Владимир Буртовой: «Мои герои — реальные люди»

Исполняется 75 лет известному самарскому писателю Владимиру Буртовому. Его исторические повести и романы, изданные и переизданные многотысячными тиражами, всегда вызывали большой интерес у читателей. До 2014 года у писателя заключен договор со столичным издательством «РИПОЛ Классик», по которому в Москве издаются его исторические книги. Это издательство переиздаст и историческую трилогию Буртового «В земли неведомые», «Заветное Беловодье» и «Над Самарой звенят колокола», героями которой были люди, жившие на самарской земле в XVIII веке.

Фото:

Продолжение истории о мушкетерах
 - Откуда у вас интерес к истории, литературе?
 - Интерес к произведениям историко-приключенского жанра появился у меня в детстве. В то время, в военные и послевоенные годы, художественных книг в свободном доступе практически не было. По крайне мере, в деревнях. По вечерам мама пересказывала нам с братом и сестренкой  две книги, которые читал вслух преподаватель на курсах ликбеза. Это «Три мушкетера» Александра Дюма и «Всадник без головы» Майна Рида. У мамы была настолько хорошая память, что она запомнила все подробности тех историй и даже фамилии всех действующих лиц.
 В 1946 году отец вернулся с войны и завербовался на Южный Сахалин. Там тоже не было ни книг, ни радио. Помню, как мы садились возле печки «буржуйки» и слушали, как мама пересказывала нам эти книги. С тех пор тяга к таким книгам осталась у меня в душе. Потом, вернувшись в Безенчук, я записался в районную библиотеку и читал в основном книги, связанные с путешествиями. Однажды с моим другом Володей Касьяновым мы решили и сами написать рассказ о путешественниках. Я до сих пор помню его. Я писал, как путешественники заблудились в лесу, а кругом были волки. И вот они каким-то образом за один вечер срубили избу, и волки им были уже не страшны. С тех пор и вселилась в меня жажда сочинительства. Юношей я написал, например, продолжение приключений мушкетеров. В моей рукописи они путешествовали по всему земному шару.
 «Щит Земли русской»
 - О чем была ваша первая историческая книга?
 - Я изучал летописи Киевской Руси, и меня заинтересовала история о том, как в Х веке печенеги осадили крепость Белгород на подступах к Киеву. Все лето они стояли там, но взять крепость так и не смогли. Над повестью об этом - «Щит Земли русской» - я работал 14 лет. Прочитал всю литературу о Киевской Руси. Дважды приезжал на то место, где находилась Белгородская крепость, измерил шагами ее протяженность, чтобы понять, сколько человек могли ее оборонять. Алексей Толстой верно говорил: если писатель не увидит своими глазами то, о чем он пишет, то этого не увидит и читатель. Прежде чем рукопись была издана, на нее было написано девять рецензий, в том числе от института истории и института русского языка Академии наук СССР. К исторической точности при издании книг тогда подходили очень тщательно. А вот недавно мне попался в руки современный роман о княгине Ольге, и представьте себе такую картину. Вещий Олег сидит на крыльце своего терема, курит трубку и приглашает знакомого: «Приходи ко мне, будем чай пить». Чай. Я как прочитал, чуть со стула не упал. Ведь чай и табак на Руси появились гораздо позднее.
 -  Как появился интерес к истории нашего края?
 - Он возник, когда я работал в куйбышевском архиве. В то время я подготовил множество краеведческих статей. А потом, накануне 400-летия Самары, в Союзе писателей мне предложили написать книгу о самарском купце Даниле Рукавкине, который ходил с караваном в Хиву в середине XVIII века. Этот купец и стал персонажем исторической повести «В земли неведомые». Но прежде чем писать, я изучил эпоху, политические отношения того времени. Дважды сам ездил в Хиву — по тому пути, по которому шел Данила Рукавкин. Изучал узбекские обычаи того времени. Многие бытовые детали той жизни для нас сегодня кажутся непонятными. Вот, например, идет по улице узбекский купец, и его халат перевязан поясом. Это значит, что в семье купца траур.
 - Кто ваши самые любимые персонажи, жившие в Самарском крае?
 - Это два персонажа, ставшие сквозными героями моей исторической трилогии, которая началась романом «Заветное Беловодье». Данила Рукавкин, который был караванным старшиной, и походный атаман Илья Арапов, который был одним из главных атаманов в войске Пугачева. Кстати, когда Пугачев подошел к Самаре, Данила Рукавкин вместе с другими самарскими купцами вышел ему навстречу под приветственный колокольный звон. Вообще, в моей трилогии действуют в основном реальные люди.
 Тайна «Капитана Гранта»
 - В последнем номере журнала «Русское эхо» опубликован отрывок из вашего нового романа «За золотым призраком». Этот роман, по-моему, не похож на ваши предыдущие книги. Он носит приключенческий характер. Как возникла идея его создания?
 - Отправной точкой стала заметка в одной из центральных газет о том, что к берегам острова Окленд, находящегося к юго-западу от Новой Зеландии, отправилось судно в поисках затонувшего корабля «Генерал Грант», на борту которого были слитки с золотом. В середине XIX века в Австралии была золотая лихорадка. Судно «Генерал Грант», везшее оттуда слитки с золотом, затонуло в время шторма. Но, как было написано в заметке, легенда о золоте «Генерала Гранта» начала свое путешествие по морским кабачкам и тавернам. 18 экспедиций в поисках золота закончились безрезультатно. В романе рассказывается об одной из таких экспедиций, которая состоялась более века спустя после того, как «Генерал Грант» затонул. Мой герой - бывший командир немецкой подводной лодки Отто Дункель, который вместе со своими сыновьями и международным экипажем на зафрахтованной яхте отправился на поиски золота. Но когда золото нашли и на борт были подняты первые слитки, экипаж передрался, перестрелял друг друга, и яхта погибла.
 - Что сейчас у вас на рабочем столе?
 - Это снова исторический роман. Во время правления Екатерины II против нее был заговор гвардейских офицеров, которые завидовали братьям Орловым. Екатерина выслала заговорщиков на Камчатку, и там они осели. Но с помощью австрийского барона Беневского, авантюриста международного масштаба, они подняли бунт, убили коменданта крепости, где находились, захватили судно и пустились в кругосветное путешествие... Кстати, остались воспоминания участников тех событий.
 Справка
 Владимир Иванович Буртовой родился 22 января 1937 года в селе Преображенка Безенчукского района Куйбышевской области в семье рабочих. В 1960 году окончил Тихоокеанское высшее военно-морское училище. Работал в Государственном архиве Куйбышевской области (1967—1976 годы), заведующим дорожным архивом Куйбышевской железной дороги.
 Печатается с 1965 года. Первая публикация — в газете «Суворовский натиск». Автор нескольких книг исторической прозы, изданных в Самаре и Москве. Его прозу отличает историческая точность, скрупулезное отношение ко всем историческим деталям.
 В одном из своих последних романов - «Последний атаман Ермака» (2009 год) - писатель обратился к трагической истории ратных подвигов и гибели легендарного казачьего атамана Матвея Мещеряка, который  при воеводе Григории Засекине и по царскому повелению  вместе с несколькими другими казаками был повешен в Самаре.
С 1988 года Владимир Буртовой — член Союза писателей СССР (ныне — Союза писателей России).

