Как уже сообщал Волга Ньюс, театры Самарской области не отобрались в номинанты "Золотой Маски"-2015, но упомянуты в лонг-листе премии. Оптимист, исходя из этой новости, скажет, что с театром в Самаре и области все не так уж плохо. Пессимист - что неплохо-то неплохо, но на конкурс не тянем.
На широком срезе
На прошлой неделе национальная театральная премия "Золотая Маска" объявила номинантов за сезон 2013-2014. В этот список попали 56 спектаклей, которым весной предстоит бороться за награды самой престижной театральной премии России. Самары нет ни в одной из 155 позиций. Зато сразу три постановки из нашего региона удостоены упоминания в лонг-листе: "Варвары" Самарского театра драмы, Post Scriptum Новокуйбышевского театра-студии "Грань" и "Севильский цирюльник" Самарского театра оперы и балета. Еще не объявлен состав внеконкурсной программы (проектов "Маска Плюс", "Детский Weekend", "Золотая Маска" в кинотеатре" и др.), так что у самарских театров остается шанс попасть хотя бы в эту часть фестиваля.
Лонг-лист же - новация этого года: впервые за более чем 20-летнюю историю "Золотой Маски", кроме номинантов и лауреатов, на фестивале ввели особое упоминание, или "список самых заметных спектаклей сезона по мнению Экспертных советов". Он включает около двухсот названий - московские и региональные, номинированные и не прошедшие в конкурс. Впрочем, на пресс-конференции "Маски" обо всех спектаклях из этого списка говорили как о всерьез претендовавших на шорт-лист и высоко оцененных критиками. Срез театрального сезона теперь стал существенно шире, как отметила гендиректор премии Мария Ревякина.
Оптимист, исходя из этой новости, скажет, что с театром в Самаре и области все не так уж плохо. Пессимист - что неплохо-то неплохо, но на конкурс не тянем. И вроде бы заметны в театральном пространстве страны, но только на широком срезе.
60% регионов
При этом в конкурсе на этот раз регионы представлены солидно: более половины из 56 номинированных спектаклей приедут из семи нестоличных городов России (Новосибирска, Екатеринбурга, Перми, Воронежа, Краснодара, Астрахани, Якутска). В самой престижной номинации "Драма/Спектакль большой формы" конкуренцию таким титанам, как мировая звезда Робер Лепаж ("Гамлет/Коллаж" Театра наций), классик Лев Додин ("Вишневый сад" МДТ) или суперактуальный Константин Богомолов ("Гаргантюа и Пантагрюэль" Театра Наций и "Карамазовы" МХТ) составит только один региональный режиссер - Тимофей Кулябин со спектаклем KILL новосибирского театра "Красный факел". Зато в малой форме удельный вес столичных спектаклей меньше, регионы здесь представлены новосибирским "Глобусом" ("Крейцерова соната" Алексея Крикливого), пермским театром "Сцена-Молот" ("Согласный/Несогласный" Андреаса Мерц-Райкова), якутским "Олонхо" ("Удаганки" Степаниды Борисовой) и екатеринбургским Центром современной драматургии ("Башлачев. Свердловск - Ленинград и назад" Семена Серзина).
В музыкальных номинациях, помимо московских и петербургских оперных гигантов, представлены признанные театральные столицы: переживающий под управлением Теодора Курентзиса новый расцвет Пермский театр оперы и балета сразу с двумя операми ("Королева индейцев" и "Носферату" ) и не в первый раз отбирающийся на "Маску" Астраханский театр оперы и балета с "Евгением Онегиным". В балетных номинациях с Большим, Мариинкой и "Стасиком" соревнуются все та же Пермь с "Симфонией в трех движениях" Валерия Платонова и получивший в прошлом году две танцевальные "Маски" Екатеринбургский оперный с "Цветоделикой" Вячеслава Самодурова. Те же регионы представлены в номинации "Современный танец": пермский "Балет Евгения Панфилова" и екатеринбургский "ТанцТеатр". А в оперетте, помимо опять же пермского "Театра-театра" с "8 женщинами", в конкурс прошел давно не заявлявший о себе Краснодарский музыкальный театр с лайт-оперой "Гоголь. Чичиков. Души".
