Ровно десять лет назад, 17 февраля 2001 года, в Самаре состоялось важное музыкальное событие — в концертном зале нашей филармонии впервые зазвучал орган. С тех пор великая органная классическая музыка, которую до этого самарцы знали лишь по записям и концертам в других городах и странах, постепенно обрела «прописку» и в Самаре. Сегодня в филармонии пройдет большой концерт, посвященный «имениннику».
Детство и юность
Идея строительства органа в Самаре возникла еще в 90-е годы. Пять лет ушло на осуществление проекта – начиная от эскизов дизайна, инженерных конструкций и изучения акустических особенностей зала до конечной установки. Возведение органа на сцене концертного зала осуществлялось мастерами известной немецкой органостроительной фирмы «Рудольф фон Беккерат» из Гамбурга. В качестве консультанта в Самару был приглашен прославленный органист, народный артист РФ, солист Московской государственной академической филармонии Гарри Гродберг. И именно он 17 февраля 2001 года концертом органной музыки возвестил о рождении нового инструмента на сцене Самарской филармонии, который ныне всерьез претендует на то, чтобы называться главным.
Жизнь органа в Самаре с самого начала была насыщена яркими событиями. Во-первых, в 2004 году в город приехала и осталась здесь жить и работать заслуженная артистка России, органист Людмила Камелина, которую теперь именуют не иначе как «хозяйкой» самарского органа. В репертуаре филармонии появился ее авторский абонемент «Органные столицы мира», на концертах которого органистка очень увлекательно рассказывала об удивительной культурной атмосфере европейских столиц, сопровождая свой рассказ игрой на органе, и открывала слушателям мир музыки прошедших веков. Потом этот абонемент сменил цикл концертов «Из коллекции органных шедевров», который сегодня пользуется неизменным успехом. И для детей уже несколько сезонов есть возможность познакомиться с удивительным инструментом - это увлекательный и познавательный «Маленький органный абонемент для маленьких слушателей».
Международные фестивали органной музыки «Королевские аудиенции» стали гордостью филармонии. Слушатели получили возможность познакомиться с исполнительским искусством прекрасных отечественных органистов, представляющих российскую органную школу, и западных музыкантов, прежде всего, продолжателей великой немецкой органной традиции. С органными концертами наш город посетили Рубин Абдуллин, Даниэль Зарецкий и Алексей Паршин, Таливалдис Декснис (Латвия), Винфрид Бениг, Людгер Ломанн, Давид Тимм (Германия), Рода Скотт (Франция), Ги Бове (Швейцария), Лоренцо Гиельми, Джанкарло Пароди (Италия), Марек Стефаньский (Польша).
Похожие, но разные
Органы, установленные в католических храмах, и органы в концертных залах серьезно различаются. По словам Людмилы Камелиной, звучание концертного органа (к которым относится и самарский) — более протяжное, с небольшой задержкой от момента касания клавиш до звукоизвлечения. Зависит оно и от акустических особенностей зала. Как вспоминает органистка, когда в филармонию впервые приехал знаменитый Оливье Латри — штатный органист Собора Парижской Богоматери, он был несколько обескуражен этой непривычной для него задержкой звука и не сразу нашел «общий язык» с самарским инструментом.
Как объясняют специалисты, орган в Самаре действительно уникален и по праву занимает одно из достойнейших мест в Европе среди подобных ему светских, концертных инструментов. Важнейшим параметром органа всегда считались красота тембров и их количество. У самарского их 52, и это дает ему возможность звучать различными голосами, подтверждая славу «короля инструментов». Вся эта богатейшая звуковая палитра размещена в 3540 трубах и трубочках разнообразной длины и объемов, расположенных большей частью на внутренней стороне фасада, которые управляются тремя ручными клавиатурами (мануалами) и одной ножной клавиатурой. Устройство самарского органа – электромеханическое, с применением компьютерной и электронной техники, что позволяет проводить на сцене филармонии концерты любых жанров.
День рождения партнера
«Лично я воспринимаю наш орган как одушевленное существо, - признался артист Самарской государственной филармонии, мастер художественного слова Виктор Намакаренский, который неоднократно выступал «в компании» инструмента. - На сцене с его стороны я всегда чувствую настоящее актерское партнерство. Думаю, что это действительно наш главный инструмент. Даже визуально — он объединяет пространство сцены. А пожелать своему «партнеру» в день его юбилея хочется долгой творческой жизни и неубывающего внимания публики».
Сегодняшний праздничный концерт было решено организовать как детский праздник — органу ведь всего 10. А на детских праздниках, как известно, веселятся не только малыши, но и взрослые, так что программа составлена с учетом вкусов публики разного возраста. В концерте, помимо «виновника торжества» под управлением Людмилы Камелиной, примут участие гости: флейтистка Ингрид Пауль (Германия), лауреат международных и всероссийских джазовых конкурсов, саксофонист Игорь Паращук (Екатеринбург), самарский пианист Николай Фефилов и уж совсем неожиданно в сочетании с органом — ансамбль ударных инструментов (руководитель — Павел Мошкин). А Людмилу Камелину сменит за органом народный артист России Владимир Хомяков (Челябинск). Начало юбилейного концерта — в 18.30.
