В пятницу, 16 марта, в филиале музея на Венцека, 55, в рамках цикла "Память сердца" открылась посмертная экспозиция члена Союза художников России Георгия Кикина. Представленные графические работы, портреты из разных серий и периодов творчества позволяют зрителю составить полное представление о многогранном таланте Кикина, ранимого человека и чуткого к "болячкам времени" художника.
Экспозиция готовилась совместными усилиями сотрудников музея и сына художника, Николая Кикина. Он продумывал композицию выставки. Николай поставил перед собой задачу показать зрителю большую станковую живопись отца. Однако из-за довольно крупных размеров ряд работ не смог пройти в двери, и на выставку попали лишь более компактные и ключевые творения Кикина, представляющие разные периоды его творческой биографии. Каждая работа, по словам Николая, представляет собой насыщенную аллегориями и символами отдельную историю.
С автопортретом застывшего в творческом порыве Георгия соседствует открывающая экспозицию ключевая для понимания его живописи картина "Помоги мне, господи, донести мой крест" 1992-1993 гг. В ней в аллегорической форме художник отразил свое представление о смысле человеческого бытия. На картине со спины изображен мужчина, несущий крест к Голгофе, где уже распяты и оплаканы женщинами его "братья во Христе". За героем по пятам следует шакал. Это, поясняет Николай, гонящее человека, толкающее его на роковые поступки время. Ключевой для Кикина образ несомого человеком креста варьируется и повторяется в ряде других работ как символ данного личности богом бремени и предназначенного ей рокового пути.
С трагическим содержанием главной кикинской картины контрастирует жизнеутверждающий пафос работ, представленных в соседнем зале, который Николай Кикин назвал "Залом радости". В основном в нем выставлены творения Георгия периода 60-80-х. Их объединяет буйство красок в образах природы, радостное настроение, свойственное поколению "шестидесятников", из которого вышел Кикин, и образ женщины. Она в работах Георгия того периода предстает в ипостаси дарительницы жизни, воплощения красоты и естественности ("Качели", "Купальщица"). Картины соседнего зала роднит тема семьи и дома – в основном это портреты подрастающих детей и друзей-капитанов. Их, как явствует из присутствующих в работах образов алых парусов и бегущей по волнам, Кикин ассоциировал с романтическими образами из сочинений Грина. Отдельный зал посвящен знаменитой графике Георгия. Здесь красоты Севера из серии графических работ "Беломорье" граничат с остросоциальными творениями на исторические темы.
Крайний зал включает, пожалуй, наиболее страшные в содержательном плане и трагические работы последнего времени. Судя по ним, Кикин на склоне лет напряженно искал смысл и оправдание человеческой жизни. Автор обращается к теме попрания женской красоты, интересуется по-тютчевски хаотичной и непредсказуемой для человека природой. В картинах звучит набат и вновь появляется мотив рокового распятия. А утративший всякие нравственные ориентиры человек превращается в блуждающего в поисках церкви и дома слепца.
На открытии выставки, однако, речь шла не только и не столько о Кикине-художнике, сколько о неординарном, наивном, ранимом, но всегда восторженном и преданном своему искусству человеке. Воспоминаниями и рассказами о Георгии делились президент клуба "Отечество" Валентина Воронова, член Союза художников Вадим Сушко, председатель самарского отделения Союза художников России Рудольф Баранов. Выставка продлится до 6 апреля.
Последние комментарии
Совершенно справедливо.
Виляют и друг на друга кивают...
Осмелел при Рыбаковой ручной был...Гефест на себя перевел или все жонушкой прикрывается
великолепные книги супер
Какое вранье и лицемерие. Предательница, сбежавшая через месяц в Израиль. Волга ньюс, Вам не кажется, что эту статью нужно убрать, а если хотите упоминать имя этой продажной , ненавидящей Россию, детке своей мамы, то пишите о ней правду!