Первый вариант картины "Видение отроку Варфоломею", которую знают все со школьной скамьи, представили на выставке Михаила Нестерова в самарском Художественном музее.
Эта работа стала в некотором смысле ключевой для 1990-х годов, когда она попала на форзацы учебников по литературе. Встреча сына не слишком-то верующих родителей с иноком, после которой подросток обрел некий духовный стержень, позволивший ему обучиться грамоте, до того ему не дававшейся. Она сподвигла мальчика на дальнейшее посвящение себя Богу. Произведение замечательно передавало ощущение русских людей, вновь обращающихся к позабытому православию и обнаруживших в нем несметные духовные и интеллектуальные богатства.
На выставке в музее представлен эскиз к той картине, точнее, незаконченный первый вариант. Крупный формат и детальная прорисовка позволяют, с одной стороны, полностью прочувствовать все ее настроение, а с другой, увидеть всю технику Нестерова в действии: от подробного карандашного рисунка и грубых пробных мазков на переднем плане до начисто написанного дальнего пейзажа, на фоне которого происходит встреча отрока с таинственным монахом. Эта работа из Башкирского художественного музея и эскизы к Варфоломею стали центром небольшой, но содержательной выставки Михаила Нестерова.
Образ мальчика-духовидца был определенным центром во всем творчестве художника, который, судя по его картинам, страстно любил молодость и преклонялся перед ней.
Другой важной картиной на выставке стал портрет Екатерины Петровны Нестеровой, второй жены художника, бывшей почти на двадцать лет его младше. Красота молодости, оттененная пустотой умирающей природы, - вот тема для большого художника, автора "Великого пострига". Портрет жены почти пуст, он написан на фоне пустого берега с двумя обломанными под корень деревцами, за нею зеркальная поверхность озера. Свисает лоза плакучей ивы, и даже перевернутое отражение деревьев на другом берегу, видное в глади озера, создает впечатление, что все растет вниз и нет никакого движения вверх. И на этом фоне - статная фигура девушки в свободном платье с вышитыми, неувядающими цветами на рукаве. Ее жест - ласкающий, заигрывающий, манящий - будто говорит о забвении смерти. Художник овдовел в 1986 году, и двадцатитрехлетняя девушка стала символом возрождения в его жизни.
Выставка названа устроителями "Под небом Нестерова", на ней представлено много пейзажей, но если вспомнить многочисленные портреты и сюжетные картины художника, понимаешь, что действие многих из них разворачивается на фоне широкого пейзажа с открытым, но плотным спокойно-серым небом. Говорят, первые наброски к "Видению отрока Варфоломея" стали появляться в альбоме Нестерова во время путешествия по Европе, когда он активно смотрел и перенимал мотивы европейской школы. Как опытному глазу не разглядеть в его крупных полотнах черт венского сецессиона, а в любви к широким панорамам ренессансный космизм? Палитра Нестерова скупа, чаще всего минорна, тяготеет к серому, но странным образом именно такой пейзаж идеально передает тютчевский "дремлющий мир", мир первобытного неразличения духа и тела.
Эта экспозиция будет открыта до 10 ноября.
Последние комментарии
Работу по спасению памятника начали гораздо раньше. Виталий тому свидетель. Но главное результат. Объект жив и полезен России.
Объект должен жить! И это здорово!
Стоит порадоваться за благое дело!
Стоит пожелать удачи Галерее
Дело хорошее но много волосатых лапок...