Поголовье КРС в регионе выросло на 5,4%

Самарская область - абсолютный лидер Приволжского федерального округа по темпам потери поголовья КРС: в наследство от Советского Союза нам досталось стадо размером 1,012 млн голов, за истекший период его численность уменьшилась в 4,5 раза.

Лидер по потерям

Сегодня коров и быков в области в шесть раз меньше, чем в Башкирии, в пять раз меньше, чем в Татарстане, и в три раза меньше, чем в Оренбуржье. Даже в маленькой Мордовии стадо почти на треть больше нашего. Все это уже приводит к серьезным макроэкономическим проблемам. Самарские молокозаводы вынуждены закупать половину сырья в соседних регионах. Каждый год из губернской экономики на эти цели утекает более полутора миллиардов рублей.

Скотоводство - самая крупная по количеству производимой продукции отрасль животноводства в России, на долю которой приходится более 60% валовой продукции. И одновременно самая пострадавшая за время перехода страны от социалистических методов хозяйствования к капиталистическим. Ни один другой вид сельскохозяйственных животных не исчезал с такой быстротой, как быки и коровы.

На конец 2012 года, согласно данным Росстата, в стране насчитывалось порядка 20 млн голов крупного рогатого скота (из них 8,9 млн коров). За последние 22 года поголовье сократилось почти втрое - в 1990 году в стране было 57 млн голов КРС (коров - 20,6 млн). Для сравнения: количество свиней за тот же период уменьшилось в два раза, птицы - в 1,3.

Крупный рогатый скот разводят практически во всех регионах. Порядка 30% поголовья приходится на долю Приволжского федерального округа, это самый высокий показатель в России. В Самарской области, по данным все того же Росстата, на конец 2012 года было 225,7 тыс. голов КРС (из них 105 тыс. коров). Показатель, скажем прямо, более чем скромный - в Татарстане, к примеру, стадо в пять раз больше нашего, в Башкирии - в шесть, в Оренбуржье - почти в три раза. Даже в маленькой Мордовии (территория в два раза меньше, населения - в четыре) стадо почти на треть больше, чем у нас, - 286 тысяч голов.

При этом Самарская область - абсолютный лидер по темпам потери поголовья: в наследство от Советского Союза нам досталось 1,012 млн голов КРС, за истекший период численность уменьшилась в 4,5 раза. Конкурировать с нами по этому показателю в округе может только соседняя Ульяновская область. На другом полюсе - Татарстан, где за эти же годы стадо уменьшилось в полтора раза.
Понятно, что этот скачок из одного измерения в другое произошел не в одночасье. Двадцать лет - немалый период для любых изменений. Непонятна, правда, роль человека в этом процессе эволюции. Нет, ну, в самом деле, кажется, что, если просто оставить коров на самообеспечение и не тратить на них электроэнергию, корма, миллиарды субсидий, результат был бы ровно таким же. А может, и лучше.

 
Скотский бизнес пошел на подъем
Состояние современного самарского стада далеко от совершенства. Помимо необратимых количественных потерь, за два десятилетия произошли и качественные. Большинство из них стали следствием запущенной племенной работы.
Очень наглядно качественная проблематика проявляется опять-таки в цифрах. Сегодня в молочном комплексе области используется порядка 100 тысяч голов скота. Средний надой в сельхозорганизациях области составляет 4,3 тонны с одной коровы в год, что почти соответствует среднероссийскому показателю (4,5 т/год). Тогда как в Израиле с одной коровы умудряются получать 11,7 тонны в год, а в США - 9,3 т/год.
Разница, согласитесь, существенная, которую сложно объяснить только суровой российской зимой. В тех же США зима местами схожа с нашей, а в засушливом Израиле климатических проблем не меньше. Проблема - в генетике и технологиях.

