В начале недели Самарское отделение СТД РФ провело отчетно-выборную конференцию, главной задачей которой было выбрать нового главу Союза. Тайным голосованием из четырех кандидатов делегаты съезда уже в первом туре выбрали руководителем на второй срок артиста Самарского академического театра драмы Владимира Гальченко.
«Тяжелая артиллерия» и слабые места
Отчетно-выборная конференция началась традиционно, с доклада председателя. Владимир Гальченко подробно и эмоционально рассказывал, что было сделано за истекшие пять лет. Отремонтирован Дом актера, оборудован Малый зал. Основан собственный фестиваль «Волжские театральные сезоны», поддерживались другие фестивали на территории области, открыт театр «Актерский дом», организовано кафе «Раек», выпущено несколько номеров журнала «Театральный проспект», открыт сайт Дома актера. СТД продолжает проводить областной конкурс «Самарская театральная муза», творческие вечера и вечера памяти, издавать книги и буклеты, помогать муниципальным театрам области, заботиться о социальной поддержке ветеранов. Спектакли «Актерского дома» и других театров области усилиями СТД вывозили на гастроли за границу, для популяризации театра среди студентов организована межвузовская программа «Театральный университет» и так далее. Список внушительный и основательный. Во всяком случае, казался таким до начала прений.
В прениях самым ярким моментом стало выступление «тяжелой артиллерии». Присутствовавший на заседании Петр Монастырский высказался в том духе, что, мол, «нет полета», нет новых звезд и вообще неплохо бы СТД сильнее влиять на театры, в том числе на репертуарную политику. Последующие выступления часто сводились к тому, что Гальченко как «человек и пароход» (артист и председатель) выступающему очень симпатичен. После этих слов некоторые добавляли «но». Говорили, в частности, что начинания Гальченко были заложены еще в правление Ванды Оттович, но признавали, что ему удалось не уронить планку. Сергей Соколов вспомнил, как недавно Олег Табаков шепнул на ухо президенту Медведеву, что Союз отжил свое и никому не нужен. Так что и внутри Союза есть трения, заключил Соколов, и рассказывал, что был вынужден уйти с поста заместителя Гальченко из-за разногласий с председателем.
Многие говорили о Доме актера как о втором доме. Актриса Сызранского драматического театра Татьяна Дымова вспомнила, что раньше не было такого внимания к муниципальным театрам, что сызранцы побывали в Венгрии, и вообще ни одна просьба за это пятилетие не осталась без внимания СТД. «Позапрошлый» председатель Анатолий Пономаренко, солист Театра оперы и балета, говорил что-то про цифры, которые от него кто-то скрывает, и вменял в вину председателю испорченные отношения с областным Минкультом. Это слабое место нащупали сразу и использовали в прениях все противники Владимира Гальченко, а кандидаты обещали улучшить отношения с министерством. Вспомнили в связи с этим и громкий скандал вокруг отмененных в последний момент в 2009-м «Волжских театральных сезонов». Больше ни одного обоснованного возражения против переизбрания старого председателя не было.
Не обошлось и без анекдотических претензий - «Почему одному на юбилей путевку, другому чайник?» Журналист Валерий Иванов вспоминал, что ему оказали матпомощь при болезни, но устранили от решений по «Самарской театральной музе».
Оперный благодарил Дом актера за помощь с помещениями в период реконструкции. Михаил Губский благодарил областную власть за новый театр. Председатель контрольно-ревизионной комиссии Евгений Козлов (замдиректора Самарской филармонии) вышел и в пику Пономаренко стал так частить цифрами, что определенно понятно было только одно - на счету у СТД сейчас 319 738 рублей.
А в завершение программы вышел представитель московского СТД Геннадий Смирнов и заключил прения цитатой Медведева с той самой встречи с деятелями театра: «Я рад, что есть разные мнения».
Самоотвод «СамАрта»
Работу председателя признали удовлетворительной, после чего началось главное. Интрига состояла в том, что на момент начала конференции кандидатом был выдвинут только действующий председатель Гальченко. Все ждали, что произойдет на заседании. Поначалу «из зала» выдвинули солиста оперы Александра Сибирцева. Он не возражал. Филармония предложила директора «СамАрта» Сергея Соколова (слухи, что вторым кандидатом пойдет кто-то от «СамАрта», ходили с начала года). И когда зал уже проголосовал за то, чтобы закончить выдвижение и начать процедуру голосования, Сергей Соколов вспомнил, что на одной из секций ведь выдвигали актера «СамАрта» Юрия Долгих. После некоторых колебаний его тоже внесли в списки кандидатов.
