Для ракетно-космического центра «ЦСКБ-Прогресс» нынешний год стал особым рубежом. И не только в связи с юбилеем полета Юрия Гагарина, к которому предприятие имеет непосредственное отношение. В этом году носитель «Союз-СТ» впервые стартует с космодрома в Южной Америке, а число запусков самарских ракет резко возрастет. О том, с каким багажом предприятие отмечает Год российской космонавтики, «ВК» рассказал генеральный директор ГНПРКЦ «ЦСКБ-Прогресс» Александр Кирилин.
Движемся вперед
- В этом году мир отметил историческую дату — 50 лет первого полета человека в космос. Для вашего завода это особое событие и особый повод подвести итоги пройденного пути. Что бы вы назвали главными достижениями предприятия за эти полвека?
- Да, юбилей полета Ю.А. Гагарина — это значимое и для нашей организации событие, потому что этот полет был обеспечен носителем, две ступени которого изготовлены на нашем предприятии. И с того момента вся российская пилотируемая космонавтика работает на наших носителях. В текущем году американцы завершают свою программу полетов на «Шаттлах» и переходят на «Союзы». За все эти годы нашими ракетами произведено 1769 космических пусков, из них 115 — пилотируемых. Это, пожалуй, главное наше достижение, итог работы, проделанной коллективом.
Но еще важно то, что мы движемся вперед, создаем перспективные носители, которые придут на смену сегодняшним. Идут широкомасштабные работы по космодрому «Восточный» и по созданию нового перспективного носителя. Мы сегодня ведем разработку техпроекта, защита которого должна состояться в августе. Речь идет о носителе «Русь-М», который должен с 2015 года обеспечить запуски автоматических космических аппаратов, а с 2018 года — пилотируемых экспедиций, в первую очередь на Международную космическую станцию. В этом проекте есть и схема развития — от носителя среднего класса повышенной грузоподъемности до тяжелого и даже сверхтяжелого.
- А что будет дальше с ракетами из семейства знаменитой «семерки»?
- Сейчас можно говорить уже об 11 модификациях «семерки», созданных здесь, в Самаре. До сих пор многие считают, что мы просто серийный завод, а разрабатывается все где-то в Москве. На самом деле еще со времен С.П. Королева все этапы модернизации «семерки» прошли здесь. И эта работа продолжается, сейчас нами создан принципиально новый носитель с цифровой «начинкой» - новой системой управления, телеметрией. Это «Союз-2» в вариантах 1а, 1б, СТ.
- Планируется ли переводить основные космические программы на «Союз-2»? Когда это будет происходить, как долго продолжится эксплуатация старых «Союзов»?
- Чтобы перейти на «Союз-2», необходимы капитальные вложения для серийной подготовки производства и на нашем предприятии, и в кооперации. Сегодня по программе нашей деятельности мы с Роскосмосом определили, что старый «Союз» будет эксплуатироваться по 2014 года включительно. А за это время мы должны обеспечить плавный перевод производства на «Союз-2». Сейчас у нас годовая программа 20-22 носителя, а мы пока можем делать до 10 «Союзов-2». Наша задача — форсировать переход производства на серийную схему и постепенно обеспечить всю программу: изготовление до 24-25 носителей в год. А потом так же плавно к 2018 году перейти на «Русь-М».
Задачи очень серьезные. Сегодня у нас загрузка проектных мощностей составляет 115-118%. Чтобы двигаться дальше, активно привлекаем молодежь и модернизируем оборудование. На все, конечно, денег не хватает, но скажу, что только в этом году мы запланировали на приобретение нового оборудования где-то полмиллиарда рублей — это только собственные заработанные средства, не считая государственных капвложений.
Серьезные грузопотоки
- «ЦСКБ-Прогресс» является мировым лидером в производстве и эксплуатации космических носителей. Как вы оцениваете сегодня позиции предприятия на рынке пусковых услуг?
- В 2010 году Россией обеспечена 31 пусковая миссия, из них 13 наших. Для сравнения, США всеми своими фирмами обеспечили 15 запусков. Поэтому, конечно, мы одни из лидеров. А в этом году значительно увеличивается пусковая кампания — «ЦСКБ-Прогресс» должно обеспечить от 20 до 24 запусков.
- После вывода из эксплуатации американских «челноков» самарские ракеты остаются единственным средством доставки для всех пилотируемых программ МКС. Какое количество пусков они предусматривают на ближайшее время?
- Сегодня мы говорим о том, что по 2014 год мы должны обеспечивать ежегодно по 10 запусков по программе МКС: 4 пилотируемых, 6 грузовых. С учетом того, что МКС расширяет свои возможности, грузопотоки возрастают, и, конечно, все страны хотят участвовать в этом процессе.