 
Береги племя смолоду
В СССР и первоначально в России задачей племенных организаций являлось выведение типов КРС (тип как подраздел породы), более приспособленных для конкретной местности разведения. Советская система племенной репродукции не ставила своей целью выведение высокопродуктивных пород скота. Поэтому все выведенные в советские времена породы высокопродуктивными по большому счету не являлись.
Районирование пород давало адаптацию к условиям климата и корма и, как следствие, позволяло достичь целей по выживаемости скота и удешевлению затрат на корма. Проще говоря, стояла задача вывести такую корову, которая могла бы питаться кормами невысокого качества, стойко переносить периоды нехватки кормов, при этом стабильно размножаться и обеспечивать среднюю или ниже средней производительность.
К выведенным породам молочного скота советского периода можно отнести черно-пеструю, красную степную, ярославскую, холмогорскую. Средний годовой удой у этих пород не превышал 5000-5500 литров, а зачастую был гораздо ниже.
"На Западе же стояла задача вывести наиболее продуктивный скот, приносящий в итоге максимальную прибыль. В СССР ставилась задача иметь большое стадо, много коров, а на Западе стремились сделать стадо наиболее компактным и при этом высокопроизводительным", - говорит руководитель Центра репродуктивных технологий, дислоцирующегося в селе Сырейка Кинельского района, Денис Кнуров.
В итоге за рубежом вывели голштинскую породу, которая наиболее приспособлена к секреции молока. А в отдельных странах появились породы, имеющие узкое назначение, например, давать молоко с высоким содержанием белка для производства сыров. Так, в Италии распространение получила порода бруно, молоко которой богато казеином.
"Селекция - это долгосрочный, кропотливый процесс, требующий внимания грамотных специалистов на всех этапах работ, - продолжает Денис Кнуров. - Во времена СССР данный процесс в мясном скотоводстве так никогда и не был поставлен на серьезные масштабные рельсы. Поэтому неудивительно, что в России сейчас мясного скота всего 2% от общего стада. В США и Канаде доля мясного скота доходит до 85%. На Западе исторически не принято массово употреблять мясо молочных пород в пищу, а у нас это в порядке вещей. В нашей стране культура потребления мяса находится на весьма низком уровне".

 
Быстро только кошки
Восстановление поголовья КРС - сегодня одна из стратегических задач регионального минсельхоза. На ее решение брошены значительные силы и средства. Три года назад для этого даже создали специализированное госпредприятие - ГУП "Велес", главной задачей которого стало обеспечение хозяйств области высококачественным племенным скотом.
За время своего существования "Велес" завез и передал на условиях товарного кредита сельхозтоваропроизводителям области более 8000 голов маточного поголовья КРС. До конца года эта цифра должна увеличиться еще на тысячу голов. С учетом приплода, который дали привезенные "Велесом" буренки и который, понятно, остался в хозяйствах губернии, увеличение поголовья КРС составило более 18000 голов.
Руководитель ГУП СО "Велес" Николай Анкуда объясняет невысокие темпы отраслевой спецификой: "Это долгая и постепенная работа. Невозможно вдруг взять и поменять все самарское малопродуктивное стадо на европейское высокопродуктивное, так как, кроме того, что это потребует масштабных инвестиций на приобретение самого поголовья, понадобится совершенно другое оборудование ферм и животноводческих комплексов".
То, что в таком деликатном деле, как размножение КРС, спешка не нужна, убедительно доказывает история вопроса. Массовый завоз импортного скота, имевший место в России в недавнем прошлом, обернулся его столь же массовым падежом. По данным ВНИИплема, "отход" из числа 107129 зарубежных нетелей, завезенных в страну в 2009-2010 годах, составил 26,2%. То есть четверть дорогостоящих иностранных коров не прижились в суровых российских условиях. В итоге - 3 млрд руб. потерянных денег.
Тут же в памяти всплывает печальная судьба "еврофермы" в Новокуровке, на которую были поставлены коровы элитных пород из Голландии и которая в 2009 году была успешно обанкрочена.

 
На трех китах
Подходы к сохранению племенных животных отличаются от сохранения товарных. Николай Анкуда назвал нам "три кита" успешного содержания племенного стада.
Во-первых, оно требует особых условий содержания: крытые, изолированные помещения, в которых должны быть чистота и порядок. Современное доильное оборудование с использованием компьютерной техники, что позволяет не мучить животное, а осуществлять отбор молока в наиболее благоприятный для животного момент.
Во-вторых, племенной скот требует совершенно определенных сбалансированных качественных кормов и рациона питания.
И в-третьих, племенной скот не принесет никаких ощутимых результатов без современной ветеринарии. Причем если средства на строительство коровника и современное доильное оборудование найти можно, можно придерживаться правильного рациона питания животных, то вот найти грамотного ветеринара, готового работать на крупном молочном комплексе с племенным стадом, - большая проблема.
"Мы должны быть уверены в том, что, когда мы привозим здоровое маточное поголовье, хозяйства готовы его принять и умеют с ним работать", - говорит Николай Анкуда.

