Два дня, 3 и 4 июня, в Самаре проходили гастроли театра Романа Виктюка. Кроме новой редакции "Саломеи" труппа привезла премьеру - "Маскарад маркиза де Сада" по пьесе Андрея Максимова. Все это можно было увидеть на сцене драмтеатра, передает корреспондент "Волга Ньюс".
25 лет назад Андрей Максимов, писатель, режиссер, широко известный как ведущий передач "Ночной полет" и "Дежурный по стране", написал пьесу "Маскарад маркиза де Сада". Она развенчивала миф об авторе "Философии в будуаре". По Максимову, не было никакого светского развратника, содомита, а был влюбленный фантазер, придумавший такую легенду. Поняв, что людям плотские радости важнее революции, де Сад "кормил" толпу книгами подобающего содержания, а их сюжет воплощал в жизнь... преследовавший де Сада инспектор Маре.
В первой же постановке "Маскарада маркиза де Сада", которую в начале нулевых осуществил московский театр Гоголя, стало ясно, что при интересном идейном посыле текст пьесы слаб, и вопреки усилиям режиссера с труппой спектакль по нему рискует превратиться в случайный набор мелодраматических эпизодов. Герои "Маскарада маркиза де Сада" афористично обсуждают ряд актуальных вопросов: легенда и цена, которую приходится платить за ее воплощение, подмена автора эпигоном, стирание границ между творчеством и самопиаром.
При этом в пьесе ничего не происходит: драматургическое действие пробуксовывает, интеллектуальные беседы все чаще подменяются пустой болтовней, персонажи кривляются и истерят, превращая драму в водевиль.
В постановке театра Виктюка недостатки пьесы компенсируются сильной актерской игрой и интересными сценографическими решениями. Сценическое действо происходит на фоне галереи портретов пугающе безразличных лиц толпы (живопись Татьяны Стрельбицкой и Жана Дельвиля), разделенных огромным изображением нагого женского тела, которое, когда на сцене господствует "настоящий" де Сад (фантазер-романтик в безупречном исполнении Дмитрия Бозина), закрывается шторой с изображением Христа.
Герои, пытаясь превзойти друг друга в искренности или разврате, взмывают вверх по деревянной лестничной конструкции и слетают обратно. Чем ближе к финалу, тем меньше остается реального де Сада - его затмевает галерея окружающих масок: революционерка-нимфоманка, инспектор-распутник, слуга и охранник (оба - оборотни), в которых трудно отличить копию от оригинала. Из этих масок складывается та самая "легенда маркиза", и в ней нет места для мечтателя, принесшего в жертву единственной любимой свой талант и репутацию.
По Максимову и Виктюку, такова изнанка мифа, обрекающего своего автора на яркую, шумную, но, в общем, пустую жизнь одинокого, никем не понятого человека.
Последние комментарии
Ну что ж это хорошие новости для региона. Стоит пожелать творческих успехов!
Загадочные дела. И какова реакция на нарушения? Возмещение ущерба наконец?
Лучше бы прибавили зарплаты рядовым артистам, чем тратить деньги на собственный пиар, проплачивая подобного рода восхваляющие себя статьи.
Какой же он красавец!
Актёр должен уважать своё дело. Я думаю он подпортил отношение Самарцев к нему.