В Самарском академическом театре оперы и балета 21 июня состоялась премьера оперы Римского-Корсакова "Сказка о царе Салтане". Далеко не детское музыкальное произведение в четырех действиях с прологом, со сложными вокальными партиями постановщики отредактировали для восприятия детской публикой.
Самарская версия сказки
Только приступая к работе над новой постановкой, художественный руководитель театра и главный дирижер Александр Анисимов высказался, что если уж ставить сказки в академическом театре, то это должны быть не мюзиклы, не оперетты, а серьезная классика. Римский-Корсаков считается первооткрывателем жанра русской сказочной оперы. Из 15, созданных композитором, четыре – это оперы-сказки: "Снегурочка", "Кощей Бессмертный", "Золотой Петушок". Что касается "Сказки о царе Салтане", это сложное музыкальное произведение писалось для Императорского – Мариинского - театра и адресовалась той самой роскошной публике, которая внимала "Пиковой даме", операм "Садко" и "Псковитянка", а вовсе не детям.
Рассчитывая на мультиаудиторию, постановщики сократили оперу до двух действий с прологом, обе части идут примерно по 45 минут. Режиссер-постановщик Иван Фадеев (Москва), приступая к работе, предположил, что получившееся правильнее будет назвать дивертисментом. И второе, в самарской постановке постарались уделить особое внимание сказочности и чудесам. И театр заказал объемные проекции (ЗD).
Мультфильм на радость детям
Самарский театр не в первый раз обращается к "Сказке о царе Салтане" - это уже пятая постановка и, как написано в буклете, приуроченная к 80-летию жизни оперы на самарской сцене, - и там же читаем: "Черты иронической условности, присущие "Салтану", усиливаются использованием современных технических средств".
Как только открывается занавес, зритель видит перед собой небольшой помост, лесенки, ведущие к нему, и полукруглый экран во всю сцену, цель которого - заменить собой декорации, создать эффект не условности, а реальности происходящего в 3D и подарить нам ощущение сказки. Во время исполнения увертюры оркестром огромные снежинки вертятся на экране, рассыпаются в множество маленьких, потом в снегопад, из которого появляется заснеженный городок, почему-то по очертаниям напоминающий западный. И дети, которых пришло на спектакль довольно много, уже начинают думать, что покажут мультик.
Графика проекции напоминает графику столь популярных сейчас мультфильмов о русских богатырях, а потому создается впечатление, что мы это где-то видели. Но, надо отдать должное, град царя Салтана показан и в разрезе, и с высоты птичьего полета, окруженный морем-океаном, а во время сцен на заднике идет дождь, колышутся деревья и плывут облака. И даже более того, плывут метеориты, кометы и соседние планеты в безбрежном космосе во время исполнения увертюры между прологом и началом первого действия. Минус только в том, что во время зрелищного видео музыка отодвигается на второй план, перестает быть главенствующей в опере, превращаясь, скорее, в оформление.
Насколько удачно или неудачно прошла редакция оперы - судить музыковедам. Кто-то, может быть, скажет, что сценическая версия самарского театра сумбурна и скомкана, кого-то удовлетворит получившийся вариант. Арии, которые остались после редактирования, исполняются солистами как всегда профессионально. Нельзя не отметить Ирину Крикунову (Милитриса), Ирину Янцеву (Царевна Лебедь), и в тоже время не покидает ощущение, что все происходящее - это ряд концертных номеров, ну да, как и обещал Иван Фадеев, – дивертисмент, увеселительная программа. Пожалуй, только ткачиха с поварихой - Наталья Дикусарова и Наталья Бондарева – составили живой комический дуэт, в царе Салтане (Андрей Антонов) читался характер. Гвидон же - Дмитрий Крыжский - удивил своей условностью. В свою очередь, режиссер и художник – Виктор Герасименко (Москва) - не позаботились о внешности главного героя. Статная фигура солиста в ядовито-зеленых чулочках, в зеленых сапожках и сиреневом кафтане с зеленым воротом смотрелась нелепо. На протяжении спектакля не покидала надежда, что вот-вот переоденут главного героя во что-то достойное.
Что касается костюмов артистов хора, то они, как и Гвидон, вынуждены были пребывать в одном и том же платье как в царстве славного Салтана, так и на острове Буяне. Правда, у жителей острова появлялась на голове шляпка, украшенная цветами, отчего следовал вывод - действие происходит где-то на Гавайях. Либо вообще в фантазиях самого Гвидона, в пользу последней версии - три огромные пушистые белки (ростовые куклы), появившиеся невесть откуда на острове Буяне вместе с Гвидоном и его матушкой. На протяжении всего второго акта белки вели себя совершенно развязно: ходили по сцене, кривлялись, во время исполнения арий занимались своими беличьими делами – чесали лапами нос, виляли хвостами и, в итоге, конечно, получили больше всего оваций у публики. То есть ироническая условность сказки, как и было обещано в буклете, действительно была усилена.
Последние комментарии
Ну что ж это хорошие новости для региона. Стоит пожелать творческих успехов!
Загадочные дела. И какова реакция на нарушения? Возмещение ущерба наконец?
Лучше бы прибавили зарплаты рядовым артистам, чем тратить деньги на собственный пиар, проплачивая подобного рода восхваляющие себя статьи.
Какой же он красавец!
Актёр должен уважать своё дело. Я думаю он подпортил отношение Самарцев к нему.