 
Две головы лучше
В 2010-2011 годах "Велес" завозил в область, в основном, КРС мясных пород. Преимущественно казахскую белоголовую, производную от герефордской породы. "Она хорошо адаптирована к климатическим условиям и кормовой базе нашего региона", - подчеркивает Николай Анкуда.
При выборе пород "Велес" исходит из сугубо экономических факторов. "За цену одного герефорда мы можем закупить и привезти в область две казахские белоголовые особи, - аргументирует свой выбор руководитель ГУПа. - Элитный племенной скот - такой, как герефорды, абердин-ангуссы, - требует намного более сложных условий содержания. Мы не можем себе позволить завезти элитный скот по 100 тыс. рублей, чтобы через три года его пустили на мясо только потому, что хозяйство не справилось с содержанием скота".
В последние два года приоритет отдан завозу скота молочного направления, и связано это с политикой Минсельхоза на увеличение поголовья молочных КРС. Так, в 2013 году половина из поставленного "Велесом" в хозяйства области КРС была молочного направления. А в 2014 году доля молочных пород достигнет 70%.
"В основном, будет завезена черно-пестрая порода КРС, адаптированная к климатическим условиям средней России, производная от голштино-фризской породы, - обещает Николай Анкуда. - Большинство хозяйств стараются работать с черно-пестрой породой, а наша задача - соответствовать потребностям рынка".

 
Все средства хороши
Закупка живого скота - не единственный путь увеличения поголовья КРС. Альтернативным способом служит активное использование эмбриональной трансплантации. Суть его в том, чтобы ввозить из-за рубежа не племенной скот, а его эмбрионы. Аргументы в пользу такого метода весьма убедительны: эмбрионы дешевле, их проще перевозить, таким животным не нужна адаптация.
Между приверженцами разных методов ведутся жаркие споры. Трансплантологи намекают, что основное "удовольствие" от импорта неадаптированного живого скота получают руководители лизинговых компаний и стоящие за ними чиновники.
Украинский ученый Виктор Мадисон, автор 150 работ по трансплантологии, сомневается и в качестве ввозимого товара: "Зарубежные скотоводы имеют шикарную возможность "подчищать" свои селекционные огрехи за счет скотоводов РФ, так как в животноводстве действует простое правило: лучшее живьем никогда не продается".
Следует сказать, что эмбриональная трансплантация давно уже перестала быть чем-то фантастическим и перешла в область практики. Центр репродуктивных технологий в селе Сырейка Кинельского района действует уже почти два года. За это время центру удалось получить родившимися 48 телят, и в ближайшее время там ожидается новый приплод - еще 39 телят.
Приживляемость пересаженных в ЦРТ эмбрионов составляет 52%. Это уровень мировых стандартов. Бывает и выше - при использовании свежих эмбрионов. "В 2012 году мы проводили международный семинар по трансплантации эмбрионов. На нем мы получили эмбрионы и сразу же, не замораживая и не подвергая консервации, пересаживали реципиентам. Результат - 89% приживляемости", - делится успехами Денис Кнуров.
Руководитель центра уверен, что за методом экстракорпорального оплодотворения - будущее. И, помимо чисто научных аргументов, приводит экономические: "Допустим, хозяйство хочет завести племенной скот, но это дело достаточно сложное, так как нужно сначала найти этот скот, решить ветеринарную проблему, потом найти деньги на этот скот, получить разрешение, чтобы его завезти, а он потом будет еще и акклиматизироваться.

Метод трансплантации позволяет в самом хозяйстве, имеющем товарный скот, получить скот племенной. Для этого товарный, беспородный скот используется как реципиент, как суррогатные матери, им делают пересадку эмбрионов, и они вынашивают уже племенных телят, которые рождаются на ферме, и в результате на базе беспородного стада получается качественное племенное стадо".
Таким образом, подчеркивает Кнуров, от одной высокоценной коровы хозяйство может получить не одного теленка в год, как случается в обычной практике, а от десяти до тридцати и даже больше.

