В области продолжается «противоконфликтный» эксперимент

Конфликты между учениками и учителями случаются часто. А услышать друг друга и прийти к общему решению без посредников им бывает очень сложно. Детские службы примирения, созданные в рамках проекта общественной организации «Федерация детских организаций Самарской области» на базе шести школ области, позволяют изменить ситуацию.

Воспитываем жестокость
Отчаявшись найти общий язык с восьмиклассницей, учительница привела ее в школьную службу примирения и сказала: «Делайте с ней что хотите, или я пойду в милицию». Неизвестно, к каким последствиям в судьбе ребенка это могло привести, если бы участники проекта, специально обученные школьники и педагоги, не вмешались. Они помогли девочке осознать причины своей агрессии. Манеру решения любого вопроса через применение силы, жалобы или угрозы постоянно использовали ее родители.
Мама и папа «шлепают» капризного ребенка, ремнем исправляя упрямство. Воспитателям не до церемоний: если что не так - посадят в угол. Взрослым не до выяснений детских ссор: часто единственный их совет – дай сдачи или разбирайся сам.
«Проблема в том, - поясняет заведующий кафедрой социальной психологии СамГУ, доцент Сергей Березин, - что мы, взрослые, не умеем решать конфликты разумно, мирно. Наши дети просто повторяют то, что видят. Поэтому школьники, отстаивая свои интересы, действуют усвоенными с детства методами». Неудивительно, считает он, что принцип мирного решения конфликтов (восстановительное правосудие) часто вступает в противоречие с действующим карательным принципом.

Примирение – урок жизни
О восстановительном правосудии мало кто слышал. А сталкивались с ним в основном лишь мировые судьи, сотрудники комиссий по делам несовершеннолетних и другие специалисты. Но даже эти люди, признавая важность идеи, всерьез ее не воспринимают. Психологи объясняют это тем, что признать и осознать свою ошибку, загладить вину и изменить стратегию поведения умеют немногие. А ведь это и есть главный принцип восстановительной юстиции.
«Учиться находить компромиссы, делать выводы из конфликтных ситуаций нужно всем, в том числе учителям, ученикам и родителям», - считает декан психологического факультета СамГУ Константин Лисецкий. Именно для этого и был разработан «Федерацией детских организаций Самарской области» проект детских служб примирения, работающих по принципам восстановительного правосудия. 40 человек из шести районов губернии в этом году освоили технологию разрешения конфликтов. Это позволило им помочь 250 ребятам и педагогам.
«Началось с того, что мы выиграли грант на создание детских служб примирения, - рассказывает руководитель общественной организации «Федерация детских организаций Самарской области» Наталья Бондаренко. - Пригласили ребят и педагогов из школ Красного Яра, Пестравки, Георгиевки, Кинеля, Новокуйбышевска и Самары поучаствовать в проекте. Получив согласие, приступили к обучению по специально разработанной программе подготовки медиаторов (посредников в разрешении конфликтов. — Прим.ред.).
После обучения в каждой из шести школ появилось пять школьников-медиаторов, работу которых курирует один педагог. Они отмечают, что ученики обращаются за помощью, а вот некоторые учителя до сих пор считают это пустым занятием. «С просьбой провести «очную ставку», как правило, обращается одна из конфликтующих сторон, или кто-то из администрации школы, учителя», - рассказали ребята-медиаторы. «Они встречаются с обидчиком для выяснения сути конфликта, затем с потерпевшим, – объясняет задачу медиатора Бондаренко. - Получив от обеих сторон согласие на встречу, организует и обеспечивает безопасность ее прохождения. Этот процесс мы называем медиацией».
Вера Ларина – медиатор, ученица 11 класса самарской школы №105 отмечает, что со временем при проведении медиаций научилась слышать позицию обеих сторон и не давать советов. По словам медиаторов, в беседе надо так задавать вопросы, чтобы обидчик через свои ответы пришел к осознанию вины, захотел ее искупить и больше никогда не совершать подобного поступка. Как добавляют педагоги-кураторы, «примирительная встреча должна строиться так, чтобы конфликтующим казалось, будто они одни, и какой-то внутренний голос ведет их к разрешению конфликта». «Быть медиатором очень ответственно и сложно, - считает школьный педагог-психолог Дарья Солодовник. - Чтобы к тебе обращались с просьбами и доверяли личные проблемы, нужно заработать большой авторитет среди огромного количества ребят. А потерять его легко - одна ошибка будет стоить доверия большинства».
Встречаясь с ребятами-медиаторами из разных школ, мне хотелось понять, что заставляет их тратить огромное количество сил, времени на других людей. На вид они - обычные ребята, в основном старшеклассники, хотя есть и ученики 6, 8, 9 классов. Но когда начинаешь с ними разговаривать, создается ощущение, что они обладают особым даром: с полуслова понимают, что ты думаешь и чувствуешь, умея задать нужный вопрос. Они не навязывают свое видение решения конфликта, стороны сами находят его в процессе разговора с участием медиатора.
Ощутив на себе их добрую энергетику, увидев, с каким уважением к ним относятся ученики школ, и с каким интересом, вниманием и пониманием они выслушивают в коридоре на перемене чужие проблемы, у меня больше не возникло вопросов мотивации и полезности их деятельности.

