К 80-летнему юбилею Победы советского народа в Великой Отечественной войне портал "Волга Ньюс" запустил исторический проект, посвященный вкладу, который в нее внесли предприятия и жители Куйбышевской области. В этой публикации - история авиационного завода "Авиакор", в годы войны выпускавшего легендарный штурмовик Ил-2.
Завод, как и многие другие, изначально не был куйбышевским и был эвакуирован вместе с рабочими из Воронежа уже в годы войны.
История его начинается 5 июля 1916 г., когда Совет министров России принял решение построить рядом с Воронежем казенный завод взрывателей. Главный корпус закончили к 1917 году.
После революции строительство было остановлено, а оборудование завода раздали предприятиям, которые выпускали пушки. В октябре 1929 г. вышло постановление распорядительного заседания Совета труда и обороны о начале создания на пустующей площадке нового завода — по производству легких и тяжелых бомбардировщиков и штурмовиков металлической конструкции. В 1932 г. началось строительство — к этому моменту завод №18 уже состоял в списке предприятий, имеющих оборонное значение. Строящийся завод ориентировали на выпуск тяжелых бомбардировщиков ТБ-3, ТБ-4 и ТБ-5.
В 1934 г. на заводе организовали отдел опытного самолетостроения, который объединил КБ по модернизации самолетов, находящихся в производстве, цех опытных конструкций и несколько лабораторий: аэродинамическую, статических испытаний, рентгеновскую и сварочно-термическую. После этого в план работ завода включили выпуск самолета К-7, созданного конструкторским бюро К.А. Калинина.
21 декабря 1936 г. заводу вручили орден Ленина, после чего он стал называться Государственный союзный ордена Ленина завод № 18. К 1937 г. на заводе запустили в работу штамповочный цех и конвейер общей сборки.
В 1937 г. началась реконструкция завода, в ходе которой создали Центральный технологический отдел, в который входило несколько секторов: штамповки, механической технологии, сварочный и термический.
К 1940 г. завод выпускал бомбардировщики ДБ-240, ДБ-3, ДБ-3Ф и ЕР-2, но после того как 14 декабря 1940 г. в серию запустили одноместный Ил-2 с двигателем АМ-35А и на заводе организовали представительство ОКБ Ильюшина, все внимание было сосредоточено на этом самолете — план на 1941 г. составлял 1200 штурмовиков, 400 ДБ-3Ф и 100 Ер-2.
При этом завод № 18 назначили головным по производству этого штурмовика: остальные заводы должны были строить Ил-2 по его чертежам. В феврале 1941 г. для Ил-2 собрали новый мотор — АМ-38, а в августе 1941 г. вышло постановление об увеличении плана по выпуску Ил-2.
Постановление ГКО № 751 от 9 октября 1941 г. и приказ Народного Комиссариата Авиационной Промышленности № 1056сс от 10 октября 1941 г. отправили завод в Куйбышев: в течение октября-ноября предприятие переехало на Безымянку на площадку строящегося завода № 295 НКАП. После приказа № 1084сс от 28 октября 1941 г. заводы объединили, образовав единый завод № 18 НКАП.
Запускать производство было исключительно сложно. Не было помещений, не хватало топлива, электроэнергии, сырья, рабочих рук. Оборудование выгружали прямо на открытые площадки и монтировалось одновременно со строительством корпусов. Дождь, слякоть, мороз — ничто не могло быть причиной остановки работ.
Сегодня такое не укладывается в голове: на то, чтобы перевезти завод в другой город, установить оборудование и начать выпуск штурмовиков, понадобилось всего 35 дней — уже 10 декабря 1941 г., через две недели после прибытия последнего эшелона из Воронежа, рабочие авиазавода № 18 собрали первый легендарный Ил-2 из привезенных с собой деталей на Безымянке.
