В самарском Доме журналиста открылась выставка "Параллели жизни", на которой представлены фотографии, сделанные Николаем Никитиным, сообщил корреспондент Волга Ньюс.
Николай Никитин, непререкаемый авторитет в области фотожурналистики, был сотрудником "Волжской коммуны", репортер от Бога. Тогдашний редактор газеты Петр Архипович Моторин, напутствуя пишущих журналистов, отправлявшихся в командировку, говорил: "Ждать Никитина столько, сколько ему нужно". И его ждали. То, что он делал, действительно требовало времени. Никитин разворачивал и выстраивал так, как нужно для кадра, комбайны на полях и краны на стройках, "переставлял" многотонные заводские детали. В командировки он возил с собой чистые рубашки и бритвы для комбайнеров, сутками работавших на жатве, собирал букетики полевых цветов для утомившихся от утренней дойки доярок.
Фото для областной газеты должно было быть правильным и с технологической, и с эстетической точек зрения. Никитин, бывший десантник и испытатель авиадвигателей, быстро все схватывал и понял это. Его фотоочерки и сквозные фоторепортажи изменили лицо газеты. А параллельно он работал для ТАСС - тогда это о многом говорило. В 1987 году специально "под Никитина" в Куйбышеве создали фотокорреспондентский пункт ТАСС. Снимал он по всей стране - и в других волжских областях, и в Якутии, и на Чукотке, и в Магадане. Его снимки вызывали ощущение подлинной, не придуманной жизни. Это ощущение вспомнилось сейчас, когда корреспондент Волга Ньюс попал на открытие выставки. Не случайно она проходит именно здесь, в Доме журналиста.
"Я не отношу себя к фотографам, - говорит автор снимков. - Я фотожурналист. И опыт работы в "Волжской коммуне" был для меня бесценным".
Выставка открылась к юбилею Николая Николаевича. Ему исполнилось семьдесят. Корреспондент Волга Ньюс не ожидал, что на открытие придет так много людей, с которыми Никитин когда-то пересекался по жизни, его коллег. Кажется, он и сам не думал, что гостей будет так много, и немного растерялся от такого повышенного внимания к себе. Когда Никитин выступал перед гостями после всех объятий и теплых слов, сказанных в его адрес, в его глазах стояли слезы.
Выставка - срез жизни страны в восьмидесятые и более поздние годы. Президент Путин на встрече с жителями села Кузькино Шигонского района. Приезд Горбачева в Куйбышев в 1988-м. Великий вратарь Лев Яшин, дающий автографы поклонникам. Никитину никто не организовывал эти снимки. Все это - моменты жизни, пойманные профессионалом. А рядом - чукчанка-оленевод, хлебопеки, астраханские рыбаки, ребята, едущие на санях в деревню, в гости к деду. А вот удивительный лирический этюд с самарскими пэтэушниками, сидящими на лугу. "Пора цветения" называется снимок.
Многое из того, что поймал объектив Никитина, сегодня увидеть просто невозможно. Вот, например, фотография "Последний плот". Только люди в возрасте помнят, что когда-то по Волге ходили плоты. Особая история связана с фотографией великого певца Вадима Козина, сделанной в 1989-м, на исходе его жизни. "Мне предстояла первая командировка - в Магадан, - вспоминает фотожурналист. - Я должен был сделать несколько фоторепортажей, а главное - снять Вадима Козина, которого к тому времени подзабыли. А он с 1964 года принципиально не давал никому интервью и не разрешал фотографировать. Не любил он журналистов. Что делать? И я придумал. Стал обхаживать его подругу по Магаданскому театру, который он когда-то создал. Бабушке было лет 86, она была вахтером в Доме профсоюзов. Покупаю ей конфеты, пью с ней чаи. На пятый день она говорит: "Я ведь понимаю, зачем ты ко мне ходишь…" Набирает номер телефона: "Вадим, к тебе придет молодой человек. Я тебя прошу: прими его". Так я сфотографировал Козина у него дома. Перед этим мы с ним часа два беседовали, пили ликер, он играл мне на пианино и пел: "Веселья час и боль разлуки готов делить с тобой всегда…"
Расположить человека к себе - это важная часть ремесла фоторепортера, считает Никитин: "Если нет этой способности, он погиб. Тут есть свои приемы. Надо приблизиться к человеку на расстояние ближе 80 сантиметров. Поговорить с ним со знанием дела о том, что ему интересно. А в этот момент ты уже просчитываешь, как будешь снимать".
Ту, магаданскую, командировку Никитин считает самой удачной. 26 фоторепортажей за 22 дня. Особое место среди них занимает репортаж о лагере смерти Бутугычаг. Эти снимки, рассказывающие о страшной странице нашей истории, пробирают до мурашек. Безлюдье. Брошенная, проклятая земля. Колючая проволока. Брошенные вещи, найденные на месте лагеря. На фото с вышкой вмонтирован листок с именами узников. Среди имен - писатели Домбровский и Жигулин, артист Жженов и еще много-много других, чьи судьбы ломала родная страна.
Жаль, что выставочная площадка вместила только тридцать с небольшим снимков. Предусмотрительный Николай Николаевич принес на открытие фотоальбом. Каждый может его полистать и дополнить свои впечатления от выставки. Полистал и корреспондент Волга Ньюс. Вот Солженицын, Лановой, Спиваков. Все они когда-то были гостями Самары. Неожиданные ракурсы позволяют по-новому увидеть этих известных всем людей. Переворачиваешь лист - снимки из сельской глубинки. Бабушки, играющие в карты, мужик возле дома-развалюхи и горки нарубленных на зиму дров, деревенский праздник с плясками под аккордеон. Ближе к концу альбома - фотографии самого Никитина. Совсем молодого, которому еще предстоит увидеть все то, что он потом запечатлел в своей фотолетописи. Вот такие параллели жизни.
Последние комментарии
Работу по спасению памятника начали гораздо раньше. Виталий тому свидетель. Но главное результат. Объект жив и полезен России.
Объект должен жить! И это здорово!
Стоит порадоваться за благое дело!
Стоит пожелать удачи Галерее
Дело хорошее но много волосатых лапок...