Около трех недель самарские следователи выясняли, куда исчезла двухлетняя малышка. Ее не смогли поделить родные мама и папа. Впрочем, бывает и хуже: следователи до сих пор ведут следствие по делу об убийстве юриста. Согласно основной версии, его тоже могли убить за чрезмерное желание общаться со своим ребенком.
Семейный конфликт превратился в настоящую трагедию для самарчанки Татьяны Чаденковой и ее 4-летней дочери Карины. Татьяна и Армен Петросян познакомились и поженились пять лет назад в ОАЭ, поселились в Дубае, а через некоторое время у них родилась девочка. Семейная идиллия быстро превратилась для молодой мамы в настоящий кошмар: супруг избивал ее, а позже Татьяна узнала, что Армен - наркоман. Внезапное освобождение от семейного рабства женщина получила, когда у мужа начались серьезные проблемы с работой, и он отправил семью обратно в Самару.
Но через некоторое время Армен без ведома мамы попытался вывезти Карину за пределы страны: Татьяна еле успела задержать рейс с помощью сотрудников транспортной милиции. Однако позже Армену все-таки удалось обмануть свою супругу и спрятать от нее ребенка. Более того, он оспорил свой брак с Татьяной: супружество было признано судом Ленинского района недействительным.
Еще одна «семейная» история произошла в Самаре два месяца назад. 8 февраля в городе сгорела «Лада Приора». В ее багажнике был найден труп юриста Игоря Тихонова. По подозрению в убийстве следователи задержали брата бывшей супруги Тихонова, Дмитрия Воловецкого, и ее нового бойфренда, участкового Кировского РОВД Романа Пастико. По одной из версий следствия, подозреваемые могли совершить преступление, чтобы избежать судебных тяжб между Игорем Тихоновым и его бывшей женой по вопросу права опеки над ребенком.
По словам начальника отделения по делам несовершеннолетних Аллы Нечесовой, любые конфликты в семье приводят к неизгладимым последствиям для душевного равновесия ребенка. «Дети, не в состоянии более выносить ссоры родителей, просто убегают, и мы часто снимаем несовершеннолетних с поездов и электричек, - рассказала она. - Ведь ребенок не может принять сторону мамы или папы, потому что они оба ему дороги. Конфликты родителей полностью опустошают его душу».
С юридической точки зрения, каждая конфликтная ситуация между родителями имеет свои нюансы, которые влияют на исход. «Есть хорошее правило: прежде чем судиться, нужно отбросить все свои обиды и принципы и сесть за стол переговоров, - говорит адвокат коллегии №11 Владимир Рахманов. - К тому же я бы посоветовал женщинам вообще не выходить замуж за иностранцев, особенно из стран Африки и Ближнего Востока, где совсем другие семейные традиции. Если все-таки один из родителей незаконно увез ребенка в другую страну или город, то необходимо обратиться в полицию, прокуратуру, к уполномоченному по правам ребенка, а также по правам человека, то есть во все возможные инстанции, которые могут помочь разрешить эту проблему. А вот в ситуации с Оксаной Майоровой я не на стороне матери. Получается, что она завладела юридическим правом находиться с ребенком, но использовала его вопреки его правам. Я бы на месте отца обратился в суд с просьбой о пересмотре судебного решения в связи с открывшимися обстоятельствами и указал бы на то, что она воспитанием их общего ребенка не занимается».
Мнение
Начальник отделения по делам несовершеннолетних Алла НЕЧЕСОВА:
- Напряженная обстановка в семье влияет крайне отрицательно на психику ребенка: малыш находится словно между молотом и наковальней. Близкие люди, которые должны заниматься моральным и душевным состоянием своего чада, вместо этого занимаются разборками между собой. Таким детям потом очень тяжело построить свою семью.
Ребенок под угрозой
По словам представителей органов опеки и попечительства на местах, вмешаться в семейный конфликт возможно только при угрозе здоровью и жизни ребенка или когда есть основания для лишения родительских прав. «Крайние случаи, серьезные семейные конфликты, решаются судом», - отмечает руководитель управления организации опеки и попечительства облминздрава Борис Фролагин.
Как поясняет уполномоченный по правам ребенка в Самарской области Татьяна Козлова, в конфликтных ситуациях именно суд устанавливает место проживания ребенка и порядок общения с родителями. «Если кого-то из родителей это не устраивает, и он нарушает установленный порядок, то вмешиваются судебные приставы, - говорит она. - Если же возникают новые обстоятельства, то следует снова обратиться в суд».
Со слов юристов, в международных браках права ребенка защищает закон той страны, где он родился или где в определенный момент находится. Возникающие на практике сложности разрешения семейных конфликтов профессионалы связывают с несовершенством законодательства.
По мнению психологов, любой конфликт, а тем более между близкими людьми, серьезно влияет на душевное и физическое здоровье ребенка. «Меняется отношение к окружающим людям и учебе, - комментирует руководитель ГУСО "Областной центр усыновления, опеки и попечительства" Татьяна Журавлева, - и это может отрицательно сказаться на формировании мировоззрения ребенка и его дальнейшей жизни».