Мини-интервью:
«Хозяйка» самарского органа
Профессионал раскрывает секреты
Людмила КАМЕЛИНА, органистка Самарской филармонии, заслуженная артистка России
- Где готовят профессиональных органистов?
- Я начинала как пианистка, это достаточно близко. Когда я училась музыке, орган нигде не преподавали. Сама искала возможности, чтобы постичь его секреты. А сейчас мастерство игры на органе преподают в музучилищах (и в самарском в том числе) - факультативно. Ребята используют для занятий электроорган, хотя это, конечно, не то...
- В Европе в каждом католическом храме есть свой орган. А сколько таких инструментов в России?
- Начнем с том, что церковный орган серьезно отличается от своего светского «собрата»: внутренним устройством, звучанием. Если говорить о сугубо концертных инструментах, то у нас в стране их не более сотни. Я знаю, например, что за Уралом их вообще всего то ли три, то ли четыре. Так что Самаре повезло, что ее жители могут наслаждаться органной музыкой «живьем».
- Как вы думаете, орган можно назвать главным инструментом Самарской филармонии?
- Это как-то нескромно... Я все же считаю, что наш главный инструмент — это симфонический оркестр под управлением Михаила Щербакова. Он давно уже стал символом филармонии. А орган назвала бы, скорее, нашей филармонической изюминкой.
Держать строй!
Любой музыкальный инструмент нуждается в настройке, и орган — не исключение. Но в этом случае правильнее называть человека, который настраивает орган, не просто настройщиком, а органным мастером. У нас в стране эта профессия еще более редкая, чем концертирующий органист. Мастер должен знать инструмент наизусть, все эти трубочки, мембраны... «В Самаре за органом несколько лет «присматривал» прекрасный профессионал Юрий Савельев, - говорит Людмила Камелина. - Он контролировал чистоту строя и техническую исправность инструмента, всегда мог что-то там перенастроить, если надо почистить, подпилить. Сейчас, к сожалению, он больше не работает у нас... Насколько я знаю, на сайте филармонии висит объявление о вакансии мастера органа. Так что, надеюсь, такой специалист скоро у нас появится».
Наталья Эскина, музыковед:
- Органы обычно встраиваются в своды соборов, где зал побольше, потолок пошире и есть реверберация, которой в филармонии нет. Но я знаю, что филармония много сделала, чтобы акустику улучшить, и бывала на концертах, когда самарский орган звучал просто божественно. Потому что огромное значение имеет исполнитель. И очень хорошо, что у нас есть Людмила Камелина. Ведь она делает очень важное дело в смысле просвещения — знакомит с устройством инструмента, музыкой, написанной для него, приглашает выдающихся музыкантов для совместной работы. На мой непрофессиональный слух, лучше всего услышать наш орган можно сидя на сцене — как раз на празднованиях дня рождения, которые проводит филармония, и когда для ограниченного числа людей это становится возможно.
Кейко Мацуи, всемирно известный джазовый исполнитель:
- Когда я приехала в Самару с концертом, то объяснила, что в нескольких композициях я аккомпанирую себе на электрооргане. Я его, разумеется, привезла с собой — как всегда делаю на гастролях. А организаторы моего выступления здесь рассказали, что в вашей филармонии есть настоящий большой концертный орган, и предложили мне попробовать на нем помузицировать. Я заинтересовалась, пошла посмотреть... Его размеры и звучание меня, конечно, потрясли. Но вот сама справиться с таким колоссальным «организмом» я бы, наверное, все же не смогла. Так что пусть уж лучше на нем играют профессионалы, а я ограничусь своим «электричеством». А вообще, то, что в Самаре есть такой инструмент, по-моему, приближает вас к Европе. Там орган сейчас снова в моде.
Оливье ЛАТРИ, органист Собора Парижской Богоматери:
- Я ни разу не играл в русском храме, хотя органная музыка считается, прежде всего, церковной... Все-таки я предпочитаю концертное исполнение, именно на концертной площадке. С удовольствием два раза выступал в Самарской филармонии. Это совершенно особое ощущение. Когда играешь в храме, ты оторван от слушателей, они лишены возможности вживую наблюдать игру исполнителя – так устроено практически во всех соборах. Они ощущают только музыку. Одну только музыку, а исполнителя будто бы и нет вовсе. Для меня же очень важно видеть глаза зрителей. И я смотрел в их глаза здесь, в Самаре... Еще мне кажется, органная музыка вообще очень хороша для медитации.
Не более 100 концертных площадок в России имеют в своем «арсенале» королевский инструмент
Источник: www.vkonline.ru
Последние комментарии
Совершенно справедливо.
Виляют и друг на друга кивают...
Осмелел при Рыбаковой ручной был...Гефест на себя перевел или все жонушкой прикрывается
великолепные книги супер
Какое вранье и лицемерие. Предательница, сбежавшая через месяц в Израиль. Волга ньюс, Вам не кажется, что эту статью нужно убрать, а если хотите упоминать имя этой продажной , ненавидящей Россию, детке своей мамы, то пишите о ней правду!