Александр Ахтямов - художник-живописец из Сергиевска. В свои 34 года он уже 10 лет преподает в художественной школе, является членом Творческого союза художников России и участвует в выставках всероссийского масштаба.
- В какой момент вы решили, что станете художником?
- Я родился в семье художников: отец всегда рисовал, мама - учитель рисования в школе. С самого детства они говорили, что у меня есть способности. С 2 лет я начал рисовать, а в 1996 году в Сергиевске открылась художественная школа, и я стал одним из первых, кто туда поступил.
Позже, с 2002 по 2007 год, обучался в Самарском государственном педагогическом университете на кафедре изобразительного и декоративно-прикладного искусства, а сейчас работаю в Сергиевской ДШИ.
- Близкие поддерживали ваш выбор или настаивали на "настоящей" профессии?
- Поддерживали. Для меня творчество всегда было на первом месте. Я гуманитарного склада ума, поэтому мне было бы тяжело учиться, к примеру, в Политехе.
- Кого вы можете отнести к вашим наставникам?
- Главный наставник - мама. Это первый человек, кто поверил в меня и верит до сих пор, надеюсь. Потом мой первый преподаватель в художественной школе - Владимир Петрович Соловьев. Мы с ним до сих пор общаемся. Он меня поддерживает, где надо - критикует, подсказывает. Он в какой-то степени и повлиял на мою творческую судьбу.
Следующий человек - Татьяна Владимировна Краснощекова, заведующая кафедрой ИЗО и ДПИ в Педе, она и сейчас там работает. Она разглядела меня, за что ей большое спасибо. Ну, потому что, честно говоря, я подавал слабые надежды: мальчишка из деревни приехал поступать в город, вы представляете. Мне было довольно сложно пройти конкурс, тем более что из-за финансовых трудностей я не посещал подготовительные курсы.
Можно сказать, что я оправдал веру и надежды Татьяны Владимировны, не забросил рисование после получения диплома и вот уже 10 лет работаю по специальности - педагогом с детишками. Пару лет назад к нам в школу искусств пришла работать ученица из первого выпуска, которому я преподавал. Видимо, мой труд и труд моих наставников был не напрасным.
- Каком направление вам больше нравится?
- Раньше я всегда восхищался пейзажной живописью, а в последнее время больше привлекают сюжетные картины, станковые, где отчасти есть пейзаж, но по большей части это образ, навеянный впечатлениями.
- У вас много сюжетов сельской жизни. Они подкупают своей правдивостью и узнаваемостью. Вы пишите реально существующие места или это собирательные образы деревни?
- Да, это существующие места. Дело в том, что все детство я провел у бабушки в деревне Чекалино. Как только приезжаю туда - сразу черпаю вдохновение. Жаль, конечно, что такие родные места меняются и очень сильно трансформируются спустя какое-то количество времени. Хочется запечатлеть, как все это было и как стало.
- Можете сказать, в какой момент вы почувствовали себя художником?
- По-настоящему я почувствовал себя свободным художником, а не педагогом, после молодежного фестиваля художников, который проходил в четырех районах в 2009 году. Мы работали с ребятами из Чебоксар, Владимира и других городов. Именно тот выезд помог понять, что мы действительно что-то можем.
- Вы состоите в Творческом союзе художников России. Как вы туда попали? И обязывает ли членство в нем к чему-либо?
- В Самаре есть два объединения: Союз художников России и Творческий союз художников России. Это абсолютно разные организации, и я состою только во второй. Попал я туда по наводке Владимира Петровича Соловьева. Однажды он позвонил мне и сказал: "К нам едут ребята из "ТСХ", хотят посмотреть работы и предлагают вступить к ним".
В итоге приехала группа людей, комиссия, посмотрела наши работы и приняли к себе меня и еще трех человек. Оформили несколько документов и нам выдали членские билеты. Так что с 2010 года я являюсь членом Творческого союза художников России и постоянно участвую в их выставках.
А в Союз художников России меня звали, но я человек не особо пробивной. Мне важнее сам факт свободны и творчества, нежели статусы и титулы.
Если говорить об обязанностях, то членство обязывает только совесть. Нам предоставляют график выставок на определенный период, и по желанию художник может участвовать. Может быть, у него уже есть картина на выставку, а может быть, к тому моменту он напишет что-то новое. Это огромный стимул для того, чтобы работать.
- В каких выставках вы участвовали ?
- Всего и не вспомнить. В 2010 году я занял призовое место в выставке-конкурсе молодых художников "Картина года. Пейзаж, натюрморт". Участвовал в англо-российском благотворительном аукционе Charterhouse Charity Art Auction, и одна из моих работ улетела в Лондон.
