2010 год стал для самарского энергокомплекса годом обновления. О чем говорит опыт работы энергокомпаний в экстремальных погодных условиях? Какие проблемы предстоит решать энергетикам в 2011 году? Что даст переход на новую тарифную модель в электросетевом хозяйстве? Об этом «Времени» рассказал министр промышленности, энергетики и технологий Самарской области Владислав КАПУСТИН.
Год обновления
– 2010 год — каким он был для энергокомплекса Самарской области?
– Этот год можно назвать годом обновления. Область в значительной степени обновляет свои энергомощности. Эта работа началась в прошлом году, и практически все планы реализуются в полном объеме. В России не так много регионов, которые имеют столь же масштабную инвестиционную программу в энергетике.
Самое значимое — это строительство двух абсолютно новых энергоблоков. Энергоблок мощностью 235 МВт на Сызранской ТЭЦ с объемом инвестиций более 11 млрд рублей. С небольшим опозданием, но уже развернута реконструкция Новокуйбышевской ТЭЦ-1 с объемом инвестиций более 8 млрд рублей и суммарной установленной мощностью 240 МВт. Ведутся работы на Самарской ГРЭС. Это очень важно для города.
Очень отрадно, что 29 декабря мы будем запускать подстанцию 500 кВ «Красноармейская». Разговоры о необходимости возобновить это строительство шли с 1993 года. Но долгое время дальше этого дело не шло. А нам удалось не только построить подстанцию, но и все необходимые для ее полноценной работы воздушные линии электропередачи ВЛ-220.
И хотя ввод ее в полном объеме запланирован на февраль 2011 года, уже сейчас она будет работать в резервном режиме. Это позволит нам существенно повысить уровень энергобезопасности с учетом очень непростой ситуации на подстанции «Куйбышевская», на которой с 2011 года Федеральная сетевая компания ЕЭС начнет полную реконструкцию.
Хорошо поработали наши сетевые компании — и «МРСК Волги», и «ССК», и «Самарские горэлектросети». Большой объем работ по замене сетевого оборудования, подстанций.
– Ноябрьский инцидент на подстанции 500 кВ «Куйбышевская» показал что человек не властен над природными стихиями, и что в энергетике мелочей не бывает. Какие выводы были сделаны из аварии?
– Кстати, персонал «Куйбышевской» уложился в нормативные сроки, установленные для подобных аварийных ситуаций. А инцидент еще раз показал, что у нас нет никакого резерва по этой подстанции. Мы очень своевременно занялись строительством «Красноармейской». Это решит проблему.
Авария на «Куйбышевской» - тот самый редкий случай, когда можно сказать о «человеческом факторе» не с минусом, а с плюсом. Ситуация, когда диспетчерские службы ОДУ Средней Волги, Самарского РДУ принимали единственно правильные решения. Диспетчеры продемонстрировали высшую квалификацию. Понимаете? Любые другие решения привели бы к очень серьезной системной аварии. А у нас и так без электроэнергии оставались 143 тысячи человек, правда на короткое время.
Нужны системные решения
– Электросетевое хозяйство в 2010 году вообще подверглось экстремальным испытаниям. Многомесячная летняя жара и пожары, а в декабре ледяной дождь. Что показали эти события?
– Ледяной дождь — это явление совершенно нетипичное для нашей климатической зоны. Сильнейшие осадки в виде дождя выпадали при температуре -8°С, что привело к полному обледенению опор, проводов, трансформаторного хозяйства. Серьезная системная авария.
Считаю, что областные и местные властные структуры, МЧС и сетевые компании — МРСК Волги и Самарская сетевая компания — с самого начала правильно оценили ситуацию. Честно доложили о том, что удары стихии носят массовый характер, и нет речи о том, чтобы в течение ближайших часов восстановить энергоснабжение, потому что нужны масштабные восстановительные работы.
Это позволило сразу же подвезти резервные источники тока, подать электроэнергию на водяные насосы в котельных, на водозаборы, на крупные объекты сельского хозяйства. Это позволило сохранить тепло и воду. Системы отопления и водоснабжения остались в работоспособном состоянии, и развитие аварии прекратилось. В противном случае ставилось под угрозу само жизнеобеспечение.
Вице-губернатор Самарской области Александр Нефедов дал поручение проанализировать ситуацию, и мы несомненно разработаем комплекс упреждающих мер, чтобы более оперативно реагировать на подобные ситуации.
– Нужны ли здесь какие-то системные решения на уровне Федерации или область может обойтись своими ресурсами?
– Системные проблемы, несомненно, есть. В частности, Самарская область относится к регионам 2-й категории, где подобных природных явлений просто быть не должно. И эти нормы не пересматривались уже много лет. А климат меняется. Два лета подряд аномальная жара, пожары. Теперь ледяной дождь в зимнее время. Здесь требуется системное решение, потому что в других климатических зонах для воздушных линий применяются другие опоры, используются другие марки проводов. Это значительно удорожает строительство, реконструкцию. А сегодня мы не имеем оснований разрешать компаниям закладывать в инвестпрограммы такие технические решения.
