Если вы нашли ошибку в тексте - выделите ее и нажмите CTR+Enter
В Арт-центре открылась выставка «Невидимки», соединившая три проекта, посвященных творчеству людей с ограниченными возможностями. Само устройство выставки, однако, убеждает, что о «возможностях» и «границах» мы на самом деле знаем очень мало.
«Невидимки - это люди, по разным причинам выключенные из активной социальной жизни: инвалиды, обитатели домов престарелых, люди с умственными нарушениями, - объясняет куратор выставки Фрол Веселый. - Обычно мы их не замечаем, но на самом деле они часто живут более насыщенной жизнью, чем многие «нормальные люди», озабоченные только зарабатыванием денег. Здесь мы хотели охватить творчество разных групп «невидимок». Выставка, организованная компанией «Самара-центр», готовилась долго, при сотрудничестве нескольких специализированных организаций и благотворительных фондов области.
В итоге экпозиция состоит из трех частей: собственно проект «Невидимки», сделанный на местном материале, проект художницы Виты Пироцкой «Призма», собранный из работ посетителей одного из литовских центров для людей с умственными нарушениями, и проект живущего в Израиле художника Александра Галицкого «Деревенеющие».
Словами «социальный проект» часто обозначают некое «хорошее дело», которое, конечно, надо одобрить, но которое не стоит судить «по правилам искусства». В данном случае это не так- главным образом, благодаря «Деревенеющим» Александра Галицкого. Можно сказать и больше - возможно, лучшего социального проекта, выполненного средствами современного искусства, в Самаре и не видели.
Художник Александр Галицкий, уехавший в Израиль в 1990-е, уже несколько лет ведет уроки резьбы по дереву для жителей израильских домов престарелых. Можно было бы пойти по традиционному пути и просто выставить эти поделки, но художник пошел дальше, честно признав, что «ценности эти работы не представляют». Ценна сама атмосфера мастерской, в которой старики вспоминают жизнь и думают о смерти. Оказывается, в свои последние дни человек вдруг обнаруживает, что способность творить, которой он всю жизнь пренебрегал, - самое ценное, что у него осталось. Об отношениях в треугольнике «человек-смерть-творчество» и сделал свой проект Галицкий.
Поверх фотографий своих героев во время работы художник кладет стекла с собственными рисунками в нарочито примитивной манере. Это еще один способ выразить то «цветное», детское восприятие мира, которое пытаются сохранить в себе старики.
К фотографии каждого из персонажей прилагается рассказ о нем. Читать эти тексты можно долго, говорить о них - еще дольше. Галицкий нашел удивительный способ повествования, в котором в нейтральную речь биографической справки вдруг вторгается голос самого художника, или (это случается чаще) самого героя. Получается, что текст не просто рассказывает об очередном старике, а показывает его - как он путает разные времена, как вновь и вновь возвращается к самым больным воспоминаниям... Ярких эпизодов здесь хватает - герои Галицкого видели и холокост, и Вторую мировую, и служили в израильской армии... По всей выставке рассыпаны таблички с короткими цитатами из разговоров со стариками. Временами они похожи на еврейские анекдоты: «Как у тебя с сексуальной жизнью? - Замечательно, каждый год по внуку». «У меня были деньги. Но кто же знал, что я проживу так долго». Есть шутки с печальным подтекстом: «У нас кружок художественной резьбы по дереву «До гробовой доски»... И тут же рядом - история об обитательнице гетто, заявившей, что она не может таскать бревна, потому что у нее грудной ребенок. Охранник застрелил ребенка: «Теперь можешь».
У них и у нас
Вторая часть экспозиции - проект Виты Пироцкой «Призма». Художница работала волонтером в центре для людей с нарушениями умственных способностей в литовском городе Паневежисе. Там у нее и возникла идея создания коллажей из рисунков пациентов центра. Получились яркие композиции в наивной стилистике, которую невозможно подделать. Также представлены керамические плитки с рисунками подопечных художницы.
И, наконец, работы местных «невидимок», собранные Фролом Веселым с помощью Клуба инвалидов «Опора» из Новокуйбышевска, «Пансионата ветеранов труда и инвалидов», Самарского геронтологического центра, психолога арт-терапевта Натальи Нечаевой и благотворительного фонда «Радость». Некоторые из этих работ можно смотреть без всяких скидок на особое положение их авторов - например, вполне профессиональные картины художницы, страдающей ДЦП. При этом, по словам куратора, на некоторые из картин у людей с ограниченными возможностями уходит по нескольку месяцев. Вместе с тем бросается в глаза, что произведений не так уж много - и это говорит не столько об усердии организаторов выставки, сколько о том, что условий для творчества у наших инвалидов, увы, намного меньше, чем в Израиле. По словам Фрола Веселого, для обитателей некоторых заведений вообще оказалось новостью, что для таких, как они, тоже где-то проходят занятия живописью и т.д.
Но в конечном итоге важно не сравнение России и Израиля. Самым действенным оказывается контраст условий, в которых вынуждены жить «художники-невидимки», и наполненности, энергии их работ. Это сочетание заставляет еще раз подумать о том, что такое вообще человек, что в нем первично - «материя» или «сознание».
Фрол Веселый, художник, куратор выставки:
- Это не благотворительный проект. Мы ни в коем случае не хотели вызвать к этим людям жалость. Наоборот, мне кажется, многие из них достойны восхищения. Я не хотел создавать здесь трагедию, это самодостаточные люди. Им очень не хватает нормального человеческого общения, они физически ограничены, но находят силы и возможность творить, а многие из нас, обладая большими возможностями, - нет. Каждая работа человека, очень ограниченного в своих физических возможностях, - настоящий маленький подвиг. Но именно творчество и сила воли отделяют людей от мира животных. Так что этот проект не про искусство, он про творческое начало, которое живет в каждом из нас. То начало, про которое мы забываем в погоне за комфортом.
Вита Пироцкая, куратор проекта «Призма»:
- Изначально я хотела просто посмотреть Европу, поработав где-нибудь волонтером. Попала в Паневежис, в центр для людей с умственными нарушениями, и эта тема спонтанно нашла меня. Там были люди в основном с врожденными и неизлечимыми отклонениями - синдром Дауна и т.д. Они приходят туда на целый день, общаются, занимаются искусством, спортом. Это очень живые люди, мне кажется, по рисункам это чувствуется. Я помню каждого из этих людей и сейчас по ним очень скучаю.
Это какой такой "известный персонаж Самарик"? Все свои 40 лет живу в Самаре и впервые слово то такое слышу! Да и звучит стрёмно...
А шишиги действительно прикольные.
В Самаре в кои-то веки сделали что-то реально крутое. Что вызывает желание приехать в этот город и бродить по улицам в поисках шишиг. Сразу хочется и какую-то сувернирную карту города купить с нанесенными на нее точками, где этих шишиг искать. И потом в каком-то кафе посидеть, замерзнув или устав от поисков. И купить маленькую скульптурку шишиги на память.
А Матвеев с таким комментарием сам не идиот? Пора бы парламентарию уже научиться разговаривать нормально и уважительно.
Кто такой Самарик? Ни разу не слышала.
Согласна с Арменом Арутюновым. Дайте городу крутое новое развитие. И отстаньте уже от этого милого и интересного проекта!
Последние комментарии
А снести это, уродующее всю округу здание, может дешевле будет??
Полностью с Вами согласен. И про наших "чуднЫх" парламентариев и про "Самарика". Которого впервые слышу.
Это какой такой "известный персонаж Самарик"? Все свои 40 лет живу в Самаре и впервые слово то такое слышу! Да и звучит стрёмно... А шишиги действительно прикольные.
В Самаре в кои-то веки сделали что-то реально крутое. Что вызывает желание приехать в этот город и бродить по улицам в поисках шишиг. Сразу хочется и какую-то сувернирную карту города купить с нанесенными на нее точками, где этих шишиг искать. И потом в каком-то кафе посидеть, замерзнув или устав от поисков. И купить маленькую скульптурку шишиги на память.
А Матвеев с таким комментарием сам не идиот? Пора бы парламентарию уже научиться разговаривать нормально и уважительно. Кто такой Самарик? Ни разу не слышала. Согласна с Арменом Арутюновым. Дайте городу крутое новое развитие. И отстаньте уже от этого милого и интересного проекта!