Выступление заместителя министра земельно-имущественных отношений Республики Башкортостан Рафита Ягафарова на Всероссийском форуме "Земля. Недвижимость":
- Во-первых, я хотел поблагодарить Юлию Павловну за предоставленную возможность участия в таком форуме. Я не один, я со своим специалистами приехал, потому что мы слышим сегодня актуальные темы, которые обсуждаются, и по вопросам, которые будут обсуждаться на форуме, понимаем, насколько это интересно. Спасибо за предоставленную возможность поделиться той практикой, которая сегодня есть в нашей республике по взаимодействию с муниципальными образованиями.
На самом деле, может, уникальность нашей республики в том, что мы сохранили вертикаль власти по управлению собственностью. В 2005 году все комитеты по управлению муниципальной собственностью были присоединены к министерству. Сегодня министерство имеет структурные подразделения во всех наших муниципальных образованиях, кроме трех, которые отделились в свое время, а также 50 КУСов имеем сегодня по всей республике - это практически все муниципальные образования. Этот КУС составом 400 человек и 200 человек непосредственно министерства.
Сегодня я думаю, что эта работа, которая налажена в структуре управления по муниципальной и государственной собственности, позволяет эффективно управлять этим процессом. Мы можем похвалиться теми цифрами, которые сегодня обеспечиваем сбор доходов в консолидированный бюджет - это порядка 14 млрд рублей в бюджет муниципальных образований.
Мы, кроме того, что управляем этими КУСами, еще работаем непосредственно по аренде и непосредственно по приватизации уже сами в министерстве. Ну и конечно, как сегодня организовано взаимодействие - КУСы имеют соглашение с муниципальными образованиями на процедуры ведения всех дел, связанных с управлением муниципальным имуществом. Т.е. мы готовим все нормативные документы, касающиеся распоряжения объектами или землей, муниципальной собственностью и полномочия по неразграниченным землям муниципальных образований, они тоже в ведении муниципальных образований находятся.
Полномочия по подписанию договоров аренды переданы по доверенностям нашим председателям КУСов на местах, которые, естественно, с распорядительными документами за подписями к главе выходят, а остальную документацию, техническую, готовим уже мы, полностью осуществляем непосредственно контроль и исполнение этих договоров внутри КУСов.
Сегодня по всей республике работает одно программное обеспечение. Это имущество, которое ведется во всех КУСах, и сегодня как раз идет процедура объединения его в единую сеть. В рамках создания ИПД мы все, что связано с собственностью муниципальной и государственной, я разграничил, и уже вводим базу данных, чтобы мы могли централизованно принимать решения даже в муниципальных образованиях.
Потому что сегодня те же вопросы, связанные с организационными проектами по республике, - в основном переговоры ведутся на уровне руководства республики, муниципальные образования привлекаются по ходу, когда возникает уже непосредственно реализация проекта, - поэтому весь потенциал муниципальных образований сегодня просматривается у нас. И мы можем оперативно всю информацию, которая нужна для обсуждения проекта, уже непосредственно представлять руководству республики.
Она у нас очень оперативно собирается, практически мы в течение дня любую информацию по республике собираем, любой сложности и любые цифры, которые ложатся на стол руководству, уже в ходе переговоров.
Это большой плюс для реализации инвестиционных проектов. Их сегодня много реализуется на территории муниципальных образований. И сегодня информация, которая имеется у нас, она, конечно, решающую роль играет, потому что есть еще и борьба между субъектами, когда инвесторы выбирают, где можно реализовать свой проект, конечно, когда уже информация готова по земельным участкам и мы ее предоставляем, это, конечно, плюс дает.
Еще у нас есть вопрос по паевым землям, которые можно сегодня контролировать и воздействовать на те процессы, которые идут внутри населенных пунктов. Сегодня губернатор говорил по поводу наших ваучеров, как приватизация прошла, я думаю, вторая волна идет как раз с паевых земель - народу раздали, а он теперь не знает, что с ними делать.
Как раз здесь уже субъекты должны свою роль сыграть, чтобы грамотно все-таки распорядились собственники. Потому что уже потихоньку начинается скупка этих земель предпринимателями. Там кто более активные за мизерные суммы, буквально паи 4-5 гектаров за 15 тысяч скупают. Это уже, наверное, обман идет населения, которое обременениями пугают то, что ты должен обработать, какое-то время его в аренду не берут, искусственно говорят, если не обработаете - будете оштрафованы, и народ идет и все-таки за копейки продает эти земельные участки.
