В условиях ВТО единственный вариант успешного развития российской экономики - это перевод ее на инновационные рельсы. О том, что мешает внедрению инноваций, в чем наш регион впереди соседей и чем областная власть может помочь инноваторам, рассказал председатель Самарского научного центра РАН академик Владимир Шорин.
Солидный потенциал
- Каков сегодня, по вашей оценке, инновационный потенциал Самарской области?
- Он солидный, особенно в сравнении с соседними регионами. В этом мы, пожалуй, наравне с Нижним Новгородом и вполне сравнимы с Москвой.
Нашему региону повезло, у нас сохранились коллективы, которые специально создавались для производства инновационной продукции. Это ракетно-космический центр "ЦСКБ-Прогресс", это ОАО "Кузнецов". Инновации, созданные этими предприятиями, "кормят" большие коллективы, вносят серьезный вклад в экономику Самарской области.
Возьмите семейство ракет-носителей "Союз". Машина настолько удачна, что благодаря этой разработке Самара находится на передовых позициях на международном рынке космических услуг. А тот же НК-33? Разработке сорок с лишним лет, но двигатель настолько хорош, что его купили американцы, с нашей помощью осовременили и на его базе сейчас разрабатывают ракету-носитель Antares.
- Но очень тревожит то, что этим изделиям практически полвека. Потенциал для их развития почти исчерпан. И потом, успех AJ-26, американского варианта НК-33 на ракете Antares, - прямая угроза нашему "Союзу"...
- Да, это так. Поэтому и "Кузнецову", и "ЦСКБ-Прогресс" так важно идти дальше. Очень жаль, что нашему ракетно-космическому центру не дали возможности продолжать работы по носителю "Русь-М". Но у них есть и другая тематика - космические аппараты, есть замечательные разработки по ракете-носителю среднего класса "Союз-5". И они сами, в инициативном порядке, готовят проект по тяжелому 70-тонному носителю. Задача по созданию ракеты тяжелого класса в России поставлена, и у "ЦСКБ-Прогресс" есть шанс все-таки отвоевать свой "участок" на этом поле.
А посмотрите, как развивается проект по созданию газотурбовоза, в котором участвует ОАО "Кузнецов". Локомотивы этого типа в СССР были - удачные, надежные машины. Их создали в то же время, когда Николай Дмитриевич Кузнецов работал над НК-33. Но потом тему забросили. А самарцы к ней вернулись и предложили железнодорожникам двигатель уже не на тяжелом топливе, а на сжиженном газе. И проект пошел!
- Как вы сами сказали, "Кузнецов" и "ЦСКБ-Прогресс" "заточены" под создание инноваций. Но ведь Зингер свою швейную машину изобрел один, и у Александра Попова был всего один лаборант, а Эдиссон работал с небольшим коллективом. Но их инновациями пользуются миллиарды людей.
- Вы хотите сказать, что инновации - это вовсе не обязательно удел крупных предприятий. Конечно. И в этом смысле у Самарской области есть возможность "накрыть" все инновационное поле. У нас есть отдельные люди - генераторы идей, есть частные фирмы, например, Петра Скобелева. Они разрабатывают софт - компьютерное программное обеспечение на самом современном уровне. Работают на будущее, и я считаю - вполне успешно.
Есть небольшие научные коллективы в отраслевых лабораториях, на кафедрах аэрокосмического и технического университетов, других вузов. И есть большие коллективы, о которых я уже сказал и задачей которых является создание инновационной продукции.
Востребованы и фундаментальные разработки наших академических институтов.
На переднем крае мировой науки
- А какие современные инновационные разработки есть в багаже у академической науки, у институтов Самарского научного центра РАН?
- Нам есть что предложить. Вот, например, Институт систем обработки изображений (ИСОИ) успешно занимается нанофотоникой, работает над оптическими чипами - это основа для компьютерной техники будущего. Перспективы колоссальные: создав оптические преобразователи информации, можно уменьшить компьютерную технику даже не в разы - на порядки. Мы получим вычислительные мощности суперкомпьютера в габаритах всего лишь одной современной микросхемы. Вот какими разработками занимаются у нас в Самаре, в ИСОИ.
А в Самарском филиале ФИАН им. Лебедева освоили технологию управления микрочастицами. Нанотехнологию лазерного "пинцета". Это самые современные разработки мирового уровня. Выстраивается целая инновационная цепочка: разработка передовых технологий, их освоение и использование для создания других инновационных продуктов.
