Очередной приезд в Самару известного драматурга, актера и режиссера Евгения Гришковца стал настоящим событием в культурной жизни города. За два вечера, 15 и 16 ноября, артист, как обычно, успел сменить на сцене самарской Драмы сразу несколько образов, показал две свои классические работы — моноспектакли «Как я съел собаку» и «+1», при этом серьезно переделав их.
С новогодним настроением
За несколько дней до самарских гастролей Евгения Гришковца довелось прочитать в его дневнике на сайте Одновременно.ру следующее: «Вот, опять собираю сумку. Произвожу действия, отработанные до мелочей. В этот раз будет тур по Поволжью. Здесь (в Калининграде, где живет артист — прим. ред.) еще совсем не пахнет зимой. А там, куда я еду, уже выпадал, выпал или в ближайшее время выпадет снег. Уже начинает появляться реклама с рождественской тематикой, и еще чуть-чуть - и появятся в витринах повсеместно елки и прочая рождественско-новогодняя атрибутика, потом накроет нас всех новогоднее настроение, и будем отсчитывать последние деньки уходящего года. Будем подгонять время. Хотя куда уж его сильнее подгонять?! И так скачет галопом...»
Несмотря на то что до Нового года нам еще жить и жить, снег в Самаре действительно лежит уже «всамделишний», зимний. И, наверное, это тоже сказалось на настроении кемеровско-калининградского «человека-оркестра». По крайней мере, его знаменитая притча про флотскую молодость (ее Гришковец сыграл в нашем драмтеатре в среду) получилась на этот раз в некотором роде какой-то «финальной», подводящей некие жизненные итоги.
«Универсальная история взросления»
«Как я съел собаку» - первый спектакль Гришковца. Премьера состоялась в 1999 году в Москве. В 2001 году в Вене «Собака» получила гран-при как лучший радиоспектакль. Она появилась еще в «кемеровский» период жизни Гришковца. Долго игралась для небольшого числа зрителей. Так, например, в Москве «Собака» впервые была представлена в курилке Театра Армии для 17 человек. Сам Евгений характеризует эту пьесу как «универсальную историю взросления».
В Самаре он в очередной раз поделился опытом матросской службы на Тихоокеанском флоте так, будто этот опыт был получен лично каждым из зрителей: «Я расскажу о человеке, которого теперь уже нет, его уже не существует, в смысле — он был раньше, а теперь его не стало, но этого, кроме меня, никто не заметил...». Публика, внимательно следящая за творческой карьерой Гришковца, просто не могла не обратить внимание, что спектакль-то стал совсем другим, в каком-то смысле «повзрослел». Не отрицает этого и сам актер. Он серьезно переделал пьесу, в чем-то ее упростив и оставив две основные темы: первое в жизни столкновение юного человека с государством и тему дома и детства. По Гришковцу, это «тема потерянного рая, куда не вернуться. Такого дома, как был в детстве родительский дом, не построить, не создать, не купить, не вернуть. И это уже ощущения сорокалетнего человека...»
Самарская «Собака» на этот раз шла в Драме больше двух часов, став даже немного длиннее, чем знаменитая телеверсия, 11 лет назад распространявшаяся на «пиратских» DVD. Действительно, убрав из пьесы несколько этюдов о многонациональности советского общества и воспоминания «дембеля», автор сделал «увесистую» добавку в рассуждения о собственном детстве. И нет никаких сомнений в том, что уже в ближайшее время у продавцов тех самых «пиратских» дисков со спектаклями Гришковца вновь наступят жаркие дни. Артист Самаре о себе снова напомнил.
Плюс одна история
Еще одной историей стал спектакль «+1» - самый свеженький, как сказал сам автор. Хотя весной этого года он уже привозил его в Самару, но все-таки это одно из последних исследований, размышлений, а может быть, и открытий Гришковца. «Почему «плюс один», вы сейчас поймете», - сказал он перед началом спектакля, и эта история оказалась недлинной - два часа монолога, два часа беспрерывного потока сознания, где автор, актер, режиссер - все в одном лице- то заглядывал в глаза сегодняшнему дню, то окунался в прошлое. Не свое личное прошлое, хотя без путешествия в детство Гришковец немыслим, он словно сопоставляет себя сегодняшнего, небритого, сорокалетнего с тем, всеми любимым, счастливым человеком, которого давно уже нет. Нет того чудесного мира, той родины, той мамы, именно той мамы, где она молодая, смешливая... В это самое прошлое Гришковец, не боясь, всякий раз окунается, и смело тащит туда за собой зрителей, слушателей, читателей.
И плюс еще один
В очередной истории под названием «Плюс один» Евгений Гришковец вспоминает не только о детстве, он уводит нас в такое далекое прошлое, где греки и римляне уже практически наши современники. Он ведет разговор о Гомере, о героях Троянской войны, он удаляется все дальше и дальше, в глубину веков, туда, где только что зарождалась жизнь, он восторгается теорией Дарвина, согласно которой человек, и главное — каждый из нас, является венцом природы. Можно сказать, завершающим аккордом этой самой эволюции.
Словно эквилибрист, Гришковец перепрыгивает из прошлого в будущее, в предполагаемое, в то будущее, которого никогда и не будет, и даже вспоминает о райских кущах, куда бы ни за что не хотел попасть. «Пальмы, море, хорошая погода, фрукты - любое турагентство вам это обеспечит, но ведь две недели — и все, дальше - вилы...» Все эти акробатические номера он совершает только для того, чтобы понять: а кто мы? Кто мы с вами в этой длинной череде исторических событий, и главное- кто я?
Я — в смысле, Евгений Гришковец, и каждый сидящий в зале, живущий в Самаре. Потому что каждый из нас существует в отдельности. «Меня никто не знает, - говорит Евгений Гришковец, - не в том смысле, что я никому не известен или, к примеру, я скрытен — и никто не может понять, что я за тип. Я довольно разговорчив, я открытый, общительный... У многих есть свое мнение обо мне, но кто я внутри? У меня нет таких слов, чтобы суметь объяснить это даже самому себе - кто я? А если я сам не могу этого понять и объяснить, то я и не могу быть частью (далее Гришковец называет безумно длинную цифру живущих в данный момент на этой земле). Вот человечество, а я — плюс еще один...»
Источник: www.vkonline.ru
Последние комментарии
Другими словами никто ничего не будет строить. Будут холупы - позор на всю страну. Туристы и гости города просто в ужасе от центра Самары.
"Любовь холоднее смерти", 1969. Режиссер Райнер Вернер Фассбиндер. Фильм "Бассейн" не его авторства! Учите матчасть!
А снести это, уродующее всю округу здание, может дешевле будет??
Полностью с Вами согласен. И про наших "чуднЫх" парламентариев и про "Самарика". Которого впервые слышу.
Это какой такой "известный персонаж Самарик"? Все свои 40 лет живу в Самаре и впервые слово то такое слышу! Да и звучит стрёмно... А шишиги действительно прикольные.