Поэтому мы сегодня опять-таки актуальную информацию постоянно держим на контроле. Вопросы возникают по муниципальным образованиям, через муниципалитеты пытаемся влиять на эти процессы. Крупные холдинги, которые у нас есть, - в основном, конечно, это наши МТСы республиканской собственности (у нас четыре ГУПа МТС, которые по всем районам созданы), которые сегодня как холдинговые компании, в основном, берут земельные участки паевые в аренду и, соответственно, платят жителям аренду. В основном, конечно, - натураплатежи, но, тем не менее, люди пока не стремятся реализовывать, когда в аренду уже передано, и через муниципальные образования, через сельские советы ведем работу с населением, чтобы все-таки централизованно предоставлялось в аренду, а не продавалось.
Сегодня же законодатель нам все-таки оставил опять лазейку через мену и дарение все-таки преимущественное право у нас пропадает. Тем самым начинают аккумулировать в одних руках какие-то земельные участки, особенно это ценные плодородные земли, в основном в этих районах идет скупка. Ну и в рамках нашей республики сегодня принята долгосрочная целевая программа, где предусматривается актуализация данных по плодородию почвы, где мы оценку будем проводить.
Я думаю, республиканский фонд нужно создавать, где особо плодородные земли, паевые земли нужно, наверное, государству скупать, через муниципальные образования или через государственные унитарные предприятия, чтобы эти земли все-таки не ушли, а были под контролем. Потому что сегодня опять-таки та процедура, которая идет в рамках расширения границ населенных пунктов, которая очень активно по всем субъектам идет, - конечно, мы сегодня указания президента выполняем по части предоставления многодетным, но это все идет за счет сельхозземель.
И, если смотреть Татарстан и нас, где многодетных огромное количество (36 тысяч семей), представьте - каждому по 10 соток! Плюс к этому еще спецпрограмма по поддержке семей, где ребенок-инвалид есть, и их 12 тысяч, которым преимущественное право предоставляется. Земель сегодня, конечно, уже не хватает.
Поэтому нужно все-таки приоритеты расставить так, чтобы потом мы не остались без сельхозземель. Они, проблемы, конечно, у всех, я думаю, подобные, но в части взаимодействия опять-таки хотел бы сказать, что сегодня тяжело, наверное, министерству заходить в муниципальные образования, начинать там какие-то вопросы проверять.
Сегодня у нас прямые основания есть - только приказ нашего министра, который говорит, что выехать на проверку, если какие-то вопросы возникли, у нас основания есть. Законно мы заходим на территорию муниципального образования и через свой КУС проверяем всю информацию, которая нам нужна по подготовке тех же документов, по всем нарушениям. Счетная палата прошлась - опять-таки контролер. В это министерство правоохранительные органы зашли - это опять-таки последствия устраняем мы. Поэтому в этом плане еще есть у себя внутри также плановые проверки каждый год, мы осуществляем проверку своих КУСов.
Проверка работы КУС - это уже всю нормативную документацию, которая идет в части принятия решения по муниципальному имуществу, это все мы уже анализируем и контролируем на правильность применения законодательной основы. Поэтому я думаю, что сегодня вот эта практика, она более приемлема для единого подхода в решении задач по управлению государственной, муниципальной собственностью. Вот буквально в декабре у нас некоторые муниципальные образования пытались этот вопрос поставить перед президентом, чтобы все-таки создать у себя КУСы.
Когда мы проанализировали, почему же у них такая идея зародилась, бумаги показали, что большинство нарушений как раз у этих глав были обнаружены. Они хотят просто из-под контроля уйти и решать свои определенные вопросы, или это такие районы, где привлекательные земли, или они граничат с большими городами, где всегда есть спрос на земельные участки под ИЖС и другие цели. Там под коммерческие в этом плане однозначно поставлена опять-таки точка, что такое решение сегодня нас устраивает, те меры, которые принимает министерство, сегодня они нормальные.
Ну и в части оспаривания кадастровой стоимости сегодня мы все, наверное, сталкиваемся с проблемой, когда актуализацию проводим кадастровой стоимости. Сегодня у нас муниципалитетам тоже по закону предоставлено право инициативы кадастровой переоценки. Но мы как бы законодательно такую инициативу дали, но не спешим ее на практике давать, потому что, вы сами понимаете, если подход будет разный по каждому муниципальному образованию, это уже будет бардак. Единый подход по всей республике мы решили, что, в принципе, мы не будем от этого уходить, будет только республика выступать инициатором кадастровой переоценки любого объекта, хоть земельных участков или объектов капитального строительства.