Научные работы ИСОИ по нанофотонике, по компьютерной оптике востребованы во всем мире. Их переводят и издают на Западе, в США, вплоть до Китая.
Есть замечательные разработки в Волжском филиале института металлургии и материаловедения. Одно из направлений, над которым они работают уже много лет, - технология магнито-импульсной обработки металлов (МИОМ). Проще сказать, штамповка магнитным полем. Способ дает технологам уникальные возможности, и практически никто в мире к нашим результатам даже близко не подошел. И это только два примера. Самарские академические институты - на переднем крае мировой науки.
Разработка инноваций - это главное направление работы Самарского научного центра РАН. Но не единственное. Мы много занимаемся экспертной работой, просветительской деятельностью. В частности, давая вот это интервью (смеется).
- Самарская вузовская наука - что с ней происходит? Какой вклад она вносит в разработку инновационных продуктов, технологий?
- В последние годы роль вузовской науки растет. Раньше у предприятий был выбор, с кем сотрудничать: были научно-исследовательские секторы в вузах, но были и мощные отраслевые НИИ, которые часто брали верх.
Сейчас отраслевых НИИ почти не осталось. И очень мало крупных корпораций имеют научно-исследовательские структуры. В Самаре исключение составляют, пожалуй, только нефтяники, у них здесь крепкая исследовательская база и есть очень перспективные инновационные разработки (у той же "Роснефти", например). В других отраслях такого нет.
Поэтому сегодня предприятия идут на интеграцию с вузами. Есть совместные исследовательские программы СГАУ с "ЦСКБ-Прогресс", с ОАО "Кузнецов". СамГТУ расширяет сотрудничество с "Роснефтью", хотя у нее в Самаре есть корпоративный НИИ. И вузовская наука уже не просительница. Это сотрудничество на равных. К тому же, предприятиям нужны квалифицированные кадры - а кто их даст, как не университеты?
Мы тоже тесно взаимодействуем с вузами. Вот, например, директор ИСОИ, член-корреспондент РАН Виктор Сойфер - президент аэрокосмического университета. А костяк коллектива ИСОИ - сотрудники СГАУ. Такая же картина и в других академических институтах. Их сотрудники работают в вузах, занимаются исследованиями и преподают.
Не выработана единая стратегия
- Что препятствует внедрению самарских инновационных разработок в производство?
- Препятствий несколько. И первое - отсутствие координации в работе с инновациями, в поддержке инноваторов. Не выработана единая стратегия - как на уровне государства, так и в области. Не определены магистральные направления. У нас зачастую просто не представляют, какие разработки второстепенны, а каким действительно нет цены. Отсюда неэффективность мер по поддержке инновационных разработок, по внедрению их в производство, распыление средств.
Нам нужно твердо усвоить несколько основных принципов, которые сделают работу с инновациями успешной. Я бы сформулировал их так. Первый: сначала оценка и координация - потом инвестиции. Второй: сначала инвестиции - потом инновации. Третий: сначала интеграция науки и производства - потом инновационный продукт.
Нужно активно поддерживать научные школы, которые ведут фундаментальные исследования. Быстрой отдачи там не будет никогда. Но нам нужно понять, что фундаментальный результат - это начало инновационной цепочки, о которой я говорил на примере ИСОИ и Самарского филиала ФИАН.
А крупным государственным и частным корпорациям нужно организовывать серьезные внедренческие фирмы. Свободные деньги у них есть, и им нужно создать структуры, которые заменили бы советские отраслевые НИИ. И не просто заменили, а были бы лучше, эффективнее и решали бы прикладные задачи под конкретную корпорацию.
- Как реализовать эти принципы на практике и какую поддержку в этом могут оказать областные власти?
- Прежде всего, нужно запустить программу оценки научно-технического потенциала Самарской области, анализа его состояния, определения путей его развития. Очень хорошо, что губернатор Самарской области Николай Иванович Меркушкин в своем послании уже обозначил как приоритетные аэрокосмический, автомобильный кластеры. Но нужна именно программа оценки. Это очень важно. Тогда мы не будем распыляться, поддержка будет адресной, и в первую очередь - самым ценным разработкам. Самарский научный центр РАН готов в такой программе участвовать.
