Лучший российский коллектив современного танца играл в полупустом зале «Звезды»

Организаторы II Всероссийского семинара «Неделя современного танца» сделали Самаре роскошный подарок, привезя на открытие театр «Провинциальные танцы» - лучший российский коллектив contemporary dance, никогда прежде не выступавший у нас. Майские праздники, скромная реклама или лень и нелюбопытство зрителя тому виной, но «Спящую красавицу» видели, по сути, только участники мастер-классов «Недели танца».

Спектакли Татьяны Багановой интересны не только изобретательной метафоричной хореографией Спектакли Татьяны Багановой интересны не только изобретательной метафоричной хореографией
Фото:
«Провинциальные танцы» - это современный танец высшего пилотажа, театр из Екатеринбурга, чьи спектакли становятся явлениями мирового даже, не только российского танца. Наглядный пример того, что провинция и столица — понятия не географические, сами себя они продолжают сокращенно называть «провинциалами», скорее, с гордостью, чем с самоиронией. Притом, что в родном Екатеринбурге, по законам нашей отечественной жизни, получили признание только к 20-летию, удостоившись к тому времени четырех «Золотых масок», изъездив весь мир. В 2010-м «Провинциальные танцы» стали муниципальными.

«Провинциалы» не раз участвовали в новокуйбышевском фестивале «Помост», но в Самару не заезжали ни разу. Их непросто увидеть даже в родном Екатеринбурге — ту же «Спящую» сыграли там за весь сезон один раз. Тем более обидно, что на гастролях в «Звезде» половину партера заполнили юноши и девушки с одинаковыми красными папочками с программой «Недели современного танца» в руках. Остальная половина зала пустовала.

«Спящая красавица» Татьяны Багановой, поставленная как раз к 20-летию театра в 2010-м, одинаково далека как от сказки Шарля Перро, так и от балета Чайковского, хотя опирается на них. Прежде всего, худрук «Провинциальных танцев» заменяет музыку — балет положен на произведения современных американских композиторов (Джулии Вульф , Майкла Гордона и других). Такая же скрежещущая и нервная, как эта атональная выводящая из себя музыка, и сама мысль спектакля. Как во всяком модерн-дансе, она не предъявлена в этой «Спящей» четко и однозначно. В своих интервью Баганова говорит, что специально не пишет либретто и очень любит слушать зрительские интерпретации своих спектаклей. Но в режиссерской интонации усомниться трудно - «Спящая» Багановой не о том, как принцесса встретила своего принца. Это мрачная сказка о прихотях судьбы, не сулящих никому ничего хорошего. В финале, по мановению феи Карабос, главной героини сказки в интерпретации Багановой, танцовщики бросаются на барабан ветряной мельницы (среди металлических конструкций, участвующих в этом спектакле-инсталляции, центральный образ – ветряная мельница с крутящимся барабаном). Все перемелется, все заканчивается смертью — весь спектакль идет к этой точке.
Собственно сюжет «Спящей» занимает в спектакле не так уж много времени. Сначала танцовщики, одетые в футуристичные белые костюмы, напоминающие фехтовальные, механистично ходят и бегают из одной кулисы в другую. Человекообразные существа, в которых мало живого, несмотря на обилие дуэтов сексуального характера. Среди них сразу выделяется фея Карабос — ее танцует одетая в темное танцовщица в теле (Ольга Севостьянова). По стеклянному заднику текут разводы черного дождя (сценография и костюмы Надежды Коротаевой), на сцене постоянно крутится какой-то дьяволенок с хвостиком — Баганову интересуют силы зла. Сюжета как такового долгое время нет, но в какой-то момент на сцене появляются танцовщицы в пачках, все засыпают блестки, и после бала сюжет Перро прорывается гениально точной метафорой: из-за кулис на лонжах, как на качелях, вылетает принцесса (Анастасия Соколова), родители пытаются поймать ее, но она выскальзывает и улетает вверх, пока в какой-то момент не повисает замертво.
Спектакли Багановой вообще интересны многозначными сюжетными образами не меньше, чем изобретательной метафоричной сценографией. Проснувшаяся принцесса будет в бессмысленном беге крутить барабан мельницы – судьба ли, время ли, пытка ли в этом движении, только фея Карабос махнет платочком – и люди будут падать под этот барабан, станут маленькими кукольными фигурками - и все закончится, а по стеклу задника будет стекать очищающая вода. Если помнить о восточной философии, оказавшей немалое влияние на эту «Спящую», то финал, можно сказать, даже оптимистичный. Бессмысленный бег человекообразных существ остановлен.
Излишне, наверное, добавлять, какой мощный, потрясающе синхронный и отточенный танец представляют «Провинциальные танцы» - труппа у Багановой высочайшего уровня. Печально только, что так плохо сработало в Самаре сарафанное радио – одни из лучших театральных гастролей сезона прошли незамеченными.
Комментарии
Татьяна Баганова, художественный руководитель театра «Провинциальные танцы», http://www.stengazeta.net:
- Мы даем лишь описание спектакля, а дальше каждый может создать свою историю того, что происходит на сцене. Я люблю слушать отзывы зрителей и их интерпретацию постановки. Визуальное искусство очень символическое. Даже в разговоре люди по-разному воспринимают одно слово, причем однозначное. Произведение искусства вовсе может иметь много смыслов. А наш русский зритель тем и отличается от европейского, что ему непременно нужно все понять. Если человеку непонятно, но интересно – вот это для меня дорого.
Внутри спектакль «Спящая красавица» имеет определенную основу. История взята классическая, только смещен акцент. Главная героиня – не спящая красавица, а фея Карабос. Почему? Дело в том, что в восточной философии человек, не осознающий того, что творит, – это человек спящий. Как в сказке, так и в спектакле меня больше всего интересует тема власти и фатальности.

