В эти дни Приволжское управление гидрометеорологической службы отмечает свой 80-летний юбилей. В соответствии с постановлением правительства СССР от 3 апреля 1931 года, в Самаре на базе нескольких ведомственных организаций был создан Средневолжский краевой гидрометеорологический комитет, в подчинение которого перешла вся наблюдательная сеть станций и постов, расположенных на территории региона.
Бесплатные наблюдения
Всего каких-то 150 лет назад никто из россиян не знал словосочетания «прогноз погоды». Конечно же, средний обыватель, перед тем как выйти из дома, обычно смотрел на небо – но только лишь для того, чтобы проверить, не собрались ли тучи. А вот узнать о погоде на завтра или на следующую неделю в России середины XIX века было негде. Можно, конечно, было расспросить старичков да старушек, которые по народным приметам могли предсказать, когда ляжет первый снег, пойдут ли дожди в сенокосную пору, и хороший ли урожай грибов и ягод соберут сельчане ближайшим летом.
В Европе регулярные метеорологические наблюдения начали проводить в XV–XVI веках, а в конце XVIII века в Англии, Германии и некоторых других странах для этого были созданы специальные государственные структуры. В России же только в начале XIX века появились первые предложения о создании государственной гидрометеорологической службы. По указу императора Николая I за осуществление этого проекта взялся талантливый ученый и организатор, выдающийся русский физик, а впоследствии академик Адольф Купфер. Во многом благодаря его усилиям в апреле 1834 года в Санкт-Петербурге была организована метеообсерватория, положившая начало постоянной геофизической сети России, руководимой из одного центра.
Уже в то время в эту сеть могла бы быть включена и Самара, но в 30-х - 40-х годах XIX столетия сделать этого так и не удалось. Объяснение простое: Самарская городская дума, где заседали в основном представители купечества, так и не сочла нужным выделить из городской казны средства на содержание метеорологической обсерватории. По этому поводу представители городских властей говорили, что «таким мелким и никчемным делом, как смотрение за ветром и дождиком, самарские обыватели могут заниматься и бесплатно».
Чудак из Германии
Начало регулярных метеонаблюдений в нашем городе связывают с именем немецкого доктора Юлиуса Укке, привезшего из Германии невиданные доселе приборы - термометры, барографы, флюгеры и так далее. Местные обыватели долгое время смотрели на него как на занятного чудака, который весной 1854 года построил около своего дома какие-то башенки и будочки. Вскоре странный немец день за днем стал записывать в толстые журналы подробные сведения о температуре воздуха в городе, об атмосферном давлении, о количестве осадков и так далее. Никому из обывателей это тогда не было нужно, но тем не менее Юлиус Укке вошел в историю нашего города в качестве самого первого самарского метеоролога.
Только в 1886 году из городской казны наконец-то были выделены деньги на организацию метеорологической станции при Самарском реальном училище. Показания с приборов снимались три раза в сутки - в час ночи, в 7 утра и в 9 часов вечера. Более или менее регулярный сбор сведений о погодных явлениях здесь проводился вплоть до 1917 года, а после революции он прекратился более чем на 10 лет.
Лишь в конце 20-х в нашей стране огромное внимание стали уделять развитию воздушного флота, которому постоянно требовались точные прогнозы погоды. В связи с этим вышло в свет постановление ВЦИК и союзного Совнаркома от 7 августа 1929 года «Об объединении метеорологической и гидрологической служб СССР», согласно которому в СССР учреждался единый Гидрометеорологический комитет. Однако на местах организация такой службы затянулась надолго. Как уже говорилось выше, краевой гидрометеорологический комитет в Самаре был создан 3 апреля 1931 года.
Через два года его преобразовали в Управление гидрометеорологической службы (УГМС) Средне-Волжского края. Тогда же в нашем регионе развернулись четыре ведомственные авиационные метеостанции, а в марте 1939 года при Управлении образовался сектор по обслуживанию воздушного флота. Эта структура впоследствии была реорганизована в отдел по метеообеспечению гражданской авиации.
В 1934 году в соответствии с планом развития сети гидрометобсерваторий на окраине Самары открылась метеоплощадка с несколькими домиками, а через 45 лет здесь построили новое здание для Приволжского УГМС.
В 30-х же годах по всей стране шла организация пунктов по запуску аэрологических шаров-зондов, которые были признаны наиболее дешевым и безопасным способом сбора метеорологической информации. На территории Приволжского УГМС первый запуск радиозонда произошел в Самаре 28 июня 1935 года. В 1940-1941 годах такие пункты открылись также в Казани, Оренбурге и Саратове.
Метеорологи надевают погоны
Сразу же после начала Великой Отечественной войны было подписано постановление Государственного Комитета Обороны (ГКО) от 15 июля 1941 года «О подчинении Главного управления Гидрометслужбы СССР при СНК СССР Народному Комиссариату Обороны СССР». Главной обязанностью нового подразделения в структуре Красной Армии, которое в годы войны сокращенно называлось ГУГМС КА, стало обеспечение армии и флота всеми видами прогнозов погоды и гидрометеорологического режима.