Ну и, конечно же, сегодня проблемой стало оспаривание кадастровой стоимости, в этом плане мы тоже целенаправленно или централизованно ведем, можно сказать, борьбу по судебным тяжбам с нашими предприятиями, которые сегодня оспаривают кадастровую стоимость. Это по итогам 2011 года. У нас в 2012 году оспорили порядка 116 земельных участков, это самые крупные по республике, это в трех больших городах, где бюджет, по нашим расчетам, может потерять до полумиллиона рублей арендной платы.
Поэтому мы судебную практику устраиваем единую. Мы сегодня уже понимаем по опыту других регионов, что бесполезно, это пустая трата денег, поэтому решили поменять методику расчета арендной платы за землю и сегодня составляем техзадание, чтобы провести аукцион по определению заказчика. И вот совместно сегодня с оценщиками мы уже примерно подготовили методику. Нижний Новгород уже по данной методике работает, что брать за основу базовую ставку арендной платы по кадастровому кварталу, поэтому мы хотим уйти от кадастровой стоимости.
Некоторые, конечно, скажут что мы мешаем бизнесу, но сегодня практика. Вот я знаю, что в Омской области вроде губернатор пошел навстречу, и пересмотрели кадастровую стоимость и ее снизили по всем категориям земель и по всем видам деятельности, но это не остановило бизнес, бизнес пошел дальше оспаривать. Если закон позволяет, то почему бы и не пойти. Может, я думаю, это дойти до смешного и будет стоить скоро рубль. Но судебная практика сегодня показывает, что это нормально проходит, любая стоимость, которая приносится оценщиками.
Поэтому мы думаем, что единственное спасение бюджета - это сегодня как раз изменение методики. У нас, тем более, в республике в части приватизации земельных участков картина отличается от других регионов. У нас всего 16% всех земель находится в частной собственности предприятий, поэтому в виде арендной платы мы можем потерять большие суммы.
Поэтому, вроде Юлия Павловна сказала, что бизнесу надо помогать, но сегодня мы считаем, что бизнесу земля приватизированная не поможет, поможет ему только неуплата части налогов. Это доведет до того, что будет у нас бюджет получать копейки. Поэтому решили пока не стимулировать приватизацию, и, в связи с тем, что порядок у нас 1 июля остановился, дальше мы не стали его у себя принимать в части физлиц. Мы решение приняли, что льготный порядок мы распространяем, дальше по юрикам.
У нас не будет продолжения льготной приватизации. Если желание есть - по кадастровой стоимости. Поэтому считаем, что в любом случае земля не будет являться на рынке самостоятельным объектом рыночного обращения, потому что она все равно неразрывно связана с объектом недвижимости, его хоть закладывай, не закладывай - право аренды у него есть. Если банки захотят его как залог принимать - пожалуйста, тоже оценивай, все равно это объект, его не разделить. Поэтому его какой смысл стимулировать, когда потом закон позволяет ему просто ничего не платить в виде налога на землю? Тоже, наверное, нет смысла этой стимуляцией заниматься.
Поэтому у нас с 1 января вступили в силу кадастровые стоимости по муниципальным образованиям, теперь мы решения всех муниципальных образований в части изменений тарифов остановили и с момента, когда уже методика будет поменяна, доведем до муниципальных образований и муниципальные образования тогда уже своими решениями советов тоже будут менять методику рассчета арендной платы.
Ну, в целом все, если какие вопросы есть, конечно, я готов отвечать. Спасибо.
Последние комментарии
С одной стороны в Самаре очень мало оригинальных зданий, а с другой - сданием начали заниматься, когда оно почит разрушено и почти ничего не стоит и требует огромных денег для восстановления. Как идея, у нас есть филиал Третьяковки, но есть ещё Эрмитаж с бесконечным количеством экспонатов в запасниках. Идеально было бы сделать из здания филиал Эрмитажа, например. На Третьяковку деньги получили, почему бы и здесь государству не поучаствовать
Другими словами никто ничего не будет строить. Будут холупы - позор на всю страну. Туристы и гости города просто в ужасе от центра Самары.
Чем ближе к центру, тем меньше нагрузки на дороги, т.к. меньше плечо. Там до центра даже пешком не далеко. А из города-сада точно через весь город ездить, перегружать инфраструктуру. Да и кому там нужно будет дорогое жильё. Место самое удачное для Сити.
"Любовь холоднее смерти", 1969. Режиссер Райнер Вернер Фассбиндер. Фильм "Бассейн" не его авторства! Учите матчасть!
Кому-то больше заняться нечем, кроме как вредительством застройщикам. К нам итак никто не идёт особо.