В редакцию обратилась Валентина М., мать восьмилетнего Миши, бывший муж которой, по ее словам, периодически избивал ее на глазах у ребенка. Даже после развода распавшаяся семья вынуждена была проживать на одной жилплощади, что становилось причиной многих конфликтов. После очередного из них, закончившегося сотрясением мозга, женщина обратилась в суд. Журналисты «ВК» обратились к ведущим экспертам области, которые пояснили, как не стать жертвой домашнего насилия и как поступить, оказавшись в подобной ситуации.
«Я терпела первые удары»
По словам Валентины, бывший муж Николай избивал ее в течение всей их совместной жизни. «Бил часто, - рассказывает она, - но допустимо, как и все люди. Никуда не обращалась, чтобы не выносить такой позор на люди. Даже после развода терпела ради сына, ведь ребенку нужен отец. Надеялась, что когда-нибудь он успокоится и будет помогать воспитывать ребенка».
Однако с каждым днем становилось только хуже. Однажды Николай привел в дом молодую женщину, с которой планировал связать дальнейшую судьбу. Вот тут, по словам Валентины, и началось самое ужасное. «С побоями он выгонял меня из дома, больше 3 месяцев я была вынуждена скитаться по знакомым, - вспоминает она. – Если приходила домой к сыну, он избивал меня на его глазах. Ребенок стал замкнутый, нервный, необщительный. Сейчас мне важно спасти Мишу из рук этого тирана, поэтому я решила обратиться в суд».
Такие ситуации, по словам начальника информационно-методического отдела ГБУ СО «Областной центр социальной помощи семье и детям» Веры Петроченковой, достаточно распространены. В 2010 году на базе реабилитационного стационара, созданного при центре, получили помощь 280 детей и женщин, из которых свыше 50 обратились с проблемой домашнего насилия. «Однако в процессе реабилитационной работы, как правило, у всех клиентов реабилитационного стационара выявляются факты насилия в семье, - рассказывает Петроченкова. – Не обязательно физического, но прежде всего психологического». Также к юристам центра в прошлом году обратились за консультациями свыше 800 человек, из которых около 40% - по проблемам домашнего насилия.
План действий
Нередко жертвами становятся дети. По словам уполномоченного по правам ребенка по Самарской области Татьяны Козловой, есть много мест, где ребенку может быть причинен вред. «Но самое страшное, когда вред ребенку причиняют в его же семье. И эти ситуации не единичны, если не сказать – массовые. Жертвами насилия в семьях становятся и матери, и дети, поскольку мужчины пользуются тем, что ни ребенок, ни женщина не могут ответить адекватно».
Чтобы бороться с домашним насилием, по словам уполномоченного по правам человека в Самарской области Ирины Скуповой, первым делом нужно снять побои, то есть зафиксировать их документально, обратившись в бюро судебно-медицинской экспертизы по адресу: Самара, ул. Запорожская, 26. «Однако этого может оказаться недостаточно для того, чтобы привлечь к ответственности за рукоприкладство, - поясняет она, - синяки и ссадины противная сторона будет, скорее всего, объяснять тем, что женщина или дети «упали сами». Поэтому нужно, по возможности, запастись очевидцами скандалов, которые подтвердят если не конкретный факт избиения, то охарактеризуют отношения в семье и неединичные случаи насилия. С актом БСМЭ нужно обращаться в милицию при наличии тяжкого вреда здоровью или в мировой суд в порядке частного обвинения, если следы побоев не критичны».
По словам Татьяны Козловой, в области создана сеть специальных стационарных отделений – социальных гостиниц, где женщины с детьми, ставшие жертвами домашнего насилия, некоторое время могут пожить в ожидании приговора суда, завершения бракоразводного процесса или реабилитироваться после очередного скандала. (Адреса этих приютов «ВК» предоставила Ирина Скупова, и мы приводим их в таблице.)