Мы сейчас разрабатываем комплекс мер, и в инвестиционные программы компаний будут внесены изменения. В частности, мы предусматриваем увеличение количества резервных источников питания, которые очень хорошо себя зарекомендовали.
Думаю, мы примем решение об установке на воздушных линиях напряжением 10 кВ специальных опор. Мы пойдем на это. И в наших северных районах будем применять провода новых типов, которые практически не обледеневают в таких погодных условиях, которые мы наблюдали. Конечно, это серьезные дополнительные затраты, но мы пойдем на них, потому что это резко поднимает надежность энергоснабжения.
RAB – курс на обновление
– Основной источник средств для сетевых компания — тариф. А для ФСК ЕЭС, для МРСК Волги он теперь и единственный. Они перешли на тарифообразование по RAB-модели. Как быстро это методика будет внедрена для других компаний в области? Что даст такой перевод?
– Хочу сказать, что скорейший переход на тарифообразование по методу RAB повысит надежность и качество энергоснабжения и снимет целый ряд вопросов. Жить в тарифном плане одного года при сегодняшней сложности энергообъектов просто нельзя. От начала проектирования до сдачи объектов проходит минимум два года. Поэтому так важно иметь четкое понимание, какими будут тарифы в течение 3-5 лет.
RAB-регулирование — это, прежде всего долгосрочное прогнозное планирование, инвестиции. Второе — это высочайшая ответственность сетевых компаний за выполнение инвестиционных планов. Эти планы проходят многоуровневую проверку на областном уровне, на федеральном. Это полная прозрачность, это позволяет и министерству, и компаниям планировать деятельность в продолжительном периоде. Наше министерство активно выступает за скорейший переход наших сетевых компаний на формирование тарифов по методу доходности на вложенный капитал (по методу RAB).
В наше министерство в 2010 году были поданы программы по переходу на новую методику от трех компаний, мы подписали две. Очень жаль, что программа «Самарских городских электросетей» в текущем году не прошла отбор в Федеральной службе по тарифам. Думаю, в 2011 году это состоится. Но предложенную ими инвестпрограмму в ходе тарифного регулирования нам удалось сохранить.
Кстати, часто говорят о скачке тарифов в первый год после введения RAB. Это не совсем верно.
– Какие из региональных сетевых компаний планируют перейти на RAB-регулирование тарифов в 2011 году?
– Надеюсь, что соответствующую программу подготовит «Самарская сетевая компания», мы намерены ее поддержать. Тольяттинская компания «Энергетика, связь, строительство» также претендует на тарифообразование по новой методике. Я считаю, это правильный путь. Весь мир так работает. Подразделения бывшего РАО ЕЭС за рубежом давно так работают. Я очень рад, что новая методика будет распространена и на тепловое хозяйство. Это очень прогрессивно и правильно.
Конечно, будут трудности перехода, придется инвестиционную составляющую вписать в ограничения по росту тарифов. Но эти вопросы можно решить. Сейчас мы каждый год имеем в тарифной составляющей выпадающие доходы, это не дает улучшения работы сетей, улучшения надежности. При RAB-регулировании этого в принципе быть не должно, и это хорошо.
Мы сосредоточимся на развитии сетей, на развитии инфраструктуры. Сегодня Ростехнадзор информирует нас: в тепловом хозяйстве сотни объектов теплоснабжения выработали физический ресурс. Что дальше? Нам нужен устойчивый тренд на обновление оборудования. Бесконечное старение — это путь к технологическим катастрофам.
Решает рынок
– В тепловом хозяйстве много проблем. Взять тот же Тольятти, где теплотранспортные компании оказались на пороге смены собственников. Какой вариант, на ваш взгляд, наиболее выгоден для региона — передача внутриквартальных теплосетей в аренду Волжской ТГК? Создание теплотранспортных компаний совместно с муниципалитетами? Приход в теплотранспортный сегмент крупной федеральной коммунальной компании?
– Я думаю, здесь два пути.
Первый — передача тепловых сетей «Волжской ТГК», как непосредственному производителю тепла. Компания очень крупная и устойчивая, и они дают самый дешевый продукт. Сказывается отсутствие посредника, и это выгодно потребителю.
Вот смотрите, буквально через две недели после избрания Дмитрия Азарова на пост главы Самары мы в минпроме получили от горадминистрации информацию — они возобновили программу по передаче ВоТГК нерентабельных муниципальных котельных, Программа, была подписана еще в 2005 году, в нее были включены 16 котельных, но успели передать только 5. Оставшиеся 11 котельных — все дотационные, но в последние два года по ним ничего не делалось. Теперь пришли люди, которые умеют считать деньги, у них рациональный подход к экономике города.
