и так далее. Вроде бы просто. Или, всё-таки, сложно?
У родителей нет информации ввели ли карантин в школе или нет, завтра 3 урока. И сегодня тоже уроки были, вот всё что мы знаем. Кто-то кого-то обманывает.
Готовьте карманы, самарцы...
И? А те кто один живёт в трешке или двушке, но платит за тех, кто впятером живут в таких же условиях, это справедливо???