 
Стейк из лимузина
К выведенным породам молочного скота советского периода можно отнести черно-пеструю, красную степную, ярославскую, холмогорскую породы.
В России традиционные разводимые мясные породы - калмыцкая, доля которой достигает 43%, герефордская - 24% и казахская белоголовая - 17%. Во многие регионы завозят мясной скот интенсивных пород - таких, как абердин-ангусская, шароле, лимузин. Их доля в последние годы растет. Особенно популярна абердин-ангусская порода. Разводят и такие породы, как обрак, салерс, галловейская.
За последние годы отечественными селекционерами выведена новая порода крупного рогатого скота мясного направления - "русская комолая" и новый тип в герефордской породе - "уральский герефорд".
Все современные породы характеризуются какой-либо отличительной чертой. Например, из иностранных пород абердин-ангусская порода обладает непревзойденным качеством мяса: плотность, вкус, мраморность, прекрасно подходит для производства стейков. Порода лимузин характерна большими привесами, если стоит задача произвести быстрее больше мяса.
Из отечественных пород можно упомянуть казахскую белоголовую породу, создание которой происходило на основе скрещивания казахского и калмыцкого скота с производителями герефордской породы.

Последние комментарии

Владимир Маркович Долгушин 19 февраля 2023 12:37 На Тимашевской птицефабрике запустили процедуру банкротства

Жаль конечно! Банкротство можно избежать и тем более избежать запросто, если показатели рентабельности повысить раз в десяток, т.е. выйти на уровень 30-40%. Нужно снизить издержки на микроклимат, электроэнергию, а для этого нужно поставить на территории птицефабрики оборудование по безотходной переработке безопасным экологическим способом углеродсодержащих отходов требуемой производительностью. Например переработка 25 тонн ТБО, подстилочного помета по сухому веществу выдаст электроэнергии 80 Мвт, это не считая тепловой энергии в том же количестве. Можно сделать птицефабрику абсолютно экологически безопасной для окружающей среды, не будет даже6 запаха.

евгения власкина 26 июля 2022 11:21 Россия установила рекорд по экспорту шоколада

А про пальмовое масло в этой шоколадной продукции эти потребители в курсе?

Максим Морозов 24 июня 2021 03:44 Экс-директор СК "Родник" Павел Сметана: "У завода нет никаких активов"

Веселый дядя. -Я, говорит, дольку купил за 350. -А отдал сколько? -100 отдал. - А почему так? -А началось - что началось? - денег потребовали.))) Я, говорит, трлько благо для завода делал. Взял свои 2,5 ярда и через завод отдал своим же конторам. Я- молодец. А на хуанхэ так делать, почему не напрямую? - вы ничего не понимаете, я эффективный менеджер. Вывод. Хотел кинуть самарских лохов, которые оказались не лохами. Я не прав?

Постер Рамке 01 мая 2018 16:47 Холдинг "Амар Групп" планирует выкупить Обшаровскую птицефабрику

Там нечего восстанавливать, "всё украдено до нас". Недаром Волков над входом птицефабрики огромный транспарант с десятью заповедями повесил: "не укради..." Всё советское выжато донельзя. "Обшарповскую" не восстанавливать надо, а полностью с нуля строить современное предприятие, и не обязательно в Обшаровке: ну сколько можно на передовом в 1970-е годы советском оборудовании пытаться задарма в 2030 год въехать: технология выращивания и переработки птицы совсем другая. В Обшаровке ни здания, ни оборудование совершенно не пригодны для современного рентабельного производства. Там можно только продолжать воровать: у рабочих – труд, у государства – налоги, у поставщиков – сырьё и услуги, и у всех нас – здоровье и безопасность (там, между прочим, аммиачная холодильная установка), не считая биологического заражения отходами и использования всяких консервантов-ароматизаторов в производстве изделий из мяса птицы.

Джин Тоник 27 апреля 2018 14:47 СХАО "Овощевод" выращивает в Тольятти экологически чистые огурцы, помидоры и баклажаны

чтобы цены в рознице были нормальные - уберите кавказцев-перекупщиков и ваших коррумпированных менеджеров по продажам с их откатами

Фото на сайте

Все фотогалереи

Новости раздела

Все новости
Архив
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
30 1 2 3 4 5 6
7 8 9 10 11 12 13
14 15 16 17 18 19 20
21 22 23 24 25 26 27
28 29 30 31 1 2 3