Второй путь — приход крупной коммунальной компании. Но только такой, которая действительно специализируется в этом виде бизнеса. Опыт Зольного показывает, что приход даже на мелкие объекты компаний без должного опыта приводит к тяжелым последствиям.
Вопрос по Тольятти непростой. Но все равно он будет решен, экономика заставит там сделать одну теплотранспортную компанию. Чьей она будет — не знаю. Это зависит от многих факторов. Но то, что мы придем к одной теплотранспортной компании, это просто вопрос времени.
– Ситуация с «Кинельэнерго» - это следствие кризиса, тренд на укрупнение энергосбытовых компаний или просто особый случай? Как оценивают в министерстве ситуацию с финансовой устойчивостью энергосбытов в крупных городах области — Самаре, Тольятти, Сызрани?
– Энергосбыт не требует крупных инвестиций. Здесь главное — высокая квалификация сотрудников и договорные отношения с потребителями. Я думаю, вопрос здесь чисто экономический. Рынок. Если бы была неудовлетворительная ситуация в этом сегменте, сюда давно уже бы кто-то пришел. Но этого нет.
После того, как «Кинельэнерго» потеряло статус гарантирующего поставщика, крупных сбытовых компаний осталось две. Что касается «Кинельэнерго» - то это не вопрос региона. Компания прекрасно знала требования ФСТ России к компаниям, получающим статус гарантирующего поставщика, в частности, по техническому оснащению. Решила их не выполнять, не инвестировать в это. Но так невозможно. Мое мнение — компания просто решила уйти с рынка.
Я считаю, что отсутствие большого количества энергосбытовых компаний в регионе — это не недостаток. У нас нет претензий к тому же «Самараэнерго». Компания работает устойчиво, там специалисты очень высокой квалификации. Но это не значит, что региональный рынок закрыт для других. Если к нам придет какая-то высокопрофесиональная компания, мы будем это только приветствовать.
– Как будут выстроены отношения между потребителями и энергокомпаниями в Особой экономической зоне?
– Мы в своих планах постарались реализовать максимально рыночную модель. Мы с самого начала, на стадии проектирования создали конкурентную среду, отдав примерно 50% мощности тольяттинской компании «Энергетика, связь, строительство», а 50% «МРСК Волги». Они должны будут построить все объекты за счет своих инвестиционных средств. И та, и другая компания защитила свои инвестиционные проекты, причем у «МРСК Волги» программа на все три года с учетом того, что они перешли на тарифообразование по методу RAB. К сожалению, у второй компании программа только на год, но мы будем внимательно следить за тем, чтобы все инвестиции, которые необходимы для обслуживания Особой экономической зоны, были включены в инвестпрограммы следующих годов.
– Что предстоит сделать в энергокомплексе Самарской области в 2011 году?
– Очень многое. Вы понимаете, что такие масштабные проекты, как Особая экономическая зона, IT-парк не могут обойтись без воды, тепла, электроэнергии. И все эти работы уже заложены в инвестиционные программы ряда компаний.
Я очень надеюсь, что Самара все-таки будет принимать чемпионат мира по футболу, и в этом случае нам тоже предстоит огромная работа. Потому что строительство целого комплекса спортивных сооружений тоже потребует немалых усилий. И требуемые мощности немалые, и категорийность объектов высокая.
По сравнению с прошлыми годами у нас очень обширная программа по реконструкции котельных. Мы наконец решим важнейший для области вопрос с установкой резервных источников питания на социально значимых объектах – в больницах, домах престарелых – таких объектов на сегодня осталось 32.
На февраль запланирована постановка под рабочую нагрузку ПС-500 «Красноармейская». Для нас это огромное событие. В конце года еще одно событие такого же масштаба – ввод нового энергоблока на Сызранской ТЭЦ. С 1 апреля 2011 года мы впервые начнем проверку инвестиционных программ энергокомпаний. Очень интересно, какие результаты она покажет.
Источник: www.time-samara.ru
Последние комментарии
Да, на Авито надейся, а самне плошай. А сами авитчики поработать не хотят по этим специальностям, ?
Хорошая новость.
ЗАЧЕМ??? Тупик в новосадовую где кроме мегасити ничего нет. пробки станут ещё больше потому что разъезжаться придется на сразу четыре направления. Дублёр и так широкого московского шоссе?? Может лучше просто трамвайные рельсы отреставрировать и поднять ему скорость по всему городу?
Ну хорошо, подъехали вы по новой дороге с тремя полосами к Ново-Садовой у Оврага и? Там стоит пробка, как вы будете поворачивать в город? Или там можно будет повернуть только направо? Тогда зачем нам такая дорога?
Всё хорошо, но почему развязка только в виде тоннеля? И почему только у Московского шоссе? Вы что не видите, как работают тоннели на Кирова? Это что решение? Денег нет - ищите, это ваша работа! Но делать нужно чтобы проблему решить, а не бюджет освоить.