Кандидатов попросили рассказать о своей программе. Гальченко высказался в духе «делать как было, только еще немного лучше». Юрий Долгих напомнил, что он в правлении Союза 16 лет и тоже будет делать все то же самое, но наладит отношения с властью. Александр Сибирцев сказал, что у него нет расхождений с Гальченко. Сергей Соколов говорил дольше и красноречивее всех, вспомнил все театры, нуждающиеся в реконструкции, и еще несколько требующих решения вопросов.
С четырьмя кандидатами никто не ждал выборов в один тур. Но на тайном голосовании Гальченко неожиданно выиграл сразу и уверенно: за него проголосовали 48 из 84 делегатов конференции. Достойную конкуренцию ему составил лишь Сергей Соколов с 32 голосами «за». 2 голоса достались Долгих, один — Сибирцеву. На фоне результата выборов 2006 года, когда Владимир Гальченко выиграл у Валентины Пономаренко (Театр оперы и балета) свой первый срок одним голосом, за которым пришлось ехать домой к занемогшему Владимиру Молько, на этих преимущество выглядело более явным.
Но на выборах председателя все самое интересное не закончилось: после того, как новый старый председатель заявил состав будущего правления СТД из 19 человек, один за другим объявили о самоотводе все предложенные Гальченко представители «СамАрта»: Юрий Долгих, Игорь Данюшин и Сергей Соколов. Таким образом, «СамАрт» фактически вышел из управления СТД. От комментариев после конференции Соколов отказался.
Что есть что
Несмотря на то, что знаменитая история с Табаковым и Медведевым родилась не на пустом месте, и не один Олег Павлович сомневается в дееспособности и необходимости сегодняшних творческих союзов, СТД РФ все-таки - самый многочисленный и жизнеспособный из них. Он никогда не раскалывался и сохранил значительную часть прежнего имущества. Сказался, видимо, и тот факт, что театр — дело коллективное, и театральные люди привыкли держаться вместе.
СТД - это общественная организация, не подчиняющаяся никому, кроме головного СТД РФ. В ее основные функции входит развитие театрального искусства в России, оказание помощи и поддержки деятелям российской сцены. СТД организует фестивали, поддерживает ветеранов и действующих членов Союза и так далее. Оказывает и реальное влияние на жизнь театров. Когда несколько лет назад был большой шум вокруг запланированной правительством театральной реформы, СТД сделал многое для того, чтобы инициаторы реформы пересмотрели спорные положения.
Что касается самарского отделения, то характер его работы понятен из доклада Гальченко. Из недвижимости у нашего отделения лишь Дом актера, часть которого сдана под ресторан «Пилзнер». Платит за аренду залов и киноклуб «Ракурс» - из этого, собственно, и складываются основные доходы СТД, на которые Союз содержит Дом актера, платит налог на землю и т.д. Плюс к тому финансирование СТД составляют две субсидии – от СТД РФ и областного Минкульта, которые выделяются на частичное покрытие расходов на проведение конкретных мероприятий. Членские взносы, по уставу СТД, могут быть потрачены только на материальную помощь членам Союза. У российского СТД на балансе более серьезное имущество, и время от времени вокруг него разгораются скандалы, как, например, недавняя история с Домом ветеранов сцены в Петербурге (СТД хотел продать часть территории памятника федерального значения и построить на ней жилой дом). К счастью, у самарского отделения СТД просто нет повода быть замешанным в таких историях.
Владимир Гальченко
Актер, заслуженный артист России.
Родился 5 сентября 1962 года в Павлодаре. После окончания Воронежского института искусств (с сентября 1985 года) – актер Самарского академического театра драмы. Сыграл ведущие роли во многих спектаклях: Треплев – «Чайка» А.П. Чехова, Мурзовецкий – «Волки и овцы» А.Н. Островского, Платон – «Правда хорошо, а счастье лучше» А.Н. Островского, Фердинанд – «Коварство и любовь» Шиллера, Блэз – «Сниму квартиру в Париже» Манье, Дейв – «Яблочная леди» О. Данилова, Гарольд - «Гарольд и Мод» Хиггинса и Каррьера, Брат Лоренцо - «Ромео и Джульетта» Шекспира, Граф Альмавива - «Женитьба Фигаро» Бомарше, Иосиф II - «Амадей» П. Шеффера и др. С 2006 года является председателем Самарского областного отделения СТД РФ.
Блиц-интервью
Победила демократия
Председатель СТД на своих коллег не обиделся
Владимир Гальченко, руководитель Самарской организации СТД
- Какие у вас впечатления от сегодняшнего дня?