История сохранила немало примеров удачного гидрологического прогнозирования военных операций, при котором использовалась информация Куйбышевского УГМС. Например, осенью 1942 года, в разгар Сталинградской битвы, тыловым службам предстояло провести по Волге из Баку в Москву караван нефтяных барж с горючим для боевой техники.
В это время уже миновали обычные сроки окончания навигации на Волге. Однако перед гидропрогнозистами УГМС был поставлен вопрос: успеют ли речники в таких погодных условиях переправить горючее к пункту назначения до момента замерзания Волги. После тщательного изучения обстановки на маршруте служба гидропрогнозов дала штабу фронта ответ: «Успеют». Несмотря на позднюю осень, этот прогноз оправдался, а караван с горючим прибыл в столицу точно в срок.
Особые трудности военные и гражданские синоптики испытывали из-за отсутствия сведений о погоде на территориях, оккупированных фашистскими войсками. Авиационная разведка и редкие партизанские сводки, естественно, не могли заменить наблюдения, которые ранее поступали из сети стационарных метеорологических станций. Поэтому перед тыловыми УГМС, в том числе и перед Куйбышевским, уже в 1942 году была поставлена задача: сразу же после освобождения населенных пунктов в них срочно восстанавливались метеорологические станции и посты.
За Куйбышевским управлением были закреплены ранее оккупированные территории Центрального и Центрально-Черноземного региона. Для восстановительных работ в УГМС было организовано несколько оперативных групп под общим руководством воентехника первого ранга Леонида Дубровина. После окончания войны он был награжден орденом «Знак почета».
Наши группы востанавливали метеопосты и станции в Воронеже, Ростоши, Валуйках, Лисках, Орле, Белгороде, Курске, и других городах.
Куйбышевское УГМС было выведено из структуры ПриВО только 1 марта 1946 года, вновь перейдя под прямое подчинение ГУГМС при Совете Министров СССР. В это время деятельность управления распространялась на территории Куйбышевской, Саратовской, Оренбургской, Ульяновской и Пензенской областей и Татарской АССР.
Проблемы современности
Начиная с 60-х годов в гидрометеослужбе широкое развитие получили работы по мониторингу загрязнения атмосферного воздуха, воды и почвы. На базе существующих в управлении лабораторий в нашем городе в 1980 году был создан Приволжский центр по мониторингу загрязнения окружающей среды. С этого времени заинтересованные организации и население региона стали получать информацию не только о погоде, но и об уровне загрязнения окружающей среды, а также прогнозы о возможном ухудшении качества атмосферного воздуха, исходя из складывающихся погодных условий.
Однако в период так называемых постперестроечных экономических реформ произошло значительное ухудшение материально-технического снабжения всей системы гидрометслужбы России. С начала 90-х годов только в Самарской области были закрыты четыре метеостанции, которые ранее восемь раз в день делали замеры погодных факторов. Сначала это были пункты в Красном Поселении и Сосновом Солонце, а потом та же участь постигла метеостанции в селе Марьевка Пестравского района и в селе Кротовка Кинель-Черкасского района. Затем из-за отсутствия средств остро встал вопрос о закрытии одной из базовых метеостанций области — Тольяттинской. Ее удалось сохранить, когда метеостанцию на полное обеспечение взяла городская администрация.
За это же время было сокращено 17 гидрологических постов на реках области, где осталось только по одному посту, в районе речного устья. Между тем международные методики рекомендуют иметь на реке хотя бы по три гидрологических поста - у ее истока, в среднем течении и в устье. Специалисты знают, что только при этих условиях можно своевременно и точно предсказать развитие паводка в речном бассейне.
Источник: www.vkonline.ru
Последние комментарии
Нет крематорию возле села Кривое озеро! Все жители села и близ лежащих мест отдыха против! Оставьте нам чистый уголок природы! Найдите более подходящее место в промышленной зоне!
Что подорожало осмотр новой плиты колонки счётчика ???? Или глаза того кто смотреть будет ????
«Михаил Смирнов назвал сложности с получением данных о количестве проживающих в квартире…» Эти «сложности» не так уж и сложны. Есть два основных источника информации: подразделения МВД (т.н. «паспортные столы»), где есть база данных о прописанных гражданах. И есть выписки ЕГРН Росреестра, где есть данные о собственниках жилья. А также есть и ФНС, где каждый гражданин закодирован под своим ИНН. Предполагаю, что для Администрации области вполне возможно воспользоваться этими базами данных, чтобы выяснить искомую информацию. Далее определяем, сколько гражданин генерирует отходов. За основу возьмём т.н. «рациональные нормы потребления». Например, для пищевых продуктов они рекомендуются Минздравом. Выясняем, сколько желательно съесть куриных яиц в год. Переводим это количество в количество картонных/пенопластовых упаковок. И по сплющенным перед отправкой в контейнер упаковкам вычисляем объём этого отхода. Точно также и для бутилированной воды, и для сахара, для макарон, и так далее. Вроде бы просто. Или, всё-таки, сложно?
У родителей нет информации ввели ли карантин в школе или нет, завтра 3 урока. И сегодня тоже уроки были, вот всё что мы знаем. Кто-то кого-то обманывает.
Готовьте карманы, самарцы...