В том же декабре 1941 г. на площадке эвакуированного завода организованы первые ремонтные мастерские, которые занимались ремонтом самолетов Юго-Западного фронта. В 1942 г. на базе этих мастерских образовался Ремонтный завод при Главремуправлении НКАП, который сначала числился филиалом завода № 18, а потом стал отдельным предприятием ГСЗ № 450 НКАП. К этом же году заводу № 18 передали часть оборудования завода № 381, который был реэвакуирован из Нижнего Тагила.
Постановление ГКО № 1376сс от 3 марта 1942 г. ужесточило требования по выпуску самолетов: заводу утвердили суточный план по выпуску Ил-2: с 1 по 5 марта требовалось выпускать по 35 машин в сутки, в остальные дни — по 45 машин. В этом же году в серию запустили двухместный Ил-2 с АМ-38.
В 1943 г. часть персонала вернули из Куйбышева обратно в Воронеж для создания ремонтно-сборочного завода № 64. К этому моменту на заводе № 18 на Безымянке действовало девять поточных линий по производству Ил-2, а к 1945 г. их количество увеличилось до 32. Максимальная производительность, которой удалось добиться в военные годы — 15 самолетов в сутки.
В 1944 г. на заводе запустили конвейер окончательной сборки и начали выпускать Ил-10 на заводе — в 1945-м с завода улетало пять новых штурмовиков в сутки.
За годы войны на заводе собрали:
- 1941 год: 1510 Ил-2, 328 ДБ-3Ф, 71 Ер-2
- 1942 год: 3942 Ил-2
- 1943 год: 4702 Ил-2
- 1944 год: 3971 Ил-2, 43 Ил-1
- 1945 год: 1090 Ил-2, 159 УИл-2, 1435 Ил-10
По количеству построенных самолетов за годы войны завод № 18 стал третьим после заводов № 21 и 153 — на предприятии собрали 11,6% всех самолетов, выпущенных в стране.
В 2002 г. предприятие реорганизовали в ОАО "Авиакор-Авиационный завод".
Последние комментарии
«Михаил Смирнов назвал сложности с получением данных о количестве проживающих в квартире…» Эти «сложности» не так уж и сложны. Есть два основных источника информации: подразделения МВД (т.н. «паспортные столы»), где есть база данных о прописанных гражданах. И есть выписки ЕГРН Росреестра, где есть данные о собственниках жилья. А также есть и ФНС, где каждый гражданин закодирован под своим ИНН. Предполагаю, что для Администрации области вполне возможно воспользоваться этими базами данных, чтобы выяснить искомую информацию. Далее определяем, сколько гражданин генерирует отходов. За основу возьмём т.н. «рациональные нормы потребления». Например, для пищевых продуктов они рекомендуются Минздравом. Выясняем, сколько желательно съесть куриных яиц в год. Переводим это количество в количество картонных/пенопластовых упаковок. И по сплющенным перед отправкой в контейнер упаковкам вычисляем объём этого отхода. Точно также и для бутилированной воды, и для сахара, для макарон, и так далее. Вроде бы просто. Или, всё-таки, сложно?
У родителей нет информации ввели ли карантин в школе или нет, завтра 3 урока. И сегодня тоже уроки были, вот всё что мы знаем. Кто-то кого-то обманывает.
Готовьте карманы, самарцы...
И? А те кто один живёт в трешке или двушке, но платит за тех, кто впятером живут в таких же условиях, это справедливо???
Полнейшая чушь, в очередной 100-ый раз перемалывание темы для заполнения медийногопространсттва. Что из Самары, что из Тольятти по ж/д в 2 раза дольше, чем на автобусе. И здесь не волшебная палочка, рельеф местности сложный, ж/д ветка идёт не ближним путем, мало того, ветка Самара-Тольятти, от которой идёт путь на аэропорт, одноколейная с разъездами. Станция в аэропорту от терминала далеко. Станция эта, это тупиковый одноколейный путь. Второе: после рейдерского захвата авиакомпании и её банкротства аэропорт перестал транспортным узлом, количество рейсов уменьшилось в 10-ки раз. Логистика Самарского аэропорта, - это в любую точку страны и мира через Москву. Пассажиропоток аэропорта ни коим образом не может обеспечить электричку, она такибудетпустой