- Дело в том, что именно тайное голосование я считаю самыми демократичными выборами, которые только бывают. На мой взгляд, это намного лучше, чем назначенцы. Это очень сложно выдержать, выборы всегда сопровождаются грязными технологиями, кто-то использует административный ресурс, но это неизбежность.
- Что-то стало сегодня неожиданностью?
- Нет, ничего.
- Выводы какие-то сделали?
- Я не хочу делать выводы по поводу своих коллег, я обязан их уважать, это мои коллеги.
- У вас впереди еще 5 лет. Есть уже представление, что за них нужно сделать?
- Все направления работы Союза закреплены уставом, но есть возможность подойти к ним творчески. Например, в уставе есть пропаганда театрального искусства, но нигде же не написано, что нужно делать «Театральный университет», или детские клубы, или фестивали. Все зависит от фантазии. Я думаю, что новый состав правления приложит свою фантазию.
Комментарии
Геннадий Смирнов, заместитель председателя СТД РФ:
- Ничего необычного я сегодня не увидел, бывают более бурные конференции, бывают более спокойные. Здесь два обстоятельства меня удивили – одно приятно, другое неприятно. Приятно, что на конференцию избраны 84 делегата, и все 84 пришли, хотя я знаю, что среди них были и больные люди. И все 84 остались практически до конца. Это говорит о консолидации в Союзе. А неприятно то, что на конференции много говорили о том, что нет взаимопонимания между творческим Союзом и областным министерством культуры. Это печальный факт, потому что нам важно быть с властью вместе и наравне. Вместе мы можем больше сделать, чем каждый в отдельности, а наравне – это значит, что ни один из нас друг от друга не зависит.
Владимир Борисов, актер Самарского академического театра драмы:
- Я очень редко бываю на таких собраниях, больше люблю работать на сцене и стараюсь делать это профессионально, но меня в этом году выбрали делегатом. Итоги голосования ожидаемы. Люди выбрали того, кого хотели, исходя из предшествующей работы. Я проголосовал так, как подсказывали мне сердце и голова.
В моей жизни Союз играет определенную роль: позволяет мне встречаться с друзьями, обмениваться мнениями; я регулярно плачу взносы, поддерживаю тем самым старшее поколение. Из пожеланий - мне хотелось бы, чтобы Союз театральных деятелей больше защищал наши актерские интересы. Профсоюзы в театрах не так сильны и не очень влиятельны.
Вячеслав Гвоздков, худрук Самарского академического театра драмы:
- Сегодня СТД не играет никакой роли ни в моей жизни, ни в жизни страны. В том виде, в котором создавалась эта общественная организация, она сегодня не работает, а ничего другого не придумано. Я сегодня, к сожалению, не в форме, болею, поэтому не стал выступать. Главная проблема нашего СТД в том, что Владимир Александрович (Гальченко. — Ред.) попытался создать карликовое министерство культуры. Я тоже какая-то власть, со мной тоже поссорились. А на самом деле это только общественная организация. Отсюда и все проблемы, и театральная критика у нас такая плохая. Пять лет назад я был за Гальченко, и я сожалею об этом. Мне казалось, что все зависит от инициативы, что жизнь в СТД с его приходом закипит.
Из Устава Общероссийской общественной организации «Союз театральных деятелей Российской Федерации (Всероссийское театральное общество)»
Общероссийская общественная организация «Союз театральных деятелей Российской Федерации (Всероссийское театральное общество)» является преемником «Общества взаимного вспоможения русских артистов» (1877-1883), «Общества для пособия нуждающимся сценическим деятелям» (1883-1894), Императорского Российского театрального общества (1894-1919), Российского театрального общества (1919-1933), Всероссийского театрального общества (1933-1986), Союза театральных деятелей РСФСР (1986-1992), Союза театральных деятелей Российской Федерации (1992-1996) и со дня своего создания уже более 120 лет служит идее развития театрального искусства в России, оказания помощи и поддержки деятелям российской сцены.
Источник: www.vkonline.ru
Последние комментарии
Совершенно справедливо.
Виляют и друг на друга кивают...
Осмелел при Рыбаковой ручной был...Гефест на себя перевел или все жонушкой прикрывается
великолепные книги супер
Какое вранье и лицемерие. Предательница, сбежавшая через месяц в Израиль. Волга ньюс, Вам не кажется, что эту статью нужно убрать, а если хотите упоминать имя этой продажной , ненавидящей Россию, детке своей мамы, то пишите о ней правду!