Правительство расширило список направлений, которые будут финансироваться за счет бюджетных средств. В этом году субъекты Федерации смогут получать субсидии на строительство и ремонт инфраструктуры экологических видов транспорта 1,8 млрд рублей.
Внимание к проблемам экологии заметно возросло, что не может не радовать профессиональных экологов. О том, какие первоочередные задачи стоят перед ними, ВН расспросил руководителя "ТрансЭко" Олега Комарова, председателя Самарского регионального отделения российской экологической партии "Зеленые".
— Олег Игоревич, что лично вас, когда-то активного "единоросса" привело в ряды "Зеленых"?
— Предложение возглавить региональных "Зеленых" поступило из Москвы, из Центрального совета партии в середине прошлого года. К тому моменту я для себя решил не участвовать в какой-либо политической деятельности. До этого был и депутатом Самарской городской думы, и главой администрации Красноглинского района. Но в какой-то момент понял — надоело. Захотелось больше спокойствия, больше времени уделять семье, развивать бизнес. Но когда это предложение поступило, не смог отказать. К этому времени я много лет руководил предприятием, которое занимается вывозом твердых бытовых отходов, — "ТрансЭко". Компания наша ведет экологическую общественную деятельность. Совпали по экологической тематике, и это тоже стало определенным аргументом.
Во-вторых, сработал накопительный эффект. Я — житель Красноглинского района, и мне стыдно и неприятно из года в год смотреть на, к примеру, помойку в районе нашего любимого Красноглинского пляжа. Утром на пробежке, глядишь, берег чистый, но поднимись вверх — в лесу лежат завалы мусора. Городские леса, их беспорядочная вырубка… Это всегда была моя головная боль, всегда думал — почему так происходит? Как глава района часто сталкивался с тем, что у нас в разрешительной документации на ввод здания или сооружения отсутствует экологический вердикт. Вот, например, сдали дом, а подключения его к канализации нет. Как такое в принципе может быть? Такие моменты копились, и когда поступило предложение "зеленых", был уже ментально готов.
— Какие основные экологические проблемы, на ваш взгляд, сегодня стоят перед Самарской областью?
— Своеобразие экологической повестки региона обусловлено двумя факторами: мощной промышленной инфраструктурой, высокотехнологичными кластерами, а с другой — наличием таких уникальных природных ресурсов как Волга и Самарская Лука. Конфликт заложен. Наши основные экологические проблемы: вода, воздух, земля. Как и везде в России, в общем-то. Но я считаю, что нельзя отмахиваться от них со словами: "так везде". Есть в народе выражение — было бы здоровье, остальное — купим. Так вот внимание властей процентов на 90 занимает то, что можно купить: ЖКХ, благоустройство, экономика. Да, и здравоохранение тоже, но только в аспекте строительства больниц и закупки лекарств. Но надо же смотреть комплексно. Если сегодня мы не будем заботиться о качестве воздуха, завтра придется строить онкоцентры.
— Есть уже своя программа?
— Да, есть. Мы разработали набор принципов и ценностей и список задач, которые мы сами перед собой ставим. Там несколько разделов: экология, транспорт, строительство, образование, здравоохранение, сельское хозяйство. Но главный принцип — здоровье природы — это здоровье человека. И все крутится вокруг этого тезиса: мы за сохранение выплат врачам и внедрение электротранспорта, мы за то, чтобы фермеры могли выращивать экологически чистые продукты и беспрепятственно поставлять их на городские рынки и полки супермаркетов. Мы предлагаем законодательно обеспечить сохранность городских лесов и парков, запретить вырубку и изменения рекреационных зон, размежевать и поставить на кадастровый учет все водные объекты Самарской области. Найти уполномоченную организацию, орган, должностное лицо, которые будут за них отвечать.
— Зачем отвечать за водоемы?
— У всего должен быть хозяин. Приведу такой пример. На территории Самары, недалеко от Мехзавода есть озеро Паршино. Чудесное, красивое. Но только раньше глубина в нем было около 10 метров, водилась рыба, купались люди, а сейчас там водится один мусор… Мы дважды чистили берега озера. Но углубить его, восстановить родники политическая партия не может. Написали письмо в Минлесхоз — "Давайте восстановим озера!" Приходит ответ: обращайтесь в муниципалитет, это их зона ответственности. Пишем в администрацию Самары, в департамент городского хозяйства и экологии. А там на все благоустройство муниципальных озер, которых в Самаре более 30, в бюджете заложен…1 млн рублей! Этого не хватит даже на один земснаряд! Говорят, ищите в бюджетах городских районов. Тех самых, где на экологию заложен ноль. А тем временем озеро заиливается, а жители Мехзавода едут через весь город загорать на Полевой спуск или на Барбошину поляну.
