2012 год начался для самарских любителей баскетбола с двух известий: приятного – о гостевой победе нынешних баскетболистов «Красных Крыльев» над серебряным призером чемпионата России и победителем Единой лиги ВТБ - «Химками», и печального – о смерти в Санкт-Петербурге бывшего баскетболиста куйбышевской команды «Строитель», продолжателем традиций которой являются «Красные Крылья», одного из самых высоких людей в мире - Александра Сизоненко.
Отделу спорта «ВК» сложно было что-то добавить к тем сюжетам и материалам, посвященным смерти этого заметного во всех отношениях неординарного человека и спортсмена. Поэтому мы просто решили предоставить слово тем, кто хорошо знал советского Гулливера (родился Александр Сизоненко на Украине, первые шаги в баскетболе сделал в команде украинского города Николаев, продолжил карьеру в ленинградском «Спартаке», а раскрылся и получил признание – в куйбышевском «Строителе»), тем, кто долго общался с ним, играл в одной команде.
Андрей Приматов, сын главного тренера куйбышевского «Строителя» Генриха Приматова:
- Сказать, что я был другом Александра Сизоненко, я не могу. На мой взгляд, друзей у него в команде не было. С кем-то он общался более тесно и близко, с кем-то – не очень. Но помогая – в меру сил и возможностей, отцу в работе с командой «Строитель», я достаточно плотно и много общался со знаменитым центровым. Первое впечатление от встречи? Наверное, такое же, как и у всех: какой же он высокий! Я со своими 185 см доставал ему до груди. И ясно, что рост был для Сизоненко и его преимуществом в баскетбольном плане, и его наказанием, доставляя массу проблем. Он терпеть не мог измерять рост. Даже на обязательном медицинском осмотре перед началом сезона, добросовестно выполнив все тесты, даже встав на весы, он отказывался подходить к ростомеру. «Пишите, сколько хотите», - примерно так несколько раз при мне он говорил врачам, заполнявшим медицинскую карту. Ну и записывали 238-239 сантиметров. Хотя сколько в нем было в годы выступлений за «Строитель», по-моему, не знал никто. Конечно, он комплексовал из-за своего роста, нередко отказывался фотографироваться, ведь от многочисленных желающих сфоткаться на фоне самого высокого советского баскетболиста не было отбоя. Однако сфотографироваться рядом с самым невысоким баскетбольным арбитром СССР – Александром Волковым из Астрахани, Сизоненко согласился. Но только после долгих уговоров. Зато кадр того стоил – 165-сантиметровый Волков и великан Сизоненко.
Я просмотрел несколько очерков о Сизоненко, появившихся после его смерти. И везде его называли игроком ленинградского «Спартака». Но при этом на всех фотках - он в форме «Строителя». Знаменитый баскетбольный тренер из Ленинграда Владислав Кондрашин, понимая, что привезенный с Украины, уроженец деревни Запорожье Херсонской области, 17-летний Александр Сизоненко (в то время он вырос уже до 218 сантиметров) по уровню мастерства не подходит для звездного «Спартака». И после того, как он три года провел в ленинградском клубе, посоветовал ему перейти в куйбышевский «Строитель», игравший тогда в первой лиге чемпионата СССР. Ведь они с моим отцом и главным тренером Генрихом Приматовым дружили. И в баскетбол по большому счету Сизоненко на профессиональном уровне заиграл только в Куйбышеве. Я помню, как отец с ним возился. Подготовка начиналась с того, что Сизоненко давалось задание просто… побегать – чуть быстрее, чуть медленнее, сегодня чуть больше, чем вчера. И поначалу ни о каких баскетбольных аспектах речи не шло.
По словам Андрея Приматова, под Сизоненко главный тренер «Строителя» выстраивал и своеобразную командную тактику куйбышевской дружины. От партнеров по команде требовалось или сразу пробовать убежать в быстрый отрыв, или разыгрывать позиционную, затяжную атаку, ожидая, пока Сизоненко займет место под кольцом соперника. И будет готов получить мяч. Но если такая тактика не срабатывала, ведь защищались против нашего центрового очень жестко и не всегда по-спортивному – наступали на ноги (Сизоненко носил обувь 58-го размера), били исподтишка в корпус и в пах, то от четверки одноклубников требовалось отбиться в защите против пятерки соперника. Продолжалось это столько, пока Сизоненко не вернется в защиту. Такая тактика срабатывала: с Сизоненко в составе «Строитель» выиграл чемпионат СССР в первой лиге и вышел в высшую лигу. Благодаря этому в Куйбышеве проходил тур чемпионата с участием ЦСКА, «Жальгириса», других знаменитых клубов СССР.
В составе сборной России он занял впервые в истории четвертое место на Спартакиаде народов СССР, стал кандидатом в сборную СССР. Но, конечно, соперничать с менее рослыми, но более подвижными и обученными другими центровыми сборной СССР – Арвидасом Сабонисом, Владимиром Ткаченко, Александром Белостенным ему было сложно. По-моему, лишь раз Сизоненко вызвали на сборы в сборную к Александру Гомельскому. Но в «Строителе» он был на протяжении нескольких лет игроком стартовой пятерки.