Опыт показывает
По словам Натальи Бондаренко, наиболее успешно детские службы примирения действуют в школе №1 Кинеля и школе №105 г. Самары. Из разговора с кураторами, медиаторами, учителями и ребятами этих школ можно сделать вывод, что теперь конфликтов в школе стало меньше. А сами учителя теперь знают, куда идти за советом при столкновениях с подрастающим поколением.
Школьники же относятся к созданной службе и работе товарищей-медиаторов очень серьезно. «Они нам своим примером разрешения конфликтов показывают, как можно мирно решать споры», - говорит десятиклассница Марина из школы №105. «Они умеют так поговорить, что сам начинаешь понимать надуманность многих проблем», - поделился спешивший на урок подросток. По словам замдиректора по воспитательной работе СОШ№105 Натальи Урусовой, ребята, прошедшие раз медиацию, больше не приходят, научившись сами решать конфликты. Это говорит о профилактической пользе работы медиаторов.
«Взгляд на одну и ту же проблему у детей и взрослых сильно отличается, - говорит преподаватель биологии, куратор кинельской школы Татьяна Прянишникова. - Поэтому опыт профессионального разрешения детских конфликтов не взрослым, а школьным товарищем оправдан и необходим».
Природу конфликтов в школе психологи связывают с особенностями подросткового возраста. «Подросток испытывает постоянное напряжение и пытается сбросить его в стычке, словесной и физической потасовке, - поясняет школьный педагог-психолог Дарья Солодовник. - Основные конфликты возникают из-за неуверенности в себе, своей внешности, способностях, на почве подростковой конкуренции и протеста».  С этим соглашаются и сами ребята. По их словам, огромный конфликт целой группы одноклассников может вырасти из обычных «обзываний», одергиваний и шуток.
Юные медиаторы, следуя негласному правилу о неразглашении чужих конфликтов, говорят о разобранных ситуациях общими фразами. Но из них можно понять, что убедить конфликтующие стороны встретиться, а тем более примириться, непросто. И если они пошли на встречу – это уже достижение. Впрочем, у ребят были случаи, когда после медиации лютые враги пожимали друг другу руки, девчонки-соперницы становились подругами, а желание выяснить спор кулаками перерастало в желание вместе встретить Новый год.

Новые перспективы
«Проект закончится, - подытоживает Наталья Бондаренко, - но мы будем продолжать поддерживать активистов. Планируется создать «Ассоциацию медиаторов Самарской области». Основным их костяком будут школьные службы примирения». Точку зрения юных медиаторов высказал ученик школы №105 Семен Николаев: «Необходимость распространения опыта и создания детских служб примирения очевидна. Нам уже поступают заявки из разных школ Самары с просьбой разрешить назревшие серьезные конфликты. И мы готовы обучаться и передавать свой опыт другим».
 

Прежде чем стать медиаторами, ребята посетили множество семинаров, слетов и специализированных лагерных смен

 

Источник: www.vkonline.ru

Последние комментарии

WAT Прутков 03 сентября 2025 13:38 По реке Татьянке в Самаре, несмотря на запрет, ходят катера

Такого Бреда ещё не слышал. Ледяная река. Глубокая очень. Она не мелчает. Есть там и пляжи и катера никому не мешают. На Татьянке базируется ГИМС. Многие на катерах ездят на работу

Юрий Пестриков 04 июля 2025 06:46 Состоялся региональный отбор социальных инициатив, поданных на форум "Сильные идеи для нового времени"

... и почему с проектами;... транспорт по ПОЛУСФЕРАМ, ... по ЧЕТЫРЁХ-РЕЛЬСОВОМУ ПУТИ и ... ПРОЛЁТНЫЙ транспорт - ни кого не интересует ( последний в Яндекс Университет 2035 ) - НЕ ВЕРА ЧТО ЭТО ВОЗМОЖНО ... ДА, я требую вначале ПАТЕНТОВАНИЕ, а потом ТЕХНИЧЕСКОЕ РЕШЕНИЕ - ДЛЯ обсуждения.

jASEANAN_ Москалец 02 июля 2025 04:06 Больную рыбу, выловленную под Самарой, проверят на фибросаркому в Москве (видео)

02.07.2025 Волга, Балаково был пойман такой же судак, за ГЭС, в в конце пустынного, был отпущен обратно

MAX X 16 июня 2025 06:29 Упокоение огнем: нужен ли Самарской области крематорий

Всё просто. Сделайте АО и продайте акции жителям Самары, а жителям этого населённого пункта подарите. Всё. Не благодарите.

Галина Костюченко 13 мая 2025 10:44 Минстрой разрешил строить крематорий у Кривого Озера

Нет крематорию возле села Кривое озеро! Все жители села и близ лежащих мест отдыха против! Оставьте нам чистый уголок природы! Найдите более подходящее место в промышленной зоне!

Фото на сайте

Все фотогалереи

Новости раздела

Все новости
Архив
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
29 30 1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30 31 1 2