Предмет торга
Ребенок после развода становится разменной монетой
Татьяна КОЗЛОВА, уполномоченный по правам ребенка в Самарской области:
- Насколько часто приходится сталкиваться со случаями, когда семейные конфликты родители не могут разрешить самостоятельно?
- Это массовая проблема. Разводы происходят часто, и редко бывает, что, расставаясь, два взрослых человека решают все вопросы спокойно. В большинстве случаев происходят жуткие конфликты, где разменной монетой является ребенок.
- Почему не всегда органы опеки и полиция могут вмешаться?
- Дело в том, что Конвенция о правах ребенка, и Семейный кодекс РФ вслед за ней, закрепила два принципа: наивысших интересов ребенка и приоритет семьи, ее воспитательную и охранительную роль. Таким образом, вмешиваться разные органы власти и соцслужбы вправе лишь тогда, когда налицо будет прямая угроза.
- Что делать, если родители сами не могут урегулировать конфликт?
- В таких случаях в качестве рефери выступают территориальные службы семьи, и в их присутствии взрослые пытаются услышать друг друга и прийти к общему решению. Потом они подписывают договор, в котором его закрепляют. Но когда одна из сторон к подобному не готова, приходится идти в суд.
- Как себя в такой ситуации чувствуют дети?
- Любой развод родителей, даже спокойный, отрицательно сказывается на ребенке. Ведь ему приходится выбирать между двумя самыми близкими людьми на свете, это насилие над ребенком. А если это проходит конфликтно, то права ребенка всегда нарушаются. А первые, кто их нарушает, - сами родители. У них подчас амбиции зашкаливают настолько, что они забывают о ребенке, морали и законе. Защитить ребенка в момент развода родителей очень сложно.
Константин ЛИСЕЦКИЙ, психолог:
- Нужны службы медиации. Кто-то должен напомнить родителям, что, перестав быть супругами, они на всю жизнь остаются родителями. От папы и мамы ребенок должен слышать, что он плод любви, которая, увы, не сохранилась, но его по-прежнему любят. Это защитит ребенка от чувства собственной ненужности и случайности появления на свет.
Олег РУБЕЖАНСКИЙ, руководитель департамента по вопросам семьи и демографии Минздрава Самарской области:
- У людей начался некий психоз - делят детей. Порой очень сложно определить, с кем ребенку комфортнее оставаться. Дети все чаще становятся предметом торга, когда просто недоумеваешь, чего хотят адвокаты с каждой стороны, и при чем тут деньги.
Двухлетнюю Софию Майорову мама и бабушка, у которой она жила, не видят уже три недели. Мама и папа Софии в разводе. Когда девочке исполнилось 1,5 годика, мама оставила ее бабушке и уехала в Москву — устраиваться на работу после декретного отпуска. «Она планировала забрать малышку, когда решит вопрос с работой и подберет детсад, - рассказала журналисту «ВК» бабушка Софии Галина Шевченко. - Но 27 марта отец Софии Алексей взял малышку, якобы отвезти к врачу, и обратно не привез». По словам Галины Шевченко, Алексей позвонил и сообщил, что улетает с дочкой в Китай.
«Леша не забрал бы малышку, если бы она жила с мамой! - говорит мама Алексея Елена Майорова. - Но ведь девочка осталась на попечении бабушки».
Следователи вычислили, что София находится в Москве. «Отец не был ограничен в правах на ребенка после развода, так что состава преступления в вывозе ребенка из города нет, - сообщили "ВК" в СУ СКР по Самарской области. - Родители должны договориться, с кем будет жить дочь, или решить это через суд".
Последние комментарии
Нет крематорию возле села Кривое озеро! Все жители села и близ лежащих мест отдыха против! Оставьте нам чистый уголок природы! Найдите более подходящее место в промышленной зоне!
Что подорожало осмотр новой плиты колонки счётчика ???? Или глаза того кто смотреть будет ????
«Михаил Смирнов назвал сложности с получением данных о количестве проживающих в квартире…» Эти «сложности» не так уж и сложны. Есть два основных источника информации: подразделения МВД (т.н. «паспортные столы»), где есть база данных о прописанных гражданах. И есть выписки ЕГРН Росреестра, где есть данные о собственниках жилья. А также есть и ФНС, где каждый гражданин закодирован под своим ИНН. Предполагаю, что для Администрации области вполне возможно воспользоваться этими базами данных, чтобы выяснить искомую информацию. Далее определяем, сколько гражданин генерирует отходов. За основу возьмём т.н. «рациональные нормы потребления». Например, для пищевых продуктов они рекомендуются Минздравом. Выясняем, сколько желательно съесть куриных яиц в год. Переводим это количество в количество картонных/пенопластовых упаковок. И по сплющенным перед отправкой в контейнер упаковкам вычисляем объём этого отхода. Точно также и для бутилированной воды, и для сахара, для макарон, и так далее. Вроде бы просто. Или, всё-таки, сложно?
У родителей нет информации ввели ли карантин в школе или нет, завтра 3 урока. И сегодня тоже уроки были, вот всё что мы знаем. Кто-то кого-то обманывает.
Готовьте карманы, самарцы...