Плохой пример
Так что же делать, оказавшись в ситуации насилия в семье? По словам Веры Петроченковой, даже после единичного случая рукоприкладства надо серьезно задуматься – стоит ли продолжать жизнь с человеком-агрессором? «Тяжело советовать что-либо женщинам, оказавшимся в ситуации Валентины, - поясняет Петроченкова. – Она терпела первые удары, и, как по классической схеме, с обычных оплеух они переросли в хронические побои. Как правило, после первых случаев агрессии наступает так называемый «медовый месяц», когда мужчина, поднявший руку на женщину, умоляет о прощении, задаривает подарками, обещает впредь не распускать рук, и многие женщины, стараясь сохранить семью, прощают его. Тем не менее, чаще всего одним разом дело не ограничивается, и в дальнейшем ситуация идет по нарастающей. Самое ужасное, что, когда все это происходит на глазах у ребенка или он сам становится жертвой агрессии одного из членов семьи, он вырастает таким же».
Действительно, по словам Татьяны Козловой, дети, воспитанные в таких семьях, как губка впитывают пример своих родителей. «Насилие порождает насилие, - рассказывает Козлова. - Выстраивая свои отношения со сверстниками, воспитывая своих детей в будущем, в любом сложном вопросе они непременно обратятся к силе, вспомнив опыт своей семьи».
Напомним, что для детей, ставших жертвами насилия, создан единый общероссийский номер детского телефона доверия 8-800-2000-122. Ежемесячно на линию детского телефона доверия в ГБУ СО «Областной центр социальной помощи семье и детям» поступает около тысячи звонков от детей и родителей.
Спекуляции побоями
Но бывают и парадоксальные случаи, когда жертвами насилия становятся мужчины. Конечно, насилия не физического, а морального. По словам адвоката Самарской коллегии «Эгида» Дениса Ермакова, в его практике не раз встречались случаи, когда женщины оговаривали своих мужей, утверждая, что те подняли на них руку. «В каждой ситуации, связанной с домашним насилием, нужно детально и тщательно разбираться, - пояснил он, - потому что на эту тему бывает много спекуляций и злоупотреблений, как со стороны мужчин, так и со стороны женщин».
Например, муж Валентины Николай говорит, что как раз является подобной жертвой оговора. По его словам, бессердечная мать ежедневно устраивала домашние сцены, наказывая ребенка за малейшую провинность. И если муж смел ей перечить — уходила из дома на длительное время. «Когда Мишке было три года, она ушла из дома на несколько недель, - вспоминает Николай. - Я обратился в отдел семьи, чтобы они оказали ей психологическую помщь. Они нашли ее на рынке, где она торгует, провели с ней психологическую беседу, после чего она целый год не уходила из дома». Все деньги, по словам Николая, он отдавал жене, а та тратила их на себя, не оставляя ребенку и мужу ни копейки.
«У нас накапливались большие коммунальные долги, и я предложил вести хозяйство совместно, распоряжаться общими деньгами вместе. Жена была взбешена, закатила скандал, а позже — потребовала развода. Сейчас вот подала в суд, чтобы лишить меня сына».
Комментарии
Ирина Скупова, уполномоченный по правам человека в Самарской области:
- Я получаю самые разные письма, от которых иногда волосы встают дыбом, - рассказала она, - от бабушек, воспитывающих внуков после убийства мужем матери его детей, от разводящихся, пытающихся кулаками доказать свою правоту, от отцов, которым не дают видеться с детьми, хотя они имеют такие же права на их воспитание, как и матери. И если агрессивность как следствие алкоголизма и наркозависимости преодолеть крайне сложно, то в большинстве случаев речь идет о культуре отношений в семье.
Татьяна Козлова, уполномоченный по правам ребенка в Самарской области:
- По отношению к домашним тиранам даже законодательство проработано необъективно. Работа с психологом центра семьи для профилактики случаев насилия должна проходить при добровольном согласии домашнего агрессора. Но, к сожалению, мало кто из отцов соглашается на такой шаг. А законодательной нормы, которая бы регламентировала действия специализированных служб и самих пострадавших для пресечения агрессивных действий – нет.
Источник: www.vkonline.ru
Последние комментарии
Вырастили гадину. Может Тархов и не был хорошим, честным человеком, но это страшная смерть.
Весёлая семейка🙂
есть ли контактные данные жив ли поссажир? у кого можно спросит . куда написат? пожалуйста ответте
Чтобы эту мразь черти в аду драли
Надеюсь, что СК объективно проведут проверку и в этом деле появится ещё один фигурант заместитель начальника управления ГИБДД Игорь Бобров, о связях которого с транс-ойл писали в предыдущих редакциях, который контролирует все региональные перевозки и разменивает обычных инспекторов ДПС за собственное финансовое благополучие.