В понедельник, 13 сентября, состоялось первое публичное событие на территории обновленного здания Фабрики-кухни, отданного под филиал Третьяковской галереи.
Реставрационные работы еще продолжаются, а музей там откроется не раньше мая 2022 года. Корреспондент Волга Ньюс побывал на презентации и подробно рассказывает, что происходило в этот вечер, помимо официального протокола - вручения государственных наград и поздравительных речей первых лиц.
Третьяковка и все-все-все
Гостей мероприятия просили прийти в 17:30 и ждать в "Саду баланса". Он находится за Сквером памяти борцов Революции, там, где светятся большие буквы "ЗИМ". Сад уже практически готов, ему остается только обрасти деревьями и кустарниками. Это наконец-то прекрасная парковая зона - с продуманным ландшафтом, а не просто с пестрыми клумбами, и с гравийной дорожкой, а не с асфальтированной. На территории сада можно увидеть обломки индустриального прошлого территории - камни и части стен разрушенного завода. В концепции авторов проекта - не уйти от памяти о том, что здесь рядом находился огромный завод, с которым было связано здание Фабрики-кухни, наоборот, оставить напоминание об этих страницах истории. Той же цели служит световая инсталляция "ЗИМ".
В назначенное время в саду представитель самарского филиала Третьяковской галереи Илья Сульдин и архитектор Виталий Стадников, которому здание Фабрики-кухни во многом обязано своей новой историей, рассказывали о проекте реставрации и задачах, которые ставились в рамках преображения территории.
Вскоре подъехал правительственный десант во главе с министром культуры РФ Ольгой Любимовой, и вся вереница гостей прошла в здание Фабрики-кухни. Пока для первых лиц проводили экскурсию по залам, гости ждали начала перформанса на первом этаже. Именно перформанс был главным событием вечера. Так как здание Фабрики-кухни еще не до конца отреставрировано и остались кое-какие детали, а оснащение и организация музейного пространства - отдельная сложная история, которая потребует большого времени, организаторы аккуратно пытались сформулировать формат встречи. Оптимальное название - "первое событие в обновленном здании Фабрики-кухни". Еще, конечно, звучало "презентация архитектурного шедевра".
Перформанс показывали и накануне, был специальный прогон, на который сотрудники Третьяковки позвали в основном коллег - музейщиков, художников. А 13 сентября в зале уже были все: и те, без кого всего этого праздника не случилось бы - от Александра Хинштейна до Владимира Мединского, те, кто поддерживал этот проект - от Владимира Аветисяна до Леонида Михельсона, и те, кто "делает" культуру в Самаре - от Андрея Кочеткова до Сергея Филиппова. Рядом с директором Третьяковской галереи Зельфирой Трегуловой гордо стоял Михаил Савченко, именно он со своей командой будет развивать филиал Третьяковки в Самаре. С этой командой связаны, возможно, самые интересные и яркие проекты последних лет - Музей модерна и "ВолгаФест". На развитие креативного пространства в новом здании возлагают большие надежды, и, честно говоря, вряд ли к кому-то этот проект подходил бы больше, чем к Савченко и Ко. Безусловно, среди первых лиц была и министр культуры Самарской области Татьяна Мрдуляш, которая в свое время работала в дирекции Третьяковки и познакомилась с Самарой именно благодаря проекту Фабрики-кухни.
Перформанс "Утопия на ужин"
Пока гости ждали начала перформанса, небольшое превью и свой проект на первом этаже показывали Сергей Баландин со своей командой. На трех столах лежали чертежи Фабрики-кухни и стояли подносы с пирожными. На пирожных были прописаны названия цехов здания. По определенному времени художники отрезали кусочек от одного из цехов и съедали. Голодные гости крутились вокруг. Уже начали разносить программки. Стоит отдельно сказать, что в программках были отмечены все, кто был задействован в организации праздника - от всех имен перформеров и исполнителей до менеджеров и дизайнеров, за что стоит сказать организаторам отдельное спасибо. Потому что в проекте действительно была важна каждая деталь - от исторического фактчекинга до дизайна тарелок.
После официальных речей и вручения наград гостей позвали на второй этаж - наконец-то начинался перформанс. Всем предлагали сесть за столы на шесть человек. С первыми звуками музыки, написанной специально для этого события Алексеем Сысоевым, между столами стали ходить артисты в образе обслуживающего персонала Фабрики-кухни. По строгому хореографическому рисунку "работники" застилали стол скатертью, расставляли тарелки. Каждому гостю было положено по три тарелки с различными надписями о светлом "советском" будущем. Потом все тарелки собрали, а на стол привезли высокие цветы в кадках - все так, как было на исторических фотографиях. В этой части перформанса зрители должны были считать эпоху начала 1930-х, времени больших надежд и планов, смены парадигм - и гендерных, и профессиональных, и социальных. Кстати, за музыку отвечали камерный хор Самарского института культуры Solaris и московские вокалисты. Несмотря на достаточно позитивный подтекст этой части перформанса, он оставлял мрачное настроение - ритмичные движения "работников" в белых одеждах, пустые тарелки, лязг невидимых приборов, как будто бы немного хаотичное звучание музыки - все это навевало мысли о каких-то призраках. Во втором зале - стук печатных машинок, где под печатный цилиндр вставлены листы с надписью "Дело", несколько перформеров за столами создают хореографический рисунок, призванный показать, что человек не мог вырваться за пределы каких-то возможностей и, как бы ни тряс стол, он все равно к нему "привязан". Конечно, на контрасте со светлым будущим, эпоха конца 1930-х и начала 1940-х, когда все надежды со звоном рушились, - все перформеры в черном. В какой-то момент они просто начали бить тарелки, подчеркивая драматизм происходящего в то время. В третьем зале - реквием Екатерине Максимовой, первой женщине-архитектору, автору проекта Фабрики-кухни. В полутьме пел хор, несколько перформеров создавали движение, символизируя птиц, ветер, надежды на будущее, из динамиков шепотом рассказывалась трагическая биография Максимовой.
Кстати, перформанс показывали не один день. Он шел каждый вечер с 13 по 17 сентября. Чтобы на него попасть, нужно было просто зарегистрироваться по специальной форме на сайте проекта. Ссылка на регистрацию висела в официальных группах самарской Третьяковки и даже в виде qr-кода на афишах по всему городу.
После перформанса гостям устроили еще один праздник. На крыше (хорошо, что вечер был теплым) состоялся концерт Владимира Аветисяна и его команды DʼBlack. Стоит напомнить, что практически напротив Фабрики-кухни по инициативе мецената откроется Дом рок-н-ролла. А пока в тот вечер музыка с крыши Фабрики-кухни была слышна на весь квартал.
Пока остается непонятным, будут ли до официального открытия самарского филиала Третьяковки на территории Фабрики-кухни устраивать публичные мероприятия, но то, что представили в этот раз - было просто супер. Режиссер-хореограф Анна Абалихина и художник Ксения Перетрухина создали очень яркую хореографическую историю. Да, ее яркость строится на контрасте белого и черного, но не может не радовать тот факт, что авторы всего проекта хранят историческую память, а не пытаются переписать историю и навязать зданию новые смыслы.
Последние комментарии
"Любовь холоднее смерти", 1969. Режиссер Райнер Вернер Фассбиндер. Фильм "Бассейн" не его авторства! Учите матчасть!
Работу по спасению памятника начали гораздо раньше. Виталий тому свидетель. Но главное результат. Объект жив и полезен России.
Объект должен жить! И это здорово!
Стоит порадоваться за благое дело!
Стоит пожелать удачи Галерее