Также постоянно участвую во всевозможных выставках местного масштаба. В 2017 году посчастливилось отправить свои картины на передвижную выставку "Живописный Сергиевский край". В 2018 году возил 40 своих работ на персональную выставку в Отрадном, а потом поучаствовал в "Большой Волге XII" и прошел в двадцатку художников, которые представляли Самару в Нижнем Новгороде.
В прошлом году я участвовал в выставке в рамках празднования 20-летия творческого союза художников России "Вниз по матушке, по Волге", которая сначала проходила в музее Алабина, потом в ДК "Чайка" в Управленческом. В данный момент эта выставка находится в Новокуйбышевске в галерее "Виктория".
- Бывает ли волнение от того, как картины буду приняты публикой?
- Конечно. Художник не может быть без зрителя. Ему необходимо получить либо лайк, либо дизлайк. Лайк - сразу хорошо на душе, появляется стимул работать дальше. Дизлайк - тоже стимул. Значит, что-то недоработал, недодумал.
- А как можно отследить реакцию?
- Благо, сейчас есть Интернет и можно писать комментарии - это большой плюс. Причем социальные сети дают огромную возможность художникам из разных городов общаться и следить друг за другом.
Например, в Instagram я подписан на некоторых художников, которые сейчас творят историю искусства России. Конечно, звучит это слишком громко, но тем не менее можно отследить, в каком направлении мы сейчас движемся.
- Общаетесь с кем-то из самарских художников?
- Да, с некоторыми. Опять же, мы поддерживаем связь через Интернет. Все мои знакомые, с которыми я учился, перестали заниматься рисованием, и в какой-то степени тут, в селе, есть нехватка общения с единомышленниками. Приходится вариться в собственном соку. Смотришь на тольяттинских художников - у них да, тусовка из пяти-шести человек, они здорово работают тандемом, вместе выезжают на этюды.
- У вас нет планов переехать в Самару? Ведь там больше возможностей.
- Я прекрасно понимаю, что в городе другие возможности в плане творчества, выставочной деятельности, но мне пришлось этим пожертвовать, ведь я осознанно не остался жить в Самаре. Город - не мое.
Поэтому мыслей о том, чтобы переехать туда, у меня нет. Тем более, если я уеду, кто будет учить рисовать ребятишек в Сергиевске? Вдруг один из них, не получив художественного образования, станет потом еще одним слесарем? Ну уж нет.
- Сложно ли заслужить признание?
- Не знаю, если честно. Я не гонюсь за славой, мне этого не надо. Я больше гонюсь за свободой, а творчество дает ее. Свободу, когда ты можешь писать и высказывать свои мысли и чувства. Это очень дорого стоит. Мне кажется, свобода важнее, чем какие-то титулы или регалии. Естественно, хочется выставляться, чтобы люди видели твои работы, как-то реагировали на них. Нельзя писать работы и складывать их в темный угол.
- Можете дать человеку, который хочет писать, несколько дельных советов о том, как следует раскрыть ему свой талант?
- Писать и еще раз писать, ведь талант… Что такое талант? Плата, которую родители ученика платили учителю за обучение. Это еще из Древней Греции пошло. Есть талант - можешь учиться.
А если серьезно, то нужно просто стараться и искать любую возможность, чтобы попрактиковаться без всяких отговорок на отсутствие времени. Главное - любить свое дело, тогда все получится.
- А что нужно настоящему художнику для счастья?
- Свобода! У меня натура такая дурацкая - я увлекаемый человек. Это, с одной стороны, может, и портит мне жизнь, а с другой - спасает. Я не понимаю людей, которые говорят: "Ой, мне нечем заняться".
Да у меня такого никогда не было! И мне очень хотелось прожить не одну, а четыре жизни. В первой жизни я был бы замечательным художником, который занимался бы только творчеством и ничем больше. Во второй я был бы семьянином, воспитывал бы своих сыновей. В третьей жизни я бы стал великим рыбаком, который наплевал на все и такой: "Ага, солнце светит - все, я поплыл за рыбой". Ну и в четвертой жизни я бы хотел быть строителем, который строит дом для себя и своей семьи.
Но, как вы понимаете, все это приходится совмещать в одной жизни и чем-то жертвовать: работой, искусством, рыбалкой, иногда даже семьей. Поэтому я считаю, что свобода для художника - это главное.
Последние комментарии
Другими словами никто ничего не будет строить. Будут холупы - позор на всю страну. Туристы и гости города просто в ужасе от центра Самары.
"Любовь холоднее смерти", 1969. Режиссер Райнер Вернер Фассбиндер. Фильм "Бассейн" не его авторства! Учите матчасть!
А снести это, уродующее всю округу здание, может дешевле будет??
Полностью с Вами согласен. И про наших "чуднЫх" парламентариев и про "Самарика". Которого впервые слышу.
Это какой такой "известный персонаж Самарик"? Все свои 40 лет живу в Самаре и впервые слово то такое слышу! Да и звучит стрёмно... А шишиги действительно прикольные.