По словам Андрея Приматова, баскетбольная карьера Сизоненко фактически оборвалась со смертью сделавшего из него баскетболиста Генриха Приматова. Сменивший его на посту главного тренера куйбышевской команды Александр Брик не очень-то рассчитывал на Сизоненко. И доиграв сезон 1985/86, из-за обостривших проблем со здоровьем центровой завершил карьеру.
Александр Власов, экс-игрок «Строителя», экс-главный тренер команды ВБМ-СГАУ:
- После приезда из Ленинграда в Куйбышев Александр Сизоненко некоторое время – пока ему подыскивали квартиру, жил у меня дома. И к тому времени относится случай, запомнившийся мне на всю жизнь. К нам в гости зашла соседка. И из коридора видит картину: в комнате, на расстоянии двух метров от дивана стоит стул. И от дивана к стулу, через всю комнату, тянутся ноги, заканчивающиеся стопами 58-го размера. Разбуженный ее истошным воплем отдыхавший после тренировки Саша медленно встал с дивана. И... почти уперся головой в потолок комнаты. Бедную соседку, рухнувшую в обморок, потом пришлось приводить в чувство нашатырем. Ясно, что своим ростом Саша привлекал внимание всех окружающих. Особенно ему не давали прохода в южных городах, куда мы со «Строителем» приезжали играть матчи чемпионата СССР. И когда очередной грузин попросил у Сизоненко, до этого уже сфотографировавшегося с кучей народу и подписавшего массу автографов, очередной автограф, Саша предложил: «А давай я тебе на голове автограф оставлю?» Обескураженный грузин снял свою кепку, и Саша расписался фломастером… прямо на лбу. Его рост, которого даже мы, играя с ним в одной команде, не знали, как и год рождения, доставлял Саше немало проблем в быту. Он по-особенному мыл полы. Это было в тот момент, когда ему выделили двухкомнатную квартиру на Ленина, 5. Жил он один, сам ходил за продуктами, делал уборку. Полы он мыл сидя. Для этого у него была специальная скамейка. Сидя на ней, он мыл кусок пола вокруг себя – куда хватало длины руки. После чего переставлял скамейку на грязное место и продолжал уборку.
Зато на баскетбольной площадке его габариты доставляли огромные проблемы соперникам. Думаю, многим любителям баскетбола памятен наш домашний матч чемпионата СССР против ЦСКА. За армейцев тогда играли 7 человек из сборной СССР. Но первую половину матча дебютант высшей лиги – «Строитель», во многом благодаря игре Сизоненко, завершил вничью – 37:37. После перерыва москвичи подобрали ключи к нашей игре и добились победы. Но проблем мы им тогда доставили немало.
По словам Александра Власова, Сизоненко был довольно общительным человеком, успешно окончил плановый институт, неплохо играл в преферанс. Но после того, как Власов в 1983 году перешел на тренерскую работу, их пути разошлись. «Мы только передавали друг другу приветы через знакомых. И мне очень жаль, что этот уникальный человек доживал в нищете», - отметил знаменитый игрок и тренер.
Александр Селяев, экс-тренер «Строителя», экс-тренер БК «Липецк»:
- Я был помощником тренера куйбышевского «Строителя». Сизоненко, которого в баскетбольном мире звали Шуреем, перебрался из Питера. Измерили рост – 2 метра 37 сантиметров. Но я думаю, что Сизоненко продолжал расти. Правда, официально это не подтверждено – Шурей отказывался мериться. Панически боялся этой процедуры. Чтобы остановить рост, врачи сделали операцию – не помогло. Предложили вторую – Шурей отказался. Кстати, в отличие от гигантского скелета, сердце у Саши было обычных размеров. Поэтому утром он не мог мгновенно встать. Из-за резкого прилива крови к голове Шурею грозила смерть. Ему нужно было помочь приподняться, походить по комнате. Но когда Саша был здоров, то сметал всех на своем пути. Он получал мяч, разворачивался и сверху – бам! – вгонял «гвоздя». Или противник получал фол, если зависал, как обезьяна на пальме. Штрафные реализовывал отлично. Мягкая кисть у парня. Но вот с психикой – беда.
(Из интервью сайту www.lipetskmedia.ru)
Источник: www.vkonline.ru
Последние комментарии
Что то подсказывает, что клуб будет неконкурентен. Второй Минск, который проигрывал 29 игр из 30.
Стоило загубить Дворец Спорта на ул. Физкультурной, чтобы строить новый.
Говорят про доступность объектов, и про повышения доли занимающихся до 70%, а в Тольятти не попасть бесплатно на ЕДИНСТВЕННЫЙ в городе стадион Труд. И не попасть бесплатно в манеж 😊 Так что, всё это профанация.
Вы про пиво серьёзно? Попробуйте действительно хорошее и не задавайте глупых вопросов.
Проведение фестиваля скейтбординга в Самаре, особенно на таких специальных площадках, как Струковский сад, демонстрирует важность создания условий для активного отдыха молодежи. Скейтбординг требует не только физической подготовки, но и творческого подхода к исполнению трюков.