Лейла Гучмазова, «Итоги»:
«И никакая это не сказка, а вполне себе обыденность, только причудливая, слегка виртуальная. Из-за общего ощущения трагизма ни с одним из спектаклей прежней Багановой «Спящую красавицу» не сравнить. В ней нет ни целомудренной красоты ее «Кленового сада», ни иронии феминистских «Селедок» и «Мужчины в ожидании», ни изящной сервировки настроений Lazy Susan, ни трагичной укорененности в родном этносе «Свадебки». К прежней, более мягкой Багановой отсылает разве что образ умученной окружающей жизнью хрупкой принцессы (в чудесном исполнении Анастасии Соколовой). Видимо, двадцать лет в ожидании официального статуса для лучшего в России театра contemporary dance — слишком большой срок, грозящий «спящим красавицам» проснуться другими».

Источник: www.vkonline.ru


Последние комментарии

Динара Умярова 04 августа 2025 08:31 "Пластилиновый дождь" готовится удивить Самару в юбилейный раз

Содержательная статья талантливого журналиста.

Екатерина Бельская 19 мая 2025 13:25 Стали известны сроки реставрации Самарского театра драмы

Это не театр драмы, а мечеть. Оставили бы как есть.

Аркадий Галицын 16 апреля 2025 11:55 Стало известно, как планируют организовать застройку центра Самары

Другими словами никто ничего не будет строить. Будут холупы - позор на всю страну. Туристы и гости города просто в ужасе от центра Самары.

Игорь Попов 14 апреля 2025 09:58 В музее Рязанова пройдут медиация и лекция по сохранению культурного наследия

"Любовь холоднее смерти", 1969. Режиссер Райнер Вернер Фассбиндер. Фильм "Бассейн" не его авторства! Учите матчасть!

Фото на сайте

Все фотогалереи

Новости раздела

Все новости
Архив
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
30 1 2 3 4 5 6
7 8 9 10 11 12 13
14 15 16 17 18 19 20
21 22 23 24 25 26 27
28 29 30 31 1 2 3