Второе - это финансирование. В тех же США университеты получают поддержку не только от федерального правительства, но и от штатов. Штаты поддерживают развитие научных школ в своих региональных университетах, нередко давая посильные средства «под имя», видя результаты, которые дают конкретные ученые и их научные школы. Почему бы и нам не использовать их опыт?
- А грантовая система поддержки инноваторов сегодня эффективна?
- Нет, а причина как раз в отсутствии квалифицированной оценки разработок. Гранты даются и под неэффективные работы. Будет четкая оценка ценности инноваций - тут и гранты заработают столь же эффективно, как и за рубежом. Грантовая система - она как лопата. Ею можно пустую породу пересыпать с места на место, а можно золото грести.
- Какое значение для развития инноваций имеет организационная, административная поддержка государства, региональных властей?
- Она очень важна, особенно в наших условиях. Возьмем «Авиакор - авиационный завод». Вот появилась информация, что удалось договориться с украинским АНТК имени Антонова об интеллектуальной собственности на Ан-140Т (транспортный вариант Ан-140). Если власть поможет предприятию организовать серийное производство Ан-140 - будут на "Авиакоре" и инновации. Для России уже сам по себе Ан-140 - инновационный продукт.
Другой пример. Сегодня несколько наших академических институтов не имеют собственных площадей, разбросаны по городу. Кто им поможет? Да что институты - Самарский научный центр РАН едва не лишился помещения! Мы шесть лет боролись за право остаться в Доме ученых. Точку в тяжбе поставил губернатор Николай Иванович Меркушкин, иначе процесс тянулся бы и сейчас.
Есть и такая проблема. Нередко предприятия просто не обращают внимания на перспективные инновационные разработки местных ученых и изобретателей. Проще купить за рубежом позавчерашнее, чем доводить до производства свои прорывные идеи. Здесь тоже может помочь четкая позиция областной власти. А все в комплексе позволит Самарской области сохранить свое реноме одного из инновационных центров России.
Студенты попадали в центр реальных исследований
- Очень показательно, что из семи самарских академиков и членов-корреспондентов РАН четверо - представители научной школы КуАИ-СГАУ, еще двое заведовали в "аэрокосе" кафедрами. Почему так? Ведь в других самарских вузах тоже немало талантливых ученых.
- Здесь большая заслуга наших отцов-основателей. Вспомните Виктора Павловича Лукачева, который 33 года был ректором Куйбышевского авиационного института. Первую вузовскую отраслевую научно-исследовательскую лабораторию (ОНИЛ) где открыли? В КуАИ. Это был 1959 год, и я хорошо помню, как третьекурсником рыл котлован под фундамент здания этой лаборатории. И все первые ОНИЛ в Куйбышеве пошли из нашего вуза.
Под их создание Лукачев деньги привлекал отовсюду - вплоть до совнархоза. В КуАИ сидеть негде было! Ютились в подвалах, даже в туалетах, простите! В корпусе №3 на Московском шоссе все помещения были заняты. Везде наука сидела! На средства, которые зарабатывал научно-исследовательский сектор, институт развивался, строились корпуса, приобреталось оборудование. Преподаватели занимались реальными исследованиями, студенты сразу же попадали в эпицентр этих исследований.
Это был стратегический шаг. То, что сделали тогда наши отцы-основатели - Кузнецов, Лукачев, Бочкарев, - дало результат, которым мы пользуемся и сейчас. И это наглядный пример того, что развитие научных школ как базы для появления инноваций - дело не быстрое. А у нас часто думают, что если сегодня деньги дали - то завтра будут инновации. Без денег результата не будет, но они - не волшебная палочка. И это будут не те инновации, не того уровня. Плод должен созреть.
Последние комментарии
Да, на Авито надейся, а самне плошай. А сами авитчики поработать не хотят по этим специальностям, ?
Хорошая новость.Если на данном этапе нет возможности запретить продажу вообще,то ограничения позволят на переходный период улучшить преодоление этого наркотика и изгнать из общества.Любой наркотик,будь это алкоголь,табак или другое снадобье -это удар по семье,обществу и наносит колоссальный вред государству.ТНК приносит баснословную прибыль от продажи всех видов наркотиков.Поэтому,чтобы изжить из общества эту болезнь,необходимо в несколько этапов производить такие действия,так,чтобы индивид,общество осознанно само отказалось от вредных привычек.
Дорого яичко!
Наглости хватает судиться.
Давно уже пора наладить контроль на фарм.рынке. Надеюсь это действительно поможет в борьбе с контрафактом