Успехи в бизнесе во многом определяет уровень адаптивности предприятий. Судя по тому, что в этом году выручка системного интегратора самая высокая за все 33 года существования компании, рецепт успеха найден. Генеральный директор ООО НВФ "СМС" Данила Сидоров рассказал "Итогам года" о наиболее значимых событиях в жизни компании, занимающейся промышленной автоматизацией на объектах критической информационной инфраструктуры.
— Как отразились на работе вашего предприятия последствия санкций и введение новых требований в сфере автоматизации технологических процессов?
— Они только усилили наши позиции на рынке. Осенью прошлого года вышло постановление правительства России, которое обязало применять на объектах критической информационной инфраструктуры только доверенные программно-аппаратные комплексы. В рамках импортозамещения мы создали программно-технический комплекс "СМС-500" на основе своего программного обеспечения, которое входит в реестр Минцифры, и контроллеров REGUL екатеринбургской компании "РегЛаб". Наш программно-технический комплекс вошел в реестр Минпромторга как российская разработка и Единый реестр российской радиоэлектронной продукции. Это значит, что мы создали доверенный программно-аппаратный комплекс. Теперь любые предприятия критической информационной структуры, за исключением, пожалуй, только атомных, могут использовать наш комплекс для автоматизации технологических процессов.
Все наши объекты либо с непрерывным, либо с опасным характером производства. Отсюда и риски: остановка непрерывной работы или ЧП. Поэтому самое главное требование к системам, которые обслуживают технологические процессы в таких производствах — обеспечить безопасность. В июне этого года "СМС-500" получил сертификат безопасности IL2. Это означает, что система допускает отказ не чаще, чем 1 раз на 1 миллион часов наработки.
— Какие знаковые проекты ваша компания создала в этом году в энергетике?
— В этом году мы традиционно работали с нашими постоянными клиентами: "РусГидро", "Роснефть", "Транснефть", "Куйбышевазот". И работы было много везде. С "РусГидро" реализовали серьезный большой проект на Эзминской ГЭС, мощностью в 60 МегаВатт, среднегодовой выработкой 231 миллион килоВатт часа, второй по мощности в Северной Осетии. Там стояла задача комплексной реконструкции станции. Специалисты ГК "СМС-Автоматизация" провели масштабную работу по проектированию и внедрению систем автоматического управления гидроагрегатов, верхнего уровня АСУ ТП ГЭС, а также системы микропроцессорных электрических защит всех агрегатов и ОРУ 110 килоВольт. В ходе работ импортное оборудование и программное обеспечение было заменено отечественным. В рамках проекта было разработано новое механическое противоразгонное устройство для высокоскоростных гидроагрегатов и выполнен перенос системы регулятора турбины на программируемый логистический контроллер Regul. Работы на этом объекте длились полтора года.
На Камской ГЭС мы продолжаем участвовать в комплексной модернизации. В этом году наши специалисты совместно с представителями подрядных организаций заменили шинопровода, генераторные выключатели, коммутационное оборудование 10 кВ, систему дифференциальной защиты шин, оперативной блокировки гидроагрегатов и трансформатора.
Поставили систему управления гидроагрегатом на первую Башенную малую ГЭС в Чеченской Республике. Модернизировали первый гидроагрегат на Нижегородской ГЭС. Работали на Угличской ГЭС, Саратовской ГЭС и Жигулевской ГЭС. Что касается последней, то мы работаем там с 1993 года, с нее и начинались наши работы с "РусГидро".
— Какие проекты компания реализует в нефтепереработке и нефтетранспортировке?
— В 2024 году мы сделали несколько очередных проектов комплексной автоматизации нефтеперекачивающих станций на нефтепроводах "Дружба" и "Транснефть — Сибирь" для "Транснефти" под ключ. С "Транснефтью" мы работаем уже более 10 лет и автоматизировали под ключ около 30 нефтеперекачивающих станций.
Самый крупный проект, в котором мы принимали участие в 2024 году в "Транснефти", — система диспетчерского контроля и управления. Длина трубы на нефтепроводе "Восточная Сибирь — Тихий океан", которую надо оснастить этой системой, составляет 2500 километров. Система учитывает несколько сотен тысяч параметров технологических процессов, которые нужно собрать, обработать и передать. Это гигантский проект — мы закупали для него около сотни серверов. Работа колоссальная.
Компаний, которые могут решать такие задачи, в России всего три. Мы — одна из них.
В этом году мы плотно работали с предприятиями "Роснефти". Сейчас у нас в завершающей стадии два проекта: АСУ ТП на Рязанском НПЗ и на Новокуйбышевском НПЗ.
— Что получают предприятия, на которых работает установленная вами система автоматизации производства?
— Прозрачность технологических процессов, их оптимизацию и надежность. Собирая сотни и тысячи параметров в реальном времени, предприятие повышает управляемость. Например, фиксируется биение или повышение температуры турбины — оперативный персонал может ее остановить, разобраться, в чем дело. Автоматическая защита в случае отказа системы помогает обходиться без дополнительных ручных манипуляций. Разумеется, автоматика помогает экономить: рационально загрузить агрегаты, оптимизировать работу нескольких агрегатов.
— Вы создаете программно-технологические комплексы, которые можно применить в разных отраслях. Изменились ли ваши позиции на рынке в связи с уходом зарубежных поставщиков подобных решений?
— Софт, который мы создавали для конкретных проектов, совершенствуется, перестает быть привязанным к отдельным отраслям и начинает жить своей жизнью — его используют другие интеграторы. В этом году на порядок выросли продажи интеграторам наших программно-технологических комплексов АСОКУ и "Технодок". АСОКУ — автоматизированная система оперативного контроля и управления предприятием, служит для сбора, хранения, обработки, анализа, моделирования и визуализации массивов данных. А "Технодок" — универсальная система сбора отчетности. Она начала создаваться почти 30 лет назад для Жигулевской ГЭС, постоянно совершенствовалась, и сегодня приобрела универсальный характер. Например, в этом году система была внедрена на АВТОВАЗе, где с уходом зарубежных партнеров в связи с санкциями предприятие потеряло систему управления и отчетности.
— Это развитие вашего софта. А если говорить о "железе"?
— Ситуация и здесь примерно такая же. Этой осенью производитель контроллеров Regul, компания "РегЛаб" на встрече партнеров-интеграторов объявила о присвоении высшего партнерского статуса нашей компании СМС — интегратор-эксперт. Им обладают всего шесть компаний в России. Мы начали использовать их оборудование в проектах еще 10 лет назад, когда вопрос импортозамещения еще не стоял так остро.
— Из чего в конечном итоге складывается ваш статус и репутация?
— Наш статус и репутацию подтверждают наши заказчики, которые доверяют нам стратегические проекты. И конечно, наши партнеры, с которыми нас связывают десятки проектов и годы работы.
А внесение продукции нашей компании в госреестры — признание качества того, что мы делаем, государственными органами. Это позволяет нам идти дальше и внедрять свою продукцию на самых ответственных объектах российских предприятий.