Колеся по городам и весям нашего края, не перестаешь удивляться названиям населенных пунктов. Откуда, например, в Хворостянском районе взялся Иерусалим? Или как поселились на севере области Кошки? Разбойничали ли в здешних местах, как гласят легенды, некие Семейка и Жигуль? Почему красивое село в Приволжском районе области мы именуем столь неприглядно — Обшаровкой? Такие вопросы можно задавать бесконечно, ведь наука о названиях (топонимия) – настоящая энциклопедия. С помощью краеведов и старожилов этимологию названий некоторых сел мы расшифровали, но удивляться при этом не перестали.
Полетят имена по закоулочкам…
Еще Николай Васильевич Гоголь признавал богатство и меткость народного словотворчества. «Выражается сильно русский народ! И если наградят кого словцом, то пойдет оно ему в род и потомство, утащит он его с собой и на службу, и в отставку, и в Петербург, и на край света, - размышлял писатель. - Ничто не поможет: каркнет само по себе прозвище во все свое воронье горло и скажет ясно, откуда вылетела птица».
Говорящие названия наших сел, прямо намекающих, откуда эта самая птица вылетела, встречаются на каждом километре областных дорог. Например, Новосемейкино. Когда-то вблизи Семейкинского леса возникло село Семейкино. По местным преданиям, в нем укрывался разбойник по имени Семейка. Позднее его жители основали новое село — Ново-Семейкино, а за первым закрепилось название Старосемейкино. Такое же «разбойничье» происхождение приписывают селу Жигули, название которого якобы возникло от прозвища бандита Жигуля. Очевидно, что поселение Красный Яр было основано у крутого обрывистого берега реки — яра, в обнажении которого выделялась своим красным цветом глина.
Говорящие имена и у сел, нареченных в честь божественных праздников – Преображенка, Рождествено, Вознесенка. О местных жителях красноречиво рассказывают и названия, в которых явно проступает национальный колорит, например, мордовское село Шилан, татарское Алькино, Чувашское Урметьево.
А вот Кошки, как оказалось, пробрались к нам из тюркского языка. В основе названия села лежит слово «кош», которое на русский язык переводится как «стоянка», «шалаш», «юрта», «войлочная палатка» или «пастушеский стан». Слово «кошка» в тюркских языках обозначает лысый холм. Видимо, особенности ландшафта этой местности и стали титульными. Правда, ранее Кошки были Преображенской слободой.
Обшарили!
Главный библиограф Самарской областной библиотеки Александр Завальный включил в сборник своих губернских историй «Самара во все времена» эпизод, объясняющий, почему село Новые Костычи стало Обшаровкой. О том, как прижилось народное название, рассказывали сами обшаровцы конца XIX века:
«Расположилось село очень удобно — на большом Оренбургском тракте. Двигались по нему обозы с продуктами и товарами, перегоняли скот гуртовщики, ехали в Москву и обратно купцы с деньгами. От постоя в селе все время многолюдно было, двери кабака почти не закрывались. А мужички местные не дремали. И пьяного быстренько оберут, и воз без товара оставят. Выйдет с похмелья утром к своему обозу купец или приказчик, уткнется взглядом в пустые телеги и завопит дурным голосом: «Обшарили!» Покричит-покричит, да успокоится и, махнув рукой, поедет домой ни с чем. А куда денешься, коль пьяный был? Сам виноват. Мужики-то сразу смекнули, что никто никогда ничего не докажет, и преспокойненько промыслом своим занимались. И почти каждое утро разносилось по селу знакомое всем новокостычевцам слово «Обшарили!». Вот так и стало село Обшаровкой».
Волжский Иерусалим
Когда паломники со всего мира устремляются на землю обетованную, жителям небольшого села в Хворостянском районе спешить некуда. Они уже давно живут в Иерусалиме. Самарцам при этом тоже не надо преодолевать тысячи километров – всего восемьдесят на юг области, и ты на месте.
Откуда пошло название этого селения, основанного еще в ХVIII веке, точно неизвестно. Согласно местной легенде, калики перехожие по пути в Святую землю, очарованные красотой здешней природы, окрестили эту благодатную землю библейским именем. А места здесь и впрямь райские: простор, грибные леса, рыбные озера. Говорят еще, что когда-то жил в этих краях человек, ходивший паломником в Иерусалим. После этого путешествия он даже начал лечить людей.
Нет ни подтверждений, ни опровержений этих версий. Зато по рассказам старожилов известно, что большевикам Иерусалим (слово-то какое поповское!) пришелся не по душе. Восток им показался куда более советским. Но в среде самих советов, то есть в народе, новое название не прижилось, и в перестроечные годы наконец уступило место исконному, людьми не забытому.