Внутренние радости
В Самаре прошлый сезон был неплохим, но наши премьеры тянули все же больше на внутренние радости. Экспертам мы предъявили самартовский "Гамлет" Анатолия Праудина (не отобравшийся даже в лонг-лист лучший спектакль прошлого сезона), чьи местные постановки, как показывает опыт "Фальшивого купона", на "Маске" не смотрятся так, как дома. Интересный актерски и сценографически, но потерявшийся во времени спектакль Валерия Гришко "Варвары" в Театре драмы. Очень живую и опять же интересную (прежде всего актерски) оперу "Севильский цирюльник".
И вот еще над чем стоило бы задуматься. В номинации Самара попадает не каждый год, музыкальные спектакли вообще ни разу не были отмечены (здесь с появлением лонг-листа можно констатировать даже некоторый прогресс) - в этом ничего нового. Но если внимательно прочитать список номинантов и сравнить его, например, с шорт-листом пятилетней давности, можно заметить, что в этом списке все меньше становится хоть как-то прозвучавших в Самаре имен. Можно, конечно, продолжать вспоминать, что на заре своей карьеры в "СамАрте" ставил ныне дважды номинант на "Маску" Константин Богомолов, но если пять лет назад это были недавние воспоминания, то теперь самые свежие - о его мхатовской "Чайке", два с половиной года назад приезжавшей на гастроли. Из того, что поновее, - гастроли "Бури" и "Двенадцатой ночи" Деклана Донеллана, организованные по линии Международного Чеховского фестиваля в 2013-м (британский режиссер в этом году номинирован со спектаклем "Мера за меру" в Театре им. А.С.Пушкина). И в общем-то, все. Остальные выдвинутые на премию режиссеры в Самаре никогда не ставили, в наш город их спектакли либо не привозили совсем, либо страшно вспомнить, как давно это было (как в случае с Сергеем Женовачом, Генриеттой Яновской или Питером Штайном). Из номинированных художников - только новосибирский Олег Головко в 2012-м был у нас сценографом спектакля "Август. Графство Осейдж" в Театре драмы. Глядя на балетные номинации, можно в очередной раз отдать должное Светлане Петровне Хумарьян, чьими усилиями на недавно завершившемся фестивале им. Аллы Шелест выступали два номинанта на "Золотую Маску"-2015 - Ирина Перрен из Михайловского театра и Семен Чудин из Большого, и филармонии, которая раз в сезон привозит пермский "Балет Евгения Панфилова".
Год на год, конечно, не приходится, и может быть, на следующей "Золотой Маске" картина будет совсем другой. Но трудно не заметить, что в театре происходят перемены. Приходят новые люди, меняются тенденции, и Самара с трудом поспевает за этим процессом.
Былое
Напомним, первым лауреатом "Золотой Маски" из Самары была актриса Вера Ершова, которой в 1996-м вручили награду "За честь и достоинство". Три раза претендовал на премию "СамАрт": в 1998-м в конкурсе участвовал спектакль Адольфа Шапиро "Бумбараш", пять лет спустя его же "Мамаша Кураж" (награду оба раза увозил художник Юрий Хариков), в 2011-м в малой форме был номинирован "Фальшивый купон" Анатолия Праудина. В 1998-м "За поддержку театрального искусства России" отметили Константина Титова. В 2009 году в конкурсе впервые участвовал Самарский театр драмы со спектаклем Вячеслава Гвоздкова "Полковник Птица".
Кроме того, самарцы не раз попадали в офф-программу форума: так, в 2010-м спектакль Театра драмы "Божьи коровки возвращаются на землю" показывали в рамках "Новой пьесы", а на "Золотой Маске"-2014 в программе "Детский Weekend" участвовал "Счастливый Ганс" "СамАрта". В основной и внеконкурсной программах форума не раз играли спектакли по пьесам самарских и тольяттинских драматургов.
Фестиваль "Золотая Маска" пройдет в Москве в феврале-апреле 2015 года. Церемония вручения премии состоится 18 апреля на сцене Музыкального театра им. Станиславского и Немировича-Данченко.
Последние комментарии
Ну что ж это хорошие новости для региона. Стоит пожелать творческих успехов!
Загадочные дела. И какова реакция на нарушения? Возмещение ущерба наконец?
Лучше бы прибавили зарплаты рядовым артистам, чем тратить деньги на собственный пиар, проплачивая подобного рода восхваляющие себя статьи.
Какой же он красавец!
Актёр должен уважать своё дело. Я думаю он подпортил отношение Самарцев к нему.