- Доставка каких грузов на орбиту сейчас наиболее востребована: легких, средних, тяжелых? Нуждается ли «ЦСКБ-Прогресс» в изменении грузоподъемности своих носителей?
- Сегодня есть спрос на запуск разных нагрузок. Он зависит от того, можно ли обеспечить групповой запуск, как мы запускаем спутники «Глобалстар» на «Союзе» — 6 аппаратов. В принципе, ниша формируется где-то равными частями на одиночные и групповые запуски. Поэтому мы сегодня работаем над легким носителем «Союз-2-1в». В конце этого — начале следующего года мы должны обеспечить его первый старт. Это носитель легкого класса, который обеспечит запуски на низкую орбиту полезных нагрузок до 3 тонн. Наш «Союз» выводит до 7 тонн, «Союз-2-1б» — 8,2 тонны. На создаваемой сейчас «Руси-М» грузоподъемность рассчитана до 23 тонн, с последующим увеличением нагрузки до 50 и до 100 тонн. А как только произойдет запуск «Союз 2-1в», при дооборудовании его боковыми блоками от «Союза», получаем уже носитель грузоподъемностью 10 тонн. И в разных интерпретациях мы можем довести его до 16-17 тонн. Так, между «Союзом-2» и «Русью-М» может быть промежуточный носитель — «Союз-2-3».
Впервые в мире
- Ваш проект «Союз-Куру» выглядит абсолютно уникальным: если не ошибаюсь, это первый в мире опыт создания стартового комплекса для запуска своих ракет с территории другой страны. Это так?
- Да, в истории я другого случая не знаю. Это полномасштабный проект создания космодрома по российской документации на чужой территории.
- Какова на сегодня программа российских пусков с французского космодрома?
- Сегодня у нас контракт на 21 миссию и 3 в опционе. Arianespace выступает как фирма, продвигающая пусковые услуги наших носителей на международном рынке. Они планируют обеспечить 40-50 запусков за 15 лет.
Серьезный багаж
- Какую долю в бюджете предприятия занимает «спутниковое» направление?
- Где-то около 70% - это ракетная составляющая, до 30% - спутниковая. За эти годы нами создано более 900 различных космических аппаратов, только в эксплуатацию Минобороны сдано 17 видов. Это серьезный багаж, и дистанционное зондирование земли — та ниша, которую нам удается удерживать.
- «Ресурс-ДК» все еще работает? Когда к нему присоединится новый спутник «Ресурс-П»?
- «Ресурс-ДК» запущен почти 5 лет назад и продолжает успешно работать, хотя рассчитан на три года эксплуатации. А к концу этого года мы должны запустить «Ресурс-П» с новыми улучшенными характеристиками — и по полосе захвата, и по мультиспектральному диапазону.
- Можно ли сегодня назвать наши спутники наблюдения лучшими в мире? От чего это зависит? Поясните, пожалуйста: электронную и оптическую «начинку» спутника делают смежники, а вы — сам аппарат и сборку?
- В целом мы сегодня создаем спутники, которые по своим характеристикам, кроме весовых, не уступают зарубежным аналогам. Вес — это связано с элементной базой, которая сейчас в России, к сожалению, не производится в том количестве и качестве, которые необходимы для нашего производства. Мы формируем всю кооперацию — кто проектирует и изготавливает бортовую вычислительную машину, телеметрию, оптическую схему и др.
- Коммерческие спутники могут приносить прибыль?
- Разумеется, в ущерб себе не работаем. Пример — наши программы «Бион» и «Фотон». Сейчас в мире тенденция к тому, чтобы идти в дальний космос. И, конечно, без аппаратов научного назначения биологические и технологические эксперименты невозможны. Мы должны в 2012 году обеспечить запуск нового КА «Бион», а в 2013-м — КА «Фотон». «ЦСКБ-Прогресс» вместе с Роскосмосом формирует пул заказчиков с участием зарубежных партнеров.
Источник: www.vkonline.ru
Последние комментарии
Чем ближе к центру, тем меньше нагрузки на дороги, т.к. меньше плечо. Там до центра даже пешком не далеко. А из города-сада точно через весь город ездить, перегружать инфраструктуру. Да и кому там нужно будет дорогое жильё. Место самое удачное для Сити.
Кому-то больше заняться нечем, кроме как вредительством застройщикам. К нам итак никто не идёт особо.
Развивать всё, что можно, но приоритет конечно же метро Лучше него ничего не придумали ещё. Пока нет метро, временно и трамвай поможет
Какого года?
Рассказывают про метро, строительство которого опять заморожено.