Заволжские форпосты
Краевед Владимир Кривобоков на протяжении 20 лет исследует, откуда произошли названия сел его родного Кинельского района. В Самаре на днях вышла его книга «История междуречья» (вторая редакция ранее изданной книги «Междуречье»), в которой он погружается в преданья старины глубокой Самарского Заволжья. По его мнению, история каждого из 24 сел района — почти детективная, но самым легендарным поселком он считает Алексеевку. В петровскую эпоху междуречье рек Самары и Кинеля стало дверью в Азию. А порогом этой двери волею судеб оказалась крепость Алексеевск (одно из самых старых поселений в этих краях).
Главный защитный форпост Самары был заложен 28 февраля 1700 года, в день именин сына царя Петра I Алексея, на слиянии рек Самары и Большого Кинеля. В новосрубленной часовне освятили начало строительства крепости и нарекли ее в честь царевича — Алексеевск. Крепость заселили казаки и отставные солдаты. В 1722 году, следуя из Москвы вниз по Волге, Петр I останавливался в Самаре. Царю подали прошение алексеевских казаков об отлитии колоколов на церковь. Посетил ли Петр I крепость Алексеевск, названную в честь его сына? Вряд ли, так как царевича уже казнили по его приказу.
Прославился Алексеевск и тем, что здесь состоялась историческая встреча Василия Татищева с калмыцкой княгиней Анной Тайшевой. Ее итогом стало разрешение Коллегии иностранных дел на постройку города-крепости для крещеных калмыков при Куньей Воложке, которая была названа Ставрополем, городом «Святого Креста» (ныне Тольятти).
Любопытна топонимия и других поселений этого района. Например, в названии села Алакаевка, основанного в 60-х годах XVIII века, прочитываем, что ранее верховодил этими землями башкирский хан Алакай, имевший здесь летнее стойбище (ставку). Селу Кривая Лука, основанному в 1733 году как крепостное укрепление, название даровано природой, а точнее удивительной по красоте излучиной реки Кинеля. «Речное» прошлое и у Вертяевки. В 80-х годах XVIII века оно расположилось на месте древнего поселения бронзового века. Река Большой Кинель в этом месте делает несколько крутых изгибов (углов, вертел), что и стало поводом для «вертлявого» наименования.
Села в лицах
В Отрадненском музее истории города собрана целая коллекция топонимических историй, связанных с селами и деревнями области. К примеру, Ильмень или Тимашовая (так ранее именовалось село Тимашево, основано в 1787 году). Первое название возникло от местных озер (ильменей), расположенных вдоль подошвы Кинельских гор. Второе указывает на помещика Тимашева, ставшего основателем села. После того как здесь появилась церковь, Тимашево стало Троицким и таким пребывало до 1917 года.
Откуда вылетела птица в Нефтегорском районе — ярко иллюстрирует название села Утевка. По местному преданию, в 1742 году казак Красносамарской крепости Селезнев построил здесь хутор, а переселенцев в шутку стали называть «утятами». Со временем село и реку стали называть Утевкой. Вместе с тем бытует мнение, что речка могла получить такое название, будучи густо населенной утками, а потом уже птичье прозвище могло прицепиться к селу. А вот архивные документы за 1859 год рассказывают, что село Селезни находилось около реки Утевка и озера Селезень.
Происхождение названия села Челно-Вершины, которое кажется мудреным, на самом деле очень простое. Основанное в середине XVIII века, первоначально село именовалось Челна Солдатская. Топоним произошел от Челнинки, где тюркское «чаллы» означает «каменный», «каменистый», то есть река с каменистым дном.
Непосвященные могут подумать, что село Черновка в Кинель-Черкасском районе называется так из-за темного цвета воды в окрестной реке. Вполне возможно, но есть и более интересная легенда. Жил-де когда-то на Руси граф Тамбов. Наследников у него не было и, боясь, как бы после его смерти крепостные не попали к жестоким хозяевам, он завещал дать им волю. Получив ее, многие тамбовцы покинули родные места и отправились искать лучшую долю. Часть из них поселились в наших краях. Так как лучшие земли здесь уже принадлежали местным помещикам, приезжим пришлось довольствоваться тем, что осталось. Курган, овраги, маленькая речка – там и расселилась вся чернь, а село впоследствии назвали Черновкой. По преданию, первыми пришли сюда мордовские поселенцы, пришедшие с территории нынешней Пензенской области. А в начале XIX века из Тамбовской губернии сюда прибыли русские, сохранившие особый тамбовский диалект в языке, свои нравы и обычаи.
Интересно, что Черновка не являлась барским селом. Ее крестьяне считались вольными, государственными – черносошниками. Их повинности ограничивались царской податью в размере 7,4 руб. в год с души населения (только мужчин), мирскими и земскими сборами.
Источник: www.vkonline.ru
Последние комментарии
Сейчас канализация льëтся в речку Орловку, а потом в Самарку.
Таки не вздумайте летом кондиционеры включить! В трубу вылетите!
Озвучьте стоимость проекта? Может хватит уже тратить деньги в пустую. Каждый год новый проект и даже в планах на ближайшие 5 лет нет реализации этих картинок.
Ничего ни вижу, а когда увидят нечего не знаю. Угадать за минуту, Время пошло.
Какое отношение минсельхоз имеет к мусору???