Зал самарской филармонии 2 сентября был забит до отказа. Публика всех возрастов и субкультур слушала "Немецкий реквием" Иоганнеса Брамса в исполнении четырех хоров и академического симфонического оркестра филармонии под управлением немецкого дирижера Маттиаса Ханке. Представление получилось впечатляющим.
Концерт прошел даже лучше, чем можно было предположить на открытой репетиции в прошлый четверг. С того дня Маттиас Ханке успел отрепетировать Брамса еще и с немецким хором церкви Святого Мартина, дать множество интервью, предварительные ответы для которых со свойственной ему немецкой педантичностью и основательностью он тщательно подготовил заранее. Оркестранты же с хорами (хор церкви Св. Мартина, концертный хор "Ювентус" ПГСГА, мужской губернский хор "София" и женский хор регентского отделения Самарской духовной семинарии) разучивали "Немецкий реквием" и оттачивали мастерство его исполнения еще за много месяцев до концерта. Но и в период последних репетиций исполнители, проникшись одухотворенностью произведения, по словам маэстро, работали вдохновенно и самозабвенно. Ведь для многих из них это было едва ли не первое серьезное выступление. Например, для хориста регентского отделения Самарской православной духовной семинарии Елены Агафоновой. "Я рада участвовать в подобном проекте, потому что это большой опыт работы не только с оркестром, но и с иностранным дирижером, - рассказала девушка перед концертом. - У него есть чему поучиться. Сам по себе "Немецкий реквием" очень важен. Мудрость Священного писания, на тексте которого построено произведение Брамса, поучительна для православных людей. Это произведение настолько эмоционально и духовно сильное, что в некоторых моментах меня даже пробирала дрожь".
Организаторы мероприятия сделали все для того, чтобы донести посыл "Немецкого реквиема" до самарской аудитории. О роли и его значении много слов было сказано перед концертом. Когда публикой были заняты все мыслимые и немыслимые места в зале, хоры выстроились в несколько рядов, раскрыв ноты, а оркестранты уселись за пюпитрами, настроив инструменты, с приветственным словом перед гостями неожиданно выступила руководитель управления развития реформ министерства культуры Самарской области Юлия Пицик. Сменивший ее представитель Самарской и Сызранской митрополии, архимандрит Вениамин Лабутин передал благословение митрополита Самарского и Сызранского Сергия, напомнил о связях России с Германией и о важности для человека "слышать голос вечности в своем сердце". А один из организаторов этого проекта, пастор Маркус Шох, рассказал о связующей людей разных национальностей и религиозных конфессий силе искусства. Те же, кто не мог или не хотел слышать краткую историю произведения Брамса в исполнении лектора-музыковеда Ирины Цыгановой, могли узнать об идейной составляющей сочинения из текста видеопроекции на экране над сценой. В течение всего концерта на нем показывался русский перевод текста "Немецкого реквиема".
С формальностями покончено, свет гаснет, лишь слегка подсвечена сцена. Ханке взмахивает палочкой, и хор поет, образуя единое целое с оркестром. Музыканты мгновенно погружают слушателя в состоянии скорби, которой пропитана первая часть реквиема. Траурность второй части неожиданно перебивается мотивами надежды и возможной радости. После нее зал, не удержавшись, аплодирует. Но маэстро слишком сосредоточен и погружен в произведение, чтобы реагировать на происходящее вовне. С лирических третьей и четвертой частей исполнители переходят к пятой, где страждущее сопрано солистки Ангелики Лентер пытается утешить хор. В шестой же части хористы окончательно утверждают тему победы жизни над смертью. Пение хора исполнено такого торжества и радости жизни, что на глазах некоторых слушательниц выступают слезы. И если описать этот концерт одним словом, то правильнее всего было бы назвать его умиротворяющим. Собственно, "Немецкий реквием" и задумывался Брамсом как утешение всем печалящимся. И хористы с оркестром под управлением Ханке бережно и очень точно донесли до слушателя его суть своим мастерским исполнением.
"Немецкий реквием" давно отзвучал, но овации еще долго не стихали. А благодарные слушатели несли исполнителям все новые букеты. После такой реакции музыканты не могли не выйти на бис. Овации стали громче, а "Браво!" публика уже скандировала. Похоже, лучшего концерта для открытия сезона в филармонии придумать было невозможно.
Последние комментарии
Совершенно справедливо.
Виляют и друг на друга кивают...
Осмелел при Рыбаковой ручной был...Гефест на себя перевел или все жонушкой прикрывается
великолепные книги супер
Какое вранье и лицемерие. Предательница, сбежавшая через месяц в Израиль. Волга ньюс, Вам не кажется, что эту статью нужно убрать, а если хотите упоминать имя этой продажной , ненавидящей Россию, детке своей мамы, то пишите о ней правду!