Известность Куйбышевского ГМК уже в 60–е годы прошлого века вышла далеко за пределы города. ЦК комсомола проводил в Москве специальные семинары по изучению куйбышевского опыта. А в других городах страны стали появляться свои варианты клубных молодежных организаций. Специалисты в области социологии и культурологии и сегодня с интересом говорят о куйбышевском феномене. Об истории ГМК корреспондент «ВК» поговорил с ректором Самарской государственной академии культуры и искусств, доктором культурологии Эллеонорой Куруленко.
-Как вы оцениваете создание в Куйбышеве городского молодежного клуба?
- Безусловно, это было для того времени неординарным событием и уникальным явлением.
- Но ведь любое явление - это продукт своего времени …
- Конечно. Для этого должны были сложиться все необходимые условия. Любой идее нужно дать созреть, а затем семя должно упасть на подготовленную почву. Так называемая «хрущевская оттепель», пришедшая в начале 60-х, как раз и создала необходимые условия. Произошла относительная демократизация политической и общественной жизни, либерализация режима, ослабление тоталитарной власти. Появилась некоторая свобода слова, свобода творчества. Ослабла цензура. Мы немного открылись перед Западом, и в «железном занавесе» появились окна, чему в немалой степени способствовал прошедший в 1957 году VI Всемирный фестиваль молодежи и студентов в Москве.
- Но сам-то вождь оттепели не отличался особой образованностью и интеллектом. Помните его вопли на трибуне Кремля после увиденных им в Манеже полотен художников-абстракционистов?
- Да, перекосы, тогда, конечно, были, но общий курс какое-то время сохранялся. Так что идея создания ГМК появилась в нужное время. Впрочем, если вернуться к ГМК как к явлению, то молодежный клуб ведь не просто занимался организацией досуга. Его деятельность имела более глубокое значение. Он заложил серьезные культурные традиции, которые объединяли людей. Здесь речь идет о приобщении к творческому процессу, а ведь творчество в жизни человека – это способ познания и освоения действительности.
Кроме того, в деятельности ГМК интересен феномен самоуправления. Ведь молодежный клуб - это же образец неформальной организации. При бюрократизации процесса управления у молодежи пропадает фактор заинтересованности. Яркий пример с ГМК: здесь жизнь била ключом когда все строилось на энтузиазме, хотя было много проблем – отсутствие средств, помещений, оборудования. Но вот в конце 70-х появился великолепный Дом молодежи – залы, кафе, административные помещения и даже гостиница. Появился штат с начальниками всех уровней и . . .
- И ГМК приказал долго жить.
- Да, появилась формальная структура, под управлением бюрократов со всеми уже хорошо известными «прелестями». Хотя о таком Доме молодежи и таких условиях активисты ГМК раньше могли только мечтать. Парадокс.
- Давайте из 1962-го перенесемся в 2012- й. Молодежь 60-х и нынешняя совершенно разные по своим идеалам, жизненным принципам, менталитету. Мы уже третий десяток лет живем по законам рынка, которые недавно называли «волчьими». А новое поколение - уже продукт этого времени. И я очень сомневаюсь, что ГМК-62 мог бы появиться сейчас.
- Конечно, молодежь сегодня другая, но она разная. Есть и романтики, и меркантильные практики. Да, молодые люди вынуждены быть более активными и жесткими при формировании своего жизненного статуса. В недавнюю эпоху застоя многое каждому приходило как бы в силу сложившихся закономерностей - учеба, работа, зарплата, квартира, положение, авторитет. Всему свое время. А сегодня всего этого нужно очень активно добиваться.
- Но предложите нынешним студентам создать подобие ГМК-62 и в ответ услышите – а сколько заплатят? В 62-м организаторы и активисты клуба об этом даже не заикались.
- Не могу согласиться. Ведь и сегодня есть масса примеров молодежных объединений, работающих на бескорыстной основе. Возьмите волонтерские союзы, движение «зеленых», добровольные общества защиты животных. Вот, например, у нас в академии группа студентов бескорыстно помогает ветеранам-преподавателям решать их жизненные проблемы, регулярно навещает их. Конечно, достоинства ГМК-62 в том, что в деятельности клуба одновременно развивались самые разные направления.
- Я все пытаюсь как-то покритиковать молодежь, но с таким активным защитником молодым людям, похоже, бояться нечего.
- Предыдущее поколение пользовалось многими бесплатными благами – были многочисленные творческие кружки, спортивные секции. Сегодня этого практически нет, и ребята в этом не виноваты. Здесь скорее нужно говорить о политике государства в отношении культуры, образования, спорта. Любое общество развивается в рамках определенных социальных норм. Плохо, когда общество меняется, а эти нормы отстают в развитии и возникает так называемая аномия. Сегодня ГМК мог бы появиться, но он был бы другим.
- Хорошо, давайте отойдем от рассуждений к реалиям. Когда вы руководили областным департаментом культуры, там продолжалась реализация интересного проекта, который возник еще в стенах ГМК-62...
- Да, конкурс им. Кабалевского начинался в молодежном клубе, а затем перешел под крышу областной администрации. Возник он в 1962 году, когда в Куйбышеве было всего лишь музыкальное училище, и консерваторские города Казань, Саратов, Горький присылали к нам на конкурс своих юных музыкантов. Таких творческих соревнований тогда было очень мало, а вот под эгидой именно общественной организации - ГМК появился вообще первый в стране музыкальный конкурс. Удивлению и восторгам самого Кабалевского и его именитых коллег не было предела. Конкурс проводится и сейчас, он стал более солидным, с широкой географией участников и внушительным списком номинаций. А начинался он как конкурс молодых пианистов Поволжья.
- Вам в своей работе наверное приходилось встречаться с кем-то из бывших активистов ГМК?
- Конечно, и все эти люди – полностью состоявшиеся специалисты, высокие профессионалы – ученые, инженеры, писатели и журналисты, врачи, преподаватели вузов, архитекторы и художники, музыканты и государственные деятели. В 62-м в клуб они пришли молодыми, но способными и талантливыми ребятами. Иначе молодежного клуба просто бы не состоялось. Они имели организационные способности и широкий круг интересов – ведь в ГМК многие из них занимались тем, что к их профессиям никакого отношения не имело. Мне довелось работать с экс-губернатором Константином Титовым и нам случалось вести разговоры на всякие далекие от его специальности и профессиональных обязанностей темы, включая, скажем, творчество известной в начале прошлого века балерины Матильды Кшесинской. С другой стороны, его работа в ГМК-62 в дискуссионном клубе «Колокол» уже тогда дала ему бесценный опыт общения с людьми, научила вести конструктивный диалог. Городской молодежный клуб резко изменил судьбы его активистов, сделал их успешными людьми. Я и сегодня вижу, с каким уважением и интересом к ним относится нынешняя молодежь, которой, безусловно, есть что у них перенять и чему поучиться.
Источник: www.vkonline.ru
Последние комментарии
Совершенно справедливо.
Виляют и друг на друга кивают...
Осмелел при Рыбаковой ручной был...Гефест на себя перевел или все жонушкой прикрывается
великолепные книги супер
Какое вранье и лицемерие. Предательница, сбежавшая через месяц в Израиль. Волга ньюс, Вам не кажется, что эту статью нужно убрать, а если хотите упоминать имя этой продажной , ненавидящей Россию, детке своей мамы, то пишите о ней правду!