Мы же предлагаем провести инвентаризацию всех водных объектов, находящихся на территории региона.
— Образ прежнего РО "Зеленых" жестко связан с политическими амбициями одной из финансово-промышленных групп, и провокационным поведением прежнего лидера, много сделавшего для развития жанра политической клоунады в регионе. Вас такое наследство не смущает?
— Еще год назад о партии "Зеленых" в регионе просто не знали. Это говорит о том, что работа не велась. Вспоминать то, чего не было, как-то сложно. Кто руководил реготделением, кто был в партии в 2007 году, наверно, сегодня мало кто вспомнит. А тем, кто вспомнит, мы скажем, что приняли РО партии "Зеленых" в Самарской области с нуля. Та книжка была совсем другого автора. Так что история партии "Зеленых" в Самарской области начинается здесь и сейчас.
У нас не так давно прошел съезд партии в Москве, к руководству пришли молодые деятельные ребята, например, Андрей Нагибин, человек с Сахалина, который создал с нуля всероссийское экологическое движение! У нас сегодня огромные перемены, люди к нам идут потоком, особенно молодежь. Ребята говорят, что такой динамики у нас просто не было никогда.
— С чего начали в Самарской области?
— Когда стали заниматься темой плотно, поняли, что профессиональное поле разбросано и раздроблено. Каждый в нише своего направления и сам по себе. Поэтому одна из задач — объединение экологически ориентированных некоммерческих организаций и отдельных личностей под зонтиком партии. Считаю, что мне это удалось.
Наши партнеры — АНО "Чистые водоемы", "Социально-Экологический союз Тольятти", "Рыбаки Самары", "Тольятти — дыши!" и многие другие. Начали разрабатывать законопроекты — про водосборные территории (чтобы спасти Волгу — главной реке региона тоже грозит опасность) и о введении лимитов на строительные отходы — чтобы избежать свалок строительного мусора. Решаем накопленные экологические проблемы — например, участвовали в принятии решений о ликвидации несанкционированных полигонов в Кировском и Советском районах Самары. Конечно, проводим субботники по всей области. Но это все точечные действия — чтобы работать комплексно, надо участвовать в выборах в региональный парламент и Госдуму.
— Расскажите, о ваших сторонниках?
— На сегодня — это я, это Андрей Крючков, бывший директор МКУ "Тольяттинское лесничество", председатель правления ТГО "Социально-экологический союз Тольятти", учредитель и генеральный директор компании "Трансмедиа" Роман Борисов, директор АНО "Чистые водоемы" Денис Стукалов, экоактивисты из Тольятти Андрей Наумов, Валерий Кандалинцев и Евгений Зверев, Арина Романова, руководитель молодежного проекта "Молодо-зелено", мама четверых детей… У нас вообще люди подбираются чадолюбивые — я отец четырех дочерей, у Дениса Стукалова — пятеро детей. Кстати, провели свое социсследование и выяснили, что у нас чуть ли не половина тех, у кого по трое детей. Мы — многодетная партия! Кроме того, нас, как объединение единомышленников, отличает особое отношение к жизни, к природе… Позитивные, с чувством юмора, самоиронией, любящие спорт и здоровый образ жизни. И, безусловно, молодежь! Официально в День эколога 5 июня у нас появилось молодежное экологическое движение "Молодо-зелено", которое будет включать в себя большой спектр активностей. "Молодежка" пошла на ура. Это наше региональное ноу-хау.
— Откуда приходят молодые и зеленые?
— Социальные сети. Движение ставит целью собственную осмысленную творческую деятельность, интересную молодым. Мы выращиваем "зеленую" молодежь для себя. Имейте в виду: все проекты, которые мы сегодня запускаем, — история на перспективу.
В самарскую политику "Зеленые" вошли в 2007 году, когда партия получила 7,62% голосов на выборах в Самарскую губернскую думу. Однако к концу 2008 года она прекратила свое существование на федеральном уровне, реорганизовавшись в экологическое движение. После этого публичная активность партии и в регионе практически свелась к нулю.