В праздничные дни, 3-4 ноября, в России во второй раз проходила "Ночь искусств", инициированная в прошлом году министерством культуры РФ. В Самаре в ней участвовали три музея, галерея "Виктория" и театр оперы и балета. Корреспондент Волга Ньюс посмотрел, как прошла акция на арт-площадках города.
Реализм 2.0
Культурную эстафету начала галерея "Виктория". Горячий пунш и легкие закуски сопровождали открывшуюся в галерее выставку "2.0. Двадцать лет современного российского искусства", вызвавшую ажиотаж интерактивными инсталляциями и видео-артами из Московского музея современного искусства и Мультимедиа арт музея. Программа ограничивалась двумя экскурсиями по выставке и поэтическим флешмобом, в ходе которого участники читали стихи известных русских поэтов.
Художественный музей решил посвятить свою "Ночь искусств" реализму. Поводом послужили выставки, расположившиеся в его залах: живопись Ильи Репина и Михаила Нестерова, а также выставка тольяттинских художников-реалистов, открывшаяся прямо на культурном празднике.
Кроме живописной программы, предлагались музыкальные и танцевальные номера. Но такие мероприятия, как Ночи музеев или искусств, больше всего ценны тем, что позволяют многим художникам представить свои новые работы или дают повод для их создания. И вечер в художественном музее был любопытен тем, что его организаторы пригласили небезызвестных самарских художников, чтобы создать новые произведения на тему реализма.
Интересно было понаблюдать, какую стратегию выберет тот или иной художник, "притворяясь" реалистом, ведь само это понятие за годы (или века) своего существования было разменной монетой у самых разных философов и художественных направлений, каждый из которых считал реалистом себя, а остальных - лжецами. Вопрос, что есть реализм, созвучен вопросу, что есть правда.
В фойе Андрей Данилов, художник, тяготеющий к примитивизму, писал портреты всех желающих, а Фрол Веселый, автор политизированных брутальных картин, повторил свою же известную работу, изображающую наполовину полный (или пустой) стакан, но на этот раз сделал его номинальным, поместив сверху кусок черного хлеба. В лектории музея (где расположилась выставка коллекции самарского искусства Виктора Кузина) Владимир Жирнов также обновлял свою старую работу, состоящую из его собственных разноцветных автографов. И, действительно, что может быть реалистичнее подписи?
Вадим Сушко, встречая зрителей на втором этаже, написал ночной деревенский пейзаж, какие он писал в Винновке, с одной стороны, указывая на свои духовные корни, а с другой, обнаруживая трафаретность и автоматизм, с которыми он пишет свои легендарные "винновские" виды. Специфичность его высказывания на тему реализма представляется тем более вызывающей, что, в отличие от остальных фигуративных художников, он демонстративно не писал с натуры.
Большой удачей можно назвать выставку тольяттинцев, назвавших себя арт-группой "Новый взгляд". Хотя взгляд художников на самом деле старый, и они пишут в крепкой советской манере, но их добротная, сюжетная, с продуманной композицией, характерными персонажами живопись является замечательным ответом на нелепые разговоры о классической живописи в среде Самарского союза художников. Очень сильные работы Игоря Панова и его учеников Евгения Уткина, Армена Карапетянца и других порадуют и сценарным решением картин, и их художественным воплощением - от манеры письма до колорита. И эта выставка, которая продлится до 9 ноября, - лучшее, что мог оставить музей городу после "Ночи искусств".
Гигантская "хрущевка" и квест с Буратино
В Музее модерна вечер начался с хореографического номера, названного по теме, выбранной организаторами для праздника: "Модерн встречает авангард". Затем следовала лекция сотрудника музея, Ильи Саморукова, в которой иллюстрации к истории модерна как стиля соединялись со звуковым и шумовым сопровождением.
Изюминкой стала презентация проекта "Дом" художника Сергея Баландина, который предложил по кусочкам воздвигнуть на территории России огромную однокомнатную "хрущевку". План квартиры, наложенный на географическую карту, был вывешен во временной галерее музея, где с недавнего времени проходят выставки молодых художников. Северная стена воображаемой "хрущевки" проходит через Архангельск, восточная - через Пермь, южная - через Самару и Тамбов. Собственно выставка Баландина посвящена тому, что он построил на территории Парка 60-летия Советской власти первый фрагмент стены своего архитектурного проекта. Пока этот маленький кусочек напоминает, скорее, могильную плиту, но художника это не смущает. Более того, по словам художника, его утопическая идея - построить гигантскую квартиру - посвящена теме бренности, а также национальным и внутригосударственным границам.
После открытия выставки Сергея Баландина в кинозале на фоне городских акварелей Натальи Суботиной начался джазовый джем от солиста группы "Мама не узнает" Арсения Марушева и джаз-клуба "Движение".
Непередаваемую "ночную" атмосферу создали сотрудники Литературного музея. Они устроили для гостей квест, в ходе которого нужно было бродить по усадьбе, заглядывая в каретник, сарай, выпытывая кодовое слово у пойманного Буратино, чтобы в конце концов догадаться, что входить в музей можно с черного хода, если подать тайный сигнал. Ленивые зрители или подслушивали, что нужно стучать четыре раза - и тогда вам откроют, или заходили с парадного.
Внутри встречал бальный зал и гости с накрахмаленными воротничками. Казалось, что вы попали на день рождения к Мэри Поппинс. Тема вечера была навеяна образом графа Калиостро из повести Алексея Толстого и фильма Марка Захарова и называлась "Ожившее искусство". В фильме молодой помещик заставлял "алхимика" Калиостро оживить статую, не понимая, что есть живое и что есть мертвое, как искусство может принимать живые черты, и наконец, что любить нужно живых людей,- вот те темы, которые витали в воздухе в жарких от толп зрителей залах музея.
Георгий Квантришвили устроил перформанс "Поговори с поэтом", и желающие сидели и ждали своей очереди, чтобы поговорить с одним из самых ярких и харизматичных поэтов Самары.
В "советском зале" работы были расположены таким образом, что напоминали части постоянной экспозиции: огромная белоснежная пилотка из пенопласта Александра Филимонова рядом с одеждой Алексея Толстого, картина, изображающая нефтяную вышку Фрола Веселого на месте портрета писателя, филимоновские рисунки со старым Буратино, подписанные: "Старый стал Буратино. Был молодым, чудил изрядно, а теперь уснул". Эти простые рисунки - наверное, самое трогательное, что было на выставке.
Организаторы постарались поддержать образ "магического шара", показав видео-триптих "Центр вспышки неподвижен" Олега Елагина, где ночные пейзажи сняты через стеклянный шар и аудиоперформанс Тимура Новикова, который устроил алхимический сеанс с загадочными звуками, цветными рампами и варящимися в бесчисленных колбах козьими черепами. Был приглашен даже "алхимический бар "Лампа", угощавший цветными безалкогольными коктейлями, но чья стойка была похожа на стол для гаданий.
Мрачные земляные черепа в старинном деревянном буфете, проекции рисунков Яны Клинк и Александра Торчинова дополнили атмосферу щекочущей мистики. Во дворе встречала и провожала видео-работа Евгения Бугаева "Робкие касания" - несколько зарисовок рук, трогающих тонкие ветки кустов, колыхания листвы.
Без избыточности, ненавязчиво, негромко, нескучно, таинственно и при этом не мрачно прошла это самая удачная, на наш взгляд, "Ночь искусств" в Литературном музее.
Последние комментарии
Работу по спасению памятника начали гораздо раньше. Виталий тому свидетель. Но главное результат. Объект жив и полезен России.
Объект должен жить! И это здорово!
Стоит порадоваться за благое дело!
Стоит пожелать удачи Галерее
Дело хорошее но много волосатых лапок...