Источник: www.vkonline.ru

Последние комментарии

Алекс Ворон 06 декабря 2024 04:11 Что не так с самарскими "шишигами": мнения жителей и экспертов

Полностью с Вами согласен. И про наших "чуднЫх" парламентариев и про "Самарика". Которого впервые слышу.

Алекс Ворон 06 декабря 2024 04:06 Что не так с самарскими "шишигами": мнения жителей и экспертов

Это какой такой "известный персонаж Самарик"? Все свои 40 лет живу в Самаре и впервые слово то такое слышу! Да и звучит стрёмно... А шишиги действительно прикольные.

Nataly Kozlovskaya 05 декабря 2024 12:08 Что не так с самарскими "шишигами": мнения жителей и экспертов

В Самаре в кои-то веки сделали что-то реально крутое. Что вызывает желание приехать в этот город и бродить по улицам в поисках шишиг. Сразу хочется и какую-то сувернирную карту города купить с нанесенными на нее точками, где этих шишиг искать. И потом в каком-то кафе посидеть, замерзнув или устав от поисков. И купить маленькую скульптурку шишиги на память.

Анна Вырина 04 декабря 2024 13:11 Что не так с самарскими "шишигами": мнения жителей и экспертов

А Матвеев с таким комментарием сам не идиот? Пора бы парламентарию уже научиться разговаривать нормально и уважительно. Кто такой Самарик? Ни разу не слышала. Согласна с Арменом Арутюновым. Дайте городу крутое новое развитие. И отстаньте уже от этого милого и интересного проекта!

Дмитрий Лакоценин 04 сентября 2024 05:27 Михаил Матвеев: "На бывшем заводе клапанов нужны полноценные раскопки"

Совершенно справедливо.

Фото на сайте

Все фотогалереи

Новости раздела

Все новости
Архив
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
26 27 28 29 30 31 1
2 3 4 5 6 7 8
9 10 11 12 13 14 15
16 17 18 19 20 21 22
23 24 25 26 27 